Библиографическое описание:

Трифонов Р. Д. Агрессия и копинг-стратегии у подростков с социальной дезадаптацией // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 662-665.



This article focuses on aggression, adolescent aggression and its relationship with coping strategies in adolescents with social and school disadaptation in particular. The basic difference of teenage aggression, the main types of aggression, and given a description. Separately considered as part of the school disadaptation of social disadaptation. There is also described the way in which aggression is presented and the main coping strategy. in adolescents with social disadaptation.

Keywords:psychology, clinical psychology, pedagogy, disadaptation, school disadaptation, aggression, coping strategies.

Всовременномроссийскомобществевсёболееостровстаетпроблемаподростковойагрессивностии еёвозможныхпоследствий. Несмотря на общее снижение, как преступности, так и административных нарушений, подростки в некоторых регионах стали более антисоциально направлены. Также темпы снижения подростковой преступности падают из года в год, если ранее число преступлений, совершённых подростками и с их участием было 162,7 тыс. (на 1990г.) то к нынешнему эта цифра сократилась до 61,8 тыс. (на 2015г). Однако следует заметить, что в 2014 году (59,5тыс.), количество преступлений было меньше чем в 2015 (61.8тыс.) [1]. Вся представленная выше информация говорит о социальной актуальности изучения подростковой агрессивности современной психологической наукой.

Говоря об агрессии и агрессивности, следует сразу разграничить эти два понятия: 1. Агрессия — это любая форма поведения, которая нацелена на причинение кому-либо физического или психологического ущерба. [2, С. 24] 2. Агрессивность — это относительно устойчивая готовность к агрессивным действиям в различных ситуациях. [2, С. 44].

Для более полного понимания агрессии в общем необходимо понимать о наличии конструктивной части этого феномена. Первым примером рассмотрим результаты эксперимента К. Лоренца, в котором он изучал коралловых рыбок. В ходе эксперимента было выявлено, что агрессия в отношении своего вида находится на гораздо более высоком уровне, нежели агрессия в отношении других видов рыб, что позволило сделать вывод о том, что уровень агрессии будет различных по отношению к разным объектам и иметь определённую направленность [5].

Л. Берковиц писал о том, что агрессия не всегда своей первичной целью ставит вопрос о нанесении вреда другому организму. К примеру, когда у солдата есть желание убить своего врага, но не для того чтобы уничтожить противника, а для сохранения собственной жизни. Это наглядно показывает, что у человека как живого организма должен быть определённый уровень агрессии, однако закономерно ставиться вопрос об уровне агрессии и агрессивности как свойстве личности. [1]

Также у Л. Берковица описаны два вида агрессии: инструментальная и эмоциональная. Под инструментальной агрессией автор понимает как относительно легко понимаемую форму поведения, которая преследует некую цель, а агрессия является лишь средством достижения. Эмоциональная агрессия зачастую трудно контролируема сознательно и несёт в себе первичную цель — нанести вред и боль другому организму.

Представленная информация даёт чёткое понимание что у феномена агрессии есть конструктивная сторона, которая способствует выживанию и адаптации организма, а также есть деструктивная, которая вызывается конкретной ситуацией и не несёт в практически положительного смысла.

Далее автор описывает другие классификации с точки зрения: 1. Типа агрессивного нападения: 1.1 Физическая природа агрессии — это физические действия которые наносят человеку физические и\или моральные страдания; 1.2 Вербальная природа агрессии — это вербальные (словесные) суждения которые наносят человеку моральные страдания. 2. Непосредственности нападения: 2.1 Прямая агрессия — это такой вид агрессии, который реализуется прямой атакой агрессора; 2.2 Косвенная агрессия — это такой вид агрессии, который реализуется косвенным путём для нанесения вреда. 3. Контролируемости агрессивных проявлений: 3.1 Контролируемая агрессия — это агрессия проявления которой могут с помощью волевого усилия регулироваться и направляться человеком; 3.2 Неконтролируемая агрессия — это агрессия, проявления которой регулируются и направляются человеком частично или не регулируются и не направляются вовсе.

Подростковая агрессия закономерно имеет некоторые отличительные черты от других возрастных периодов. Во-первых, способы выражения агрессии у подростка могут меняться более гибко, нежели у людей более старшего возраста. Во-вторых, в отличие от более раннего возраста, где агрессия выполняет «сигнальную функцию», у подростков «репертуар» агрессивных проявлений более обширен и может преследовать большее количество разнообразных целей.

Ольшанская Е. В. в своей работе указывает на то, что подростки более склонны к использованию двух типов агрессии: деструктивной агрессии, которая носит дезадаптивный характер и конструктивной агрессии, которая способствует адаптации и может являться одним из факторов преодоления социальной дезадаптации. [6].

Здесь и возникает вопрос о том, каким образом проявляются эти два типа агрессии. Один из вариантов проявлений это тот или иной вариант поведения в конкретной ситуации.

Далее рассмотрим копинг-стратегию и копинг. Стоит сразу разграничить эти два понятия, копинг или копинг стратегия, это конкретные действия для совладания с ситуацией, тогда как совладающее поведение — это совокупность копингов. [9]

Один из ярких примеров взаимосвязи подростковой агрессии и копинга описывается в исследовании Поповой Т. М. Автор изучала подростков склонных к алкоголизации и их копинг-ресурс, которые исследователь охарактеризовала как: «неразвитый и неэффективный». Исследование показало, что у подростков склонных к употреблению алкоголя копинг-стратегии ориентированы на избегание проблемы или её игнорирование. Как следствие у таких подростков повышена тревожность, выражен общий асоциальный вектор поведения и как следствие они дезадаптированы, а также повышен уровень агрессивности. [7]

Описанное исследование ясно отражает тот факт, что существует взаимосвязь агрессии и копинга, однако общий характер этой взаимосвязи не отражен в современных исследованиях. До сих пор в них находили своё отражение лишь частные взаимосвязи для каждой конкретной группы, что и показано в представленном исследовании.

Как уже было выявлено, у подростков с определённым уровнем агрессии и её проявлением зачастую наблюдается феномен дезадаптации, что обуславливает необходимость более подробно разобрать это понятие.

Последние ключевые понятия, рассматриваемые в данной работе это социальная дезадаптация и школьная дезадаптация.

В первую очередь необходимо остановиться на разграничении двух понятий: дизадаптации и дезадаптации. Под дезадаптацией понимается сложное, социально-психолого-педагогическое явление, которое является следствием нарушения механизма адаптации для социализации личности. В похожем значении в западных источниках используется термин «дезадаптации», однако стоит заметить, что слово дезадаптация имеет латинскую приставку de или французскую des, которая означает в первую очередь полное отрицание, т. е. полное нарушения механизма, описанного выше. В то время как латинское dis используется со следующими значениями: нарушение, искажение, деформацию. [8 с. 580–581] Несмотря на то что общепринятым термином в России для обозначения нарушений процессов взаимодействия человека со средой принят термин «дезадаптация», в дальнейшем автор будет руководствоваться смысловой частью второго описанного термина используя первый.

Социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиямсоциума. Социальная дезадаптация подразумевает нарушение взаимодействия человека со средой, которое характеризуется невозможностью осуществлять в конкретных микросоциальных условиях свою позитивнуюсоциальную роль, которая бы соответствовала его возможностям. [10]

Поскольку школьная деятельности является одной из основных в подростковый период, то следует также рассмотреть частный вид социальной дезадаптации, а именно: школьную дезадаптацию.

Каган В. Е. писал, что школьная дезадаптация — результат взаимодействия многомерных и многоуровневых отношений, которые создают невозможность для ребёнка найти в пространстве школьного обучения «своё» место, где он будет принят как личность со своей идентичностью и возможностями для самореализации. [4, c.4]

При оказании помощи ученику, которому не удалось успешно адаптироваться к обучению или у которого начали проявляться признаки дезадаптации необходимо оказать коррекционную помощь по следующим направлениям: [3, c. 45]

  1. Системное отслеживание динамики психического развития ребёнка.
  2. Системное отслеживание динамики личностного развития ребёнка.
  3. Создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения.
  4. Координация согласованной работы психолога, педагога, родителей и администрации школы.

Важность школы как одного из этапов социального становления личности сложно переоценить, однако нередки случаи, когда успешно адаптироваться к ситуации не только получения большого количества информации, но и становления в учебном коллективе, не получается без сторонней помощи. В подростковом возрасте роли в классе зачастую меняются ввиду новых ценностных ориентаций подростков что также ведёт к необходимости выработки новых «линий» поведения. Нехватка адаптационных механизмов или их неэффективность ведут к проявлению агрессии в той или иной форме, будь то прямая агрессия на своё окружение или пассивный протест. И в зависимости от того, какого качества и будет ли вообще оказана эта помощь, может зависеть не только сегодняшний день ученика, но и вся его последующая жизнь.

Таким образом агрессия и копинг-стратегии играют одну из важнейших ролей в социальной адаптации подростков, а это в свою очередь показывает необходимость проведения исследований по представленной теме. Полученные впоследствии результаты могут быть использованы для выработки практических рекомендаций и создания коррекционных программ, что позволит помогать подросткам более успешно адаптироваться в социуме.

Литература:

  1. www.gks.ru/free_doc/new_site/population/pravo/10–01.doc
  2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.
  3. Булыгина А. В. Формирование субъектных компонентов самосознания подростков как фактор профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности: Дис. … канд. Психол. Наук. — Казань, 2003–226. с.
  4. Каган В. Е. Школьная дезадаптация: к определению понятия. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков/ Под ред. СМ. Громбаха — М.: Медицина, 1995. — с.3–8
  5. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). — М.: Просвещение, 1994.
  6. Ольшанская Е. В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: Дис.... канд. психол. наук. — М., 2000. — 135 c.
  7. Попова Т. М. Развитие копинг-ресурсов у подростков с риском к алкоголизации: Дис. … канд. Психол. Наук. — Тамбов, 2006. — 146с.
  8. Российская педагогическая энциклопедия в 2т / под ред. В. Г. Панова, М.: Пресс, 1993. Т. 1. 607с.
  9. Трущенко М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе // Психологические науки теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф. / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — М.: Буки-Веди, 2012. — 130 с.
  10. Шпак Л. Л., журнал «Социологические исследования» — 2011. — № 3. — с. 50–55

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle