Библиографическое описание:

Царев В. Е., Вершина Д. А. Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 250-252.



В центре внимания нашей исследовательской работы находится проблема развития предпринимательства, которая выступает одним из главных направлений современной экономической теории. Рассмотрение экономических интересов предпринимателей даёт возможность предположить, на каком этапе становления находится малый бизнес в России, и наметить в перспективе пути эволюции экономики.

Ключевые слова: экономическая теория, предпринимательство, коммерция, экономические связи, рыночные интересы, малый бизнес

Введение

Что мы знаем o проблемах развития нынешнего малого бизнеса в России? Чаще всего наши знания об этой теме ограничиваются самыми общими представлениями. Но ни для кого не секрет, что данный вопрос чрезвычайно актуален на современном этапе развития экономики.

В последних новостях от 9 сентября 2014 года упоминалось о том, что Научный Совет по экономической политике совместно с политической партией «Единая Россия» проводил «круглый стол» на тему: «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В рамках данного мероприятия обсуждались конкретные предложения по снижению налоговой нагрузки, повышению доступности кредитных ресурсов, а также меры господдержки малых и средних предприятий.

Таким образом, рассмотрение данной темы дает не только понимание проблем развития малого бизнеса в России, но и предоставляет возможность спрогнозировать альтернативные пути их решений, к тому же, помимо этого, позволяет повысить компетентность в данной области экономической теории.

История развития малого бизнеса

Возникновение экономических связей в РФ характеризуется именно развитием индивидуальных рыночных предпочтений предпринимателей. Становление данных интересов подразделяется на несколько уровней.

Первый уровень приходится на период формирования рыночной системы, в которой начинает зарождаться индивидуальная экономическая ориентация предпринимателей. Главная идея рыночных изменений в России полагается на основании равноправия для всех юридических или физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность. Но именно этот принцип произвёл негативные процессы (такие как: спад производства, разрыв экономических связей, инфляция, безработица и так далее). Безусловно, это было связано с отсутствием эффективных рыночных институтов и уменьшением государственного контроля.

На втором уровне рыночные предпочтения собственников ориентировались на запросы потребительского рынка. И параллельно в социуме появлялся довольно властный пласт предпринимателей-монополистов, действия которых были безграничны, и это в свою очередь порождало некий беспорядок.

На третьем уровне началось формирование системы экономических интересов; Лицам, которые контролировали финансовые потоки, принадлежало доминирующее место в экономике [5, с. 64–66].

На основе изложенного, можно сделать такой вывод: предпринимательство, в ходе развития рыночной экономики, приобретает социальную функцию, которая проявляется в возможности каждого человека с задатками бизнесмена быть владельцем какого-либо дела [2, с.13].

Функции малого бизнеса

Современный малый бизнес значится как часть экономики. Он выполняет следующий перечень определённых функций, которые придают экономике некую согласованность:

  1. Организационная функция: заключается в образовании конкурентной среды
  2. Ресурсная функция: обеспечивает плодотворное применение капитала, трудовых, информационных и иных ресурсов.
  3. Творческая функция: заключается во внедрении НТП в массовое производство.
  4. Социальная функция: объясняется борьбой малого бизнеса с безработицей, путём предоставления вакантных мест [1, с. 245–247].

Из вышесказанного следует, что малое предпринимательство, непосредственно, играет особую роль в народном хозяйстве. Она заключается в обновление рыночных отношений в обществе. Неосуществление главных функций малого бизнеса отрицательно отражается на экономике России в целом.

Проблемы развития современного малого бизнеса

На нынешнем этапе становления народного хозяйства в РФ существуют проблемные аспекты, с которыми сталкиваются предприниматели у истоков формирования собственного бизнеса. Мы выделим некоторые из них:

‒ непродуманная система налогообложения, забирающая достаточную долю прибыли, что в большинстве случаев доводит предприятие до грани банкротства.

‒ источники капитала. Порою начинающему предпринимателю очень тяжело найти средства, которые будут выступать в качестве начального капитала собственного бизнеса.

‒ недостаточная общественная и государственная поддержка малого бизнеса. Ввиду позднего создания в РФ Комитета поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ произошла данная ситуация.

‒ законодательная база, как основа малого предпринимательства, на наш взгляд, не столь совершенна, а в отдельных аспектах и вовсе отсутствует [7, с. 98–105].

Вывод таков: потенциал малого предпринимательства практически не используется, по причине того, что он является особым ещё не сформировавшимся сектором рынка [4, c. 31].

Перспективы развития современного малого бизнеса

Малый бизнес будет положительно влиять на перспективное становление основ экономики РФ, если же общее количество предпринимательских организаций на территории будет порядка 2–3 млн. При том они должны быть равномерно распределены.

Малые формы предпринимательства следует организовывать повсеместно. В особенности стоит обратить внимание на отрасли экономики, учитывающие специфику региона. Но при этом необходимо избегать исключительного права на производство.

При распределении самих организации следует учитывать её максимальную приемлемость по отношению к данной территории. Это означает, что преимущественная их часть должна находится в реальном секторе экономики, а противоположная — в науке, торговле, сельском хозяйстве и других сферах.

При этих условиях необходимо учитывать следующие положения:

‒ улучшение законодательной базы, отражающей концепцию бизнеса;

‒ результативная господдержка

‒ образование взаимосвязей между наукой, бизнесом и производством [3, с.302].

Сейчас государственные меры по процедурам регистрации малых предприятий активно упрощаются.

Помимо этого, оно стремится сократить количество бюрократических процессов. На данный момент политика страны в сфере экономики концентрируется на поддержке малого предпринимательства в России [6].

Заключение

В ходе исследования проблем и перспектив развития современного малого бизнеса в Российской Федерации, мы обозначили следующие основные положения:

1) Основная роль в развитии экономики РФ принадлежит малому бизнесу.

2) Он же влияет на все подряд сферы нашей с вами жизни, являясь её неотъемлемой частью.

3) Суть малого бизнеса заключается в том, что он адаптируется абсолютно ко всем внешним условиям, гибко реагируя на всевозможные изменения, и тем самым развивает и укрепляет хозяйственные взаимосвязи.

На сегодняшний день очень активно обсуждают возрождение Российского предпринимательства. На наш взгляд- это единственный путь выхода России из экономического и иных кризисов.

Мы считаем, что будущее России как за предпринимательством, так и за самими предпринимателями.

Литература:

  1. Головань, С. И. Бизнес-планирование / С. И. Головань — Издательство: Феникс, 2009. — 320 с.
  2. Краева, Н. М., Минеев В. Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства // Н. М. Краева, В. Н. Минеев — Издательство: Парад, 1996. — 48 с.
  3. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н. Ю. Круглова. — Издательство: КНОРУС, 2010. — 544 с.
  4. Ларичева, З.М., Стрелкова Л. В. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития / З. М. Ларичева, Л. В. Стрелкова — Издательство: АГРАФ, 2006. — 39 с.
  5. Рассказова Н. В. Анализ системы экономических интересов субъектов малого предпринимательства / Н. В. Рассказова — Издательство: Пресс — бук, 2010. — 180 с.
  6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант Плюс (СПС) 2016
  7. Чепуренко А. Ю. Малый бизнес в рыночной среде / А. Ю. Чепуренко. — Издательство: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009. — 324 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle