Библиографическое описание:

Сивелева С. Ю. Проблема оценки качества современного начального образования в условиях реализации общеобразовательных программ // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 517-520.



Статья освещает проблему оценки качества современного начального образования, которая заключается в интерпретации системы оценки качества начального образования в структуре, в целеполагании и в процессе функционирования системы оценки; исследует различные подходы к интерпретации понятий образовательного мониторинга, педагогической экспертизы.

Ключевые слова: качество начального образования, система оценки качества начального образования, мониторинг, педагогическая экспертиза

В рамках модернизации образования, изменения общественного запроса к образовательным услугам актуализируется проблема оценки качества образования. Между тем качество образование как объект оценки является достаточно сложным, многогранным понятием, к интерпретации которого существует множество подходов. Существование различных подходов к анализу понятия «качество образования» препятствует адекватной оценке, не позволяет выбрать определенные критерии и показатели, которые однозначно бы выявляли уровень развития образовательной системы. Проблема, однако, связана не только с существованием различных подходов к интерпретации; актуальную часть проблемы составляет выявление объективной и субъективной сторон понятия качества образования.

Указанная выше проблема разрешается на государственном уровне в рамках национального проекта «Образование», призванного стандартизировать как само понятие качества образования, так и его целевое содержание.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» качество образования трактуется как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы[1].

Несмотря на все недостатки данного определения, в этой статье мы будем придерживаться именно его, поскольку именно в такой интерпретации качества образования прослеживается стандартизация понятия, основанная на систематизации и обобщении различных подходов.

Данное определение характеризуется также универсальностью, поэтому оно применимо и к качеству начального образования.

Несмотря на установленную определенность в интерпретации понятия «качество начального образования», существует проблема поиска адекватной детерминанты понятию «оценка качества начального образования». И здесь прослеживается существование множества подходов.

О. А. Игнатова считает, что оценка качества образования «подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса» [3]. Однако такая интерпретация не может быть охарактеризована как исчерпывающая, поскольку не охватывает все аспекты объекта оценивания.

Вместе с тем С. А. Котова выделяет три основные элемента системы качества начального образования:

− качество обучения и воспитания младших школьников,

− качество образовательного процесса,

− качество условий образования [5].

Оценка качества начального образования обычно рассматривается в контексте образовательного мониторинга. Мониторинг является непрерывным процессом наблюдения и регистрации параметров объекта в сравнении с заданными критериями. Если экстраполировать данное определение мониторинга на образовательные системы, то образовательный мониторинг (в дальнейшем — без эпитета «образовательный») представляет собой непрерывный процесс наблюдения за образовательными системами как основными объектами, в которых осуществляется образование, и процесс регистрации параметров развития образовательной системе в контексте образовательного целеполагания.

Второе Правило осуществления мониторинга системы образования определяет цели мониторинга систем образования:

− информационная поддержка разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования,

− непрерывный системный анализ и оценка состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность),

− усиление результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений,

− выявление нарушения требований законодательства об образовании [8].

Однако мониторинг недопустимо ассоциировать только с оценкой качества образования. Мониторинг — это комплексное, всестороннее наблюдение за процессом функционирования образовательных систем, включающее и оценку результатов данного функционирования в виде определенного образовательного уровня.

Мониторинг образовательных систем осуществляется как на государственном, так и на международном уровнях. Самыми масштабными международными мониторинговыми исследованиями последних лет являлись:

− мониторинг «Школьная линейка», который проводился Детским фондом ООН и включал в себя целый спектр показателей — таких, как: соответствие образования минимальным установленным требованиям, процент неуспевающих детей, баланс между частными и государственными заведениями;

− исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Third International Mathematics and Science Study), организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений с целью сравнить оценку математической и естественнонаучной грамотности школьников;

− исследование знаний и умений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), которое проводилось в более широком масштабе, чем TIMSS, и охватывало различные аспекты результативности процессов обучения и воспитания [6].

Понятие оценки качества начального образования более близко к понятию «образовательная экспертиза». Самой распространенной формой образовательной экспертизы является педагогическая экспертиза, которая отличается от оценки качества образования, прежде всего, ограниченным числом субъектов и объектов. Педагогическая экспертиза проводится с целью выявления проблем в определенной области функционирования образовательной системы, в то время как оценка качества образования охватывает по возможности все области и аспекты.

Целями оценки качества образования О. В. Климентьева считает:

− формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в гимназии;

− получение объективной информации о состоянии качества образования в гимназии, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

− повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве при принятии решений, связанных с образованием;

− обеспечение объективности и справедливости образования при приеме в образовательные учреждения.

Вместе с тем данным исследователем сформулированы основные задачи оценки качества образования:

− формирование определенной системы индикаторов, обеспечивающих достижение целей оценки качества образования,

− диагностика уровня индивидуального развития учащихся,

− диагностика состояния образовательной системы, а также эффективности ее функционирования,

− оценка реализуемых образовательных программ с учетом общественного запроса,

− факторный анализ качества образования,

− разработка и внедрение программ, обеспеченных необходимым учебно-методическим материалом и направленных на подготовку специалистов в области оценки качества образования (менеджеров мониторинга) [4].

В статье О. А. Игнатовой задачи оценки качества образования представлены в более обобщенном виде. Исследователь считает, что важнейшими задачами оценки качества образования являются:

− диагностика уровня индивидуальных достижений учащихся в рамках осуществления ими учебно-познавательной деятельности,

− многоуровневая оценка качества образования, в том числе и в пределах конкретной образовательной ступени,

− формирование системы индикаторов и критериев для реализации программ экспертной оценки образовательного процесса [3].

Проанализировав предложенную О. В. Климентьевой и О. А. Игнатовой систему целеполагания оценки качества образования, автор данной статьи приходит к выводу о том, что цели и задачи, указанные исследователями в качестве основных, не охватывают всех аспектов понятия «качество образования» и не могут служить универсалиями, которые бы стандартизировали весь процесс оценки.

Основная сложность в целеполагании и проектировании оценочного мониторинга или комплексной экспертизы системы начального образования заключается, прежде всего, в наличии различных форм проведения оценки качества образования в системе. Например, Е. А. Гатальская выделяет две формы оценки качества образования: внешнюю и внутреннюю [2]. Данные формы различаются не только по статусу субъектов мониторингового процесса, но по целеполаганию. Если внешняя форма оценки качества образования, реализуемая различными органами, которые регулируют образовательный процесс в учреждении, предполагает, прежде всего, комплексный мониторинг образовательного процесса с диагностическими и прогностическими целями, — то внутренняя форма, реализуемая внутри самой образовательной системы, зачастую подразумевает контроль за качеством образования в конкурентной образовательной среде и в определенных аспектах сближается с образовательной экспертизой (например, внутришкольной педагогической).

Внутренняя форма оценки качества образования выражается в способности образовательной системы к самоанализу, к оцениванию самой себя. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» именует внутреннюю форму оценки качества образования «самообследованием образовательной системы» и в разделе «Порядок проведения самообследования образовательной организацией» определяет цель данного процесса, заключающуюся в обеспечении доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах [10].

Внутреннюю оценку качества образования В. Ф. Покасов рассматривает в контексте школьной системы оценки качества образования (ШСОКО) и определяет последнюю как совокупность систем внутришкольного контроля, мониторинга, общественной и профессиональной (внешней и внутренней) экспертизы и аудитов [11].

Формальная и процессуальная стороны процесса оценивания качества образования по проблематике уступают ее содержательной стороне, а также аспекту целеполагания. Анализируя важность целевой и содержательной сторон оценочного процесса, направленного на качество начального образования, С. А. Нецветайлова считает наиболее значимой его составляющей мониторинг контроля и оценки результатов обучения в 1–4 классах в условиях реализации общеобразовательных программ в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [7].

С этим нельзя не согласиться, поскольку ФГОС НОО действительно предусматривает требования «к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования» [9].

Создание и соблюдение предусмотренных требованиями ФГОС НОО условий реализации основной образовательной программы — это процесс, направленный на обеспечение качества начального образования. Непосредственно условия реализации общеобразовательных программ служат теми показателями качества начального образования, которые являются предметом оценивания. Однако для эффективной оценки качества начального образования необходима разработка системы критериев.

Литература:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Электронный портал «Гарант». — URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:1
  2. Гатальская Е. А. Структура системы управления качеством образования // Управление качеством образования современной школы (методические материалы). — Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. — С. 33–40.
  3. Игнатова О. А. Система оценки качества образования в образовательном учреждении: практический опыт, перспективы // Образовательно-методический портал «Открытый урок. Первое сентября». — URL: http://festival.1september.ru/articles/510804/.
  4. Климентьева О. В. Система оценки качества образования обучающихся начальной школы // Образовательно-методический портал «Открытый урок. Первое сентября». — URL: http://festival.1september.ru/articles/574819/.
  5. Котова С. А., Граничина О. А., Савинова Л. Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 101 с.
  6. Котова С. А. Проблемы качества современного начального образования // Научно-образовательный портал «ABV». — URL: http://www.akvobr.ru/problemy_kachestva_sovremennogo_nachalnogo_obrazovania.html.
  7. Нецветайлова С. А. Управление качеством образования в начальной школе // Управление качеством образования современной школы (методические материалы). — Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. — С. 45–51.
  8. Постановление Правительства РФ № 662 от 05.08.2013 г. «Об осуществлении мониторинга системы образования» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования») // Электронный портал «Гарант». — URL: http://base.garant.ru/70429494/.
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643).
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ № 462 от 14.06.2013г. «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» // Электронный портал «Гарант». — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70305358/.
  11. Управление качеством образования современной школы (методические материалы) // автор-сост. В. Ф. Покасов, к. и. н. — Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. — 145 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle