Библиографическое описание:

Казимова Д. А. Интеграция системы электронного обучения в образовательной сфере Республики Казахстан [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 24-26.

В настоящее время развитие казахстанского общества характеризуется процессами, связанными с интеграцией передовых информационных технологий практически во все сферы человеческой деятельности. Эти условия актуализируют необходимость реформирования отечественного образования и проведения комплекса научно-педагогических исследований, посвященных вопросам внедрения и использования в образовательном процессе инновационных технологий, в том числе информационного характера.

Современный уровень науки и техники, внедрение соременных технологий во все отрасли ставит перед системой образования проблему повышения качества обучения и воспитания учащихся. В Послании Президента Н.Назарбаева народу Казахстана, говорится, что «Мы должны продолжить модернизацию образования. Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана» [1, c. 2]. В настоящее время в нашей республике идет активная реализация государственных программ: развития образования в Республике Казахстан 2011-2020 [2, c.3], в котором одним из задач является внедрение системы электронного обучения (e-learning), т.е. обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям. Принят Закон «Об образовании» [3] в новой редакции и Государственная программа развития науки Республики Казахстан на 2007-2012 годы [4], которые обеспечат системное развитие данных сфер.

На сегодняшний день в результате реализации государственных программ в Республике Казахстан все уровни образования институционально обеспечены сетью соответствующих организаций. Структура образования приведена в соответствии с международной стандартной классификацией ЮНЕСКО.

Представленный выше обзор нормативных документов, регулирующих реформирование системы образования в Республике Казахстан, позволяет сделать вывод, что они в целом предусматривают решение следующих стратегических задач:

  • обеспечение оn-line доступа учащихся ко всем мировым образовательным информационным ресурсам;

  • обеспечение нормативно-правовой базы, регулирующей обновление содержания образования, непрерывность и динамичность образовательных услуг;

  • повышение уровня качества образования через информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

  • интеграция в мировое образовательное пространство при помощи ИКТ;

  • централизованный мониторинг, анализ и управление организациями образования с помощью ИКТ.

По мнению Е.И. Бурдиной, развитие системы педагогического образования невозможно без использования новых педагогических технологий, в полной мере использующих возможности современных инфокоммуникаций. Это обусловлено тем, что современный этап научно-технической революции характеризуется глобальной информатизацией всех сфер общественной жизни, включая систему образования [5, c. 16].

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе образовательных учреждений – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной педагогике. Специфика введения информационно-коммуникационных технологий в процесс воспитания школьников в нашей стране состоит в том, что данные технологии сначала используются в семье, далее в детском саду, школе – в условиях коллективного воспитания. Использования ИКТ позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.

В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. Будущее сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. Компьютерная грамотность становятся сейчас необходимыми каждому человеку. Как заявляет министр образования и науки страны Бахытжан Жумагулов: «Важный аспект, затрагивающий все уровни подготовки, – широкое внедрение электронного обучения – e-learning» [6].

E-learning – система электронного обучения при помощи информационных, электронных технологий.

Развитие электронного обучения должно стать элементом политики государства. Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования является Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.

Нормативная правовая база системы электронного обучения разрабатывается на основе международных стандартов и технических регламентов эксплуатации системы электронного обучения.

Реализация проекта «E-learning» предусмотрена в 2 этапа. На 1 этапе более 50% организаций образования получат ШПД к сети Интернет (от 4-10 Мб/сек), будут иметь локальную сеть (свободный доступ к образовательному контенту) Wi-Fi, Wi-Max, будут обеспечены электронными библиотеками, не более 10 учащихся на 1 ПК.

На 2 этапе уже более 90% организаций образования получат все возможности к сети Интернет, иметь свободный доступ к образовательному контенту, не более 1 учащихся на 1 ПК.

Электронное обучение включает следующие компоненты:

- автоматизированное рабочее место учителя (электронные журналы, дневники, планирование, электронные учительские, SMS-оповещение родителей);

- «Online» доступ каждого учащегося и учителя к лучшим мировым образовательным ресурсам в любое время;

- цифровые образовательные ресурсы – библиотеки, порталы, др. (электронные учебники, игры, виртуальные тренажеры, лаборатории);

- автоматизированную систему управления;

- автоматизированный сбор первичной статистической информации.

Например, при данном обучении ученик будет обеспечен электронным дневником, домашними заданиями, расписанием, общение через форумы, блоги, чаты, электронными учебниками, получением СМС рассылок.

В мировой практике электронное обучение стало неотъемлемой частью современного образования. По уровню распространения электронного обучения Казахстан отстает от мировых лидеров в этой области (США, Финляндия, Сингапур, Южная Корея, Канада, Австралия, Новая Зеландия) на несколько лет. При этом созданные образовательные модели этих стран, являющихся и экономическими лидерами, успешно работают на достижение стратегической цели – повышение конкурентоспособности страны.

E-learning в Финляндии, Ирландии, Южной Корее стал основным инструментом модернизации образования и экономического роста. В развитых странах – Японии, США, Великобритании, Финляндии, Южной Корее и других – уже выполняются национальные программы по электронному обучению. Казахстан не намерен отставать от такой тенденции», – сказал Б. Жумагулов в интервью газете «Казахстанская правда». В 2015 году планируется охватить электронным обучением 50% организаций образования, а к 2020 году 90% будут охвачены электронным обучением все уровни подготовки. В дошкольном воспитании будут использоваться компьютерные программы, компьютерные обучающие игры, в средней школе – электронные учебники и электронные пособия, в колледжах и профлицеях – виртуальные тренажеры, в вузах – электронные научно-исследовательские лаборатории. В соответствии с ним организации образования планируется обеспечить широкополосным Интернетом, приобретение порядка полумиллиона компьютеров и более восьми тысяч серверов, чтобы от сегодняшнего соотношения – один компьютер на 18 учащихся – перейти к соотношению 1:1, что соответствует уровню самых развитых стран. Кроме того, будут разработаны современные интерактивные обучающие и управляющие ресурсы, содержащие текст, графику, музыку, видео, анимации и различные мультимедийные технологии [6].

В Концепции системы электронного обучения на 2010-2015 годы определяются приоритеты по созданию единой информационной образовательной среды. В частности, требуется «сформировать основы единой системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования и создать отраслевую информационную систему для эффективного управления объектами и процессами образования» [7].

В данной концепции дается оценка текущему состоянию процесса информатизации в организациях среднего образования, а также определяются необходимые мероприятия для активизации процессов по внедрению единой системы электронного обучения на всех уровнях подготовки.

Значительным преимуществом системы электронного обучения является предоставление возможности использования графических, мультимедийных возможностей информационно-коммуникационных технологии для учебного процесса, интерактивных ролевых игр, симуляторов, которые улучшают усвоение учебного материала и положительно влияют на качество и результаты учебного процесса.

Также разрабатываются учебные курсы, которые должны включать конкретные результаты обучения: знания и умения. Результаты обучения, должны быть достижимы средствами e-learning, дополненными общением лично с уичтелем, в случае необходимости.

Спирина Е.А. указывает, что курсы должны быть спроектированы для [8, c.92]:

  • усиления активного обучения;

  • упрощения индивидуального обучения и развития учебных навыков;

  • поддержки развития и взаимодействия образовательных сообществ;

  • полного контроля слушателем времени, места и темпа обучения;

  • определения разнородности слушателей и для проектирования курсов, на основе сильных сторон и особенностей каждого учащегося;

  • создания соответствующих условий для слушателей с физическими недостатками;

  • того, чтобы получать от учащихся обратную связь относительно материалов курсов и требований к учебному процессу.

Таким образом, применение системы электронного обучения будет иметь эффект только при ее интеграции в реальные учебные процессы при взаимодействии со всеми участниками этих процессов.


Литература:

1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе» // Казахстанская правда. – 2011. – 28 января. – С.1-6.

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы // Индустриальная Караганда. – 2010. – № 199-200. – С. 5-10.

3. Закон Республики Казахстан «Об образовании» // Казахстанская правда. – 2007. – № 127. – С. 3-6.

4. Указ Президента Республики Казахстан "Об утверждении Государственной программы развития науки Республики Казахстан" //Астана, Акорда, 20 июня 2007 года. – № 348.

5. Бурдина Е.И. Теория и практика развития творческого потенциала педагогов в системе непрерывного многоуровневого педагогического образования: автореф. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. – Караганды, 2007. – 48 с.

6. Е-обучение введут во все учебные заведения Казахстана // http://profit.kz/news/6699-E-obuchenie-vvedut-vo-vse-uchebnie-zavedeniya-Kazahstana

7. Концепция системы электронного обучения на 2010-2015 годы // http://www.moodle.citpvl.kz

8. Спирина Е.А. Качество электронного обучения в области высшего обраозования /Сб.науч. трудов под ред. Тажигуловой Г.О. – Караганды:изд-во КарГУ, 2011. – 88-94.

Основные термины (генерируются автоматически): электронного обучения, Республики Казахстан, системы электронного обучения, образования Республики Казахстан, развития образования, науки Республики Казахстан, Республике Казахстан, развития образования Республики, организаций образования, Государственная программа развития, электронного обучения Казахстан, 50% организаций образования, программа развития образования, сфере Республики Казахстан, системы Республики Казахстан, развития науки Республики, политики Республики Казахстан, Президента Республики Казахстан, Республики Казахстан «Об, управления Республики Казахстан.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос