Библиографическое описание:

Высоцкая Ю. П. Реализация права на занятие предпринимательской деятельностью на примере оказания услуг в сфере эстетической медицины // Молодой ученый. — 2016. — №23.1. — С. 20-22.



Закреплённое в Конституции Российской Федерации право граждан на распоряжение своими способностям к труду, выборе профессии, рода деятельности, в совокупности с конституционным принципом экономической свободы, находят своё воплощение, в том числе, и при занятии гражданами предпринимательской деятельностью в сфере здравоохранения [1].

Разгосударствление системы здравоохранения стало значительным толчком для увеличения доли рынка платных медицинских услуг и активного развития предпринимательства в этой сфере. В качестве частного случая предлагается рассмотреть предпринимательскую деятельность в сфере эстетической медицины.

Лицензирование медицинской деятельности является не только элементом системы обеспечения качества и безопасности медицинской помощи, оказываемой пациентам (клиентам) [2], но и способствует реализации права граждан на осуществление предпринимательской деятельности по оказанию медицинских услуг соответствующего профиля.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, а также закрытый перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, осуществляемую на территории Российской Федерации, регламентируется Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" [3].

Лицензионные требования определяются как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования [3]. Нарушение установленных лицензионных требований влечет за собой негативные последствия для медицинской организации. Так, грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности является невыполнение лицензиатом таких требований, как наличие зданий, строений, помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, и отвечающих установленным требованиям; нарушение установленных порядков оказания медицинской помощи, порядка осуществления внутреннего качества и безопасности медицинской деятельности. Кроме того, к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также уже произошедшие человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан [3].

Рассмотрим данные нарушения на примере постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 г. по делу N А45-17280/2014 [4]. Косметологические инъекции медицинского препарата проводились медицинской сестрой – работником организации в противоречии с инструкцией по применению используемого лекарственного препарата. Медицинская сестра имела среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело в косметологии», тогда как такую процедуру должен был выполнять квалифицированный врач, имеющий высшее медицинское образование, прошедший курс специальной подготовки и получивший разрешение фирмы-производителя. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» [5], раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», медицинская сестра имела право лишь помогать врачу при выполнении процедуры, но не проводить ее самостоятельно. Кроме того, у медицинской организации отсутствовала лицензия на оказание услуг по сестринскому делу в косметологии и привлечению к оказанию таких услуг медицинской сестры. Из этих фактов был сделан вывод о нарушении пп. «и» п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, которое выразилось в фактическом отсутствии внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации. Судом первой инстанции медицинская организация была привлечена к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией. Не согласившись с решением суда первой инстанции, медицинская организация обратилась с апелляционной жалобой, но не предоставила документов, подтверждающих осуществление внутреннего контроля, не привела доказательств устранения допущенных нарушений и настаивала на своем праве оказывать косметологические услуги по сестринскому делу в косметологии без получения на это лицензии и привлечению к рассматриваемой деятельности лица, не имеющего надлежащей квалификации. В результате апелляционная жалоба медицинской организации была оставлена без удовлетворения, наказание назначено с учетом отягчающих обстоятельств; нарушения, допущенные медицинской организацией, признаны судом грубыми. Описанная ситуация является примером необходимости неукоснительного соблюдения предпринимателем лицензионных требований в процессе осуществления медицинской помощи.

Лицо, осуществляющее медицинскую деятельность без разрешительных документов, может быть привлечено и к уголовной ответственности. Так, в ст. 235 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (далее – УК РФ) указано, что незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, т. е. осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, – наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок [6]. Также, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере – наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев [6].

Как видно из содержания нормативных правовых актов и судебной практики, осуществление предпринимательской деятельности в сфере эстетической медицины невозможно без получения специальной лицензии.

Требование законодателя о наличии у предпринимателя лицензии для осуществления медицинской деятельности в первую очередь связано с безопасностью пациентов [7]. Предприниматель при оказании медицинских услуг в сфере эстетической медицины должен использовать только качественные, безопасные лекарственные препараты и медицинские изделия [8]. При использовании фальсификатов лекарственных средств может возникнуть нежелательная, негативная реакция организма пациента (клиента), что повлечет за собой внеплановую проверку Росздравнадзором и поставит под угрозу действие лицензии на осуществление медицинской деятельности. Кроме того, учитывая риск заражения различными инфекционными заболеваниями, в том числе, ВИЧ – инфекцией, в процессе проведения медицинских манипуляций в сфере эстетической медицины, медицинскими работниками, осуществляющие услуги в сфере эстетической медицины, должны предприниматься все необходимые медико-правовые меры по противодействию распространения ВИЧ. Данные меры должны быть направлены не только на профилактику заболевания самого медицинского работника, но и на безопасность пациента (клиента) [9, 10].

Соблюдение лицензионных требований в сфере эстетической медицины способствует реализации права на занятие предпринимательской деятельностью. Наличие лицензии способствует получению прибыли, удовлетворению потребностей пациента (клиента) в данном виде услуг, а также открывает дополнительные возможности для развития бизнеса. Недавно одобренный Советом Федерации законопроект [11], утверждающий порядок прямого финансирования высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), которую оказывают федеральные клиники, предусматривает возможность частным медицинским центрам подключиться к этому приносящему высокую прибыль процессу. Неукоснительное соблюдение установленных лицензионных требований будет способствовать соблюдению критериев для включения таких частных клиник в перечень организаций, оказывающих ВМП, что значительно увеличит их финансирование.

В условиях активно развивающегося рынка услуг в сфере эстетической медицины, требования по лицензированию медицинской деятельности несомненно служат важным ориентиром в деятельности частных медицинских организаций. Для реализации права на занятие предпринимательской деятельностью законодатель устанавливает четкие критерии деятельности медицинских организаций, регулируя организационные, кадровые, административные вопросы, тем самым способствуя обеспечению качества и безопасности медицинских услуг, предоставляемых предпринимателем. Благодаря этому предпринимательской деятельностью в сфере эстетической медицины может заниматься не только профессиональный врач, но и лицо с любой другой специальностью, без ограничений по профессиональному признаку, что способствует наиболее полной реализации права на занятие предпринимательской деятельностью.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы«КонсультантПлюс».
  2. Аксенова-Сорохтей Ю. Н., Барановская Е. А. К вопросу об обеспечении безопасности информации о пациентах // Научный обозреватель. 2015. № 3. С. 15-17.
  3. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 23.09.2016) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы«КонсультантПлюс».
  4. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу № А45-17280/2014 о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы«КонсультантПлюс».
  5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы«КонсультантПлюс».
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  7. Аксенова-Сорохтей Ю. Н., Гильмуллина А. Р., Круглик С. В., Круглик Е. В. К вопросу об эстетической медицинской услуге // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 4. С. 157-160.
  8. Аксенова-Сорохтей Ю. Н., Новиков В. Е., Пожилова Е. В., Барановская Е. А., Климкина Е. И. Фармацевтические и юридические аспекты фальсификации лекарственных средств // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2016. Т. 15. № 2. С. 102-111.
  9. Аксенова-Сорохтей Ю. Н., Барановская Е. А. Правовое регулирование оказания медицинской помощи ВИЧ – инфицированным. Учебное пособие для студентов юридических и медицинских вузов. Москва, 2016. Сер. Теория и история государства и права. 176 с.
  10. Аксенова-Сорохтей Ю. Н., Барановская Е. А. Правовые аспекты создания системы противодействия распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 2-1 (63). С. 174-177.
  11. Законопроект, упрощающий финансирование вмп, принят в первом чтении. URL: www.vademec.ru/news/2016/05/20/v-pervom-chtenii-prinyat-zakonoproekt-uproshchayushchiy-finansirovanie-vmp/ (дата обращения 01.11.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle