Библиографическое описание:

Архипович О. В. Реализация принципов индивидуализации через формы работы с одарёнными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 8-12.



В статье обобщен практический опыт работы музыкального руководителя ДОУ по работе с одаренными детьми по вокалу. Данная статья может заинтересовать музыкальных руководителей. В приведённом примере имя ребёнка изменено.

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

Сократ

Индивидуализация — это деятельность взрослого и самого ребёнка по поддержке и развитию единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте.

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Поэтому существует необходимость создания условий для реализации творческих способностей дошкольников, способности добиваться успеха и социального признания уже с дошкольных лет. Одарённая личность наделена собственной познавательной потребностью.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

В ДОУ развивается система, способствующая максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе, совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения:

1. Психолого-педагогический анализ развития и сопровождение дошкольников.

2. Выявление одарённых и талантливых детей:

— анализ особых успехов и достижений дошкольников;

— создание банка данных детей;

— диагностика потенциальных возможностей детей.

3. Помощь одарённым детям в самореализации их творческой направленности:

— внедрение элементов и систем развивающего обучения;

— дифференцированная и индивидуальная работа с одарёнными детьми;

— создание для ребенка ситуации успеха и уверенности;

— индивидуальная работа с одарёнными детьми через систему индивидуальных занятий;

— организация и участие в творческих конкурсах.

4. Организация воспитательного процесса:

— психолого-педагогическая поддержка одарённых детей;

— создание системы стимулирования и поощрения воспитанников (грамоты, призы, награды);

— активизация разносторонней работы с одарёнными детьми через систему дополнительного образования (кружки).

5. Работа с родителями одарённых детей:

— совместная практическая деятельность одарённого ребенка и родителей;

Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

В ДОУ организуются особые условия для реализации музыкальных способностей детей. Содержание музыкальной развивающей среды нашего детского сада направлено на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняется по возрастам и носит проблемный характер. Предметно-пространственная среда музыкального зала включает в себя музыкально-дидактическую базу, ИКТ-зону и «территорию творчества». На музыкальных занятиях и праздниках используется мультимедийная техника, синтезатор, микрофоны (со стойками и без стоек). Компьютерные технологии расширяют сферу воздействия музыки на ребенка. Собрана большая аудио и видеотека презентаций, танцев, песен. В наличие имеются детские музыкальные инструменты, среди которых: треугольники, бубенцы, маракасы, ложки, колокольчики, трещотки и многие другие разновидности, нетрадиционные шумовые инструменты и т. д. Положительную роль в развитии музыкальных способностей у детей играют центры творчества в группах, где имеются музыкально — дидактические игры и детские музыкальные инструменты. Содержание музыкальных центров пополняется и меняется в соответствии с возрастом и индивидуальными образовательными потребностями детей. Здесь дети имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях, проявляя самостоятельность, инициативу и творчество.

Мною была разработана индивидуальная программа для детей, наделённых музыкальными способностями, любящими музыку, и желающими научиться красиво петь. Пение — один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь; малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы.

Содержание работы было составлено на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребёнка, а именно, пения и наблюдения в самостоятельной деятельности.

Целью программы является создание условий для проявления ребенком своих творческих способностей и интересов, выявление и развитие одаренных детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Перед собой я поставила следующие задачи:

—создать условия для реализации и развития вокальных способностей одаренных детей на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;

— помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;

— максимально развивать способности одаренных детей, совершенствовать традиционные и внедряемые в образовательный процесс новые педагогические технологии;

— формировать интерес к вокальному искусству;

— развивать умение петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон;

— развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса;

— развивать чистоту интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции;

— формировать певческую культуру (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения).

Музыкально одаренные дошкольники часто проявляют способности к театральной, хореографической и другим видам художественной деятельности. Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения на занятиях, в свободной деятельности, на утренниках.

Одной из задач я ставлю бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей.

На сегодняшний день самыми продуктивными здоровьесберегающими технологиями, используемыми при вокальном воспитании являются известные всем: дыхательная гимнастика, распевки, артикуляционная гимнастика, игровой самомассаж, пальчиковые игры, речевые игры, чистоговорки, скороговорки, оздоровительные и фонопедические упражнения.

Учитывая все возрастные физиологические особенности детского голоса обучение пению должно вестись планомерно, постоянно, со строгой постепенностью, начиная с самых элементарных приемов усвоения того или иного навыка.

Перед разучиванием или исполнением песен я всегда провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. Эти упражнения предотвращают перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения, детям проще разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух.

Особо важным моментом считаю распевание, это и специальные упражнения для выработки конкретного певческого навыка (певческого дыхания, дикции, звукообразования, чистоты интонирования); и упражнения, основанные на небольших, выученных ранее песнях. При распевании голос ребёнка работает в щадящем режиме, не давая голосовым связкам перенапрягаться, подготавливается к более сложным песням.

В своей работе с детьми я также использую фонопедический метод развития голоса, развивающие голосовые игры Виктора Вадимовича Емельянова, кандидата педагогических наук, международного эксперта голосовых технологий. Суть метода в том, что дети в игровой форме выражают эмоции голосом, подражая звукам доречевой коммуникации, они познают возможности своего голоса и учатся управлять им. На первых порах для детей это забава, но позднее — более серьезная работа. Эти упражнения не только развивают певческий голос (укрепляют горло, снимают зажатость голосового аппарата), но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка. Такая организация работы обеспечивает и развитие, и охрану детского голоса, подготовку его к возможным нагрузкам, а так же способствует предупреждению заболеваний гортани.

Методическая направленность моей системы работы базируется на теоретических трудах О. Радыновой, Н. Ветлугиной, М. Лазарева, К. Орфа, Г. Струве, современных концепциях и теоретических трудах; Н. А. Ветлугиной; на знании авторских методик Георгия Струве; Виктора Емельянова; В. Огороднова; знакомстве с опытом работы педагогов-новаторов Татьяны Тютюнниковой, Ольги Валерьевны Кацер.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);

- работа над вокальными и хоровыми навыками;

- проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

- споем песню с полузакрытым ртом;

- слоговое пение («ля», «бом» и др.);

- хорошо выговаривать согласные в конце слова;

- произношение слов шепотом в ритме песни;

- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

- использовать элементы дирижирования;

- пение без сопровождения;

- зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

- образные упражнения;

- вопросы;

- оценка качества исполнения песни.

Концертная деятельность является преимущественным видом контроля и стимулом к творчеству. Такой подход особенно влияет на усвоение детьми музыкального материала, развивает и воспитывает навыки самостоятельной творческой работы, а также пробуждает живой интерес к музыкальному искусству.

Важную роль в процессе обучения играют родители (мамы и папы), поскольку являются самыми лучшими моими помощниками, а также активные зрители и слушатели на концертных выступлениях ребят. Помощь в выездах на конкурсы, в пошивах костюмов.

Я понимаю, что только в совместном сотрудничестве, творческом общении и союзе с родителями, взаимном уважении и доверии заключается успех и творческое развитие их детей.

После реализации данной программы я ожидаю получить следующие результаты:

— стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

— использование голосового аппарата;

— проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова — артикулировать при исполнении);

— формирование культуры поведения на сцене, умения двигаться под музыку, не бояться сцены;

— стремление передавать характер песни, умение исполнять «легато», «нон легато», правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

— умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (пунктирный ритм);

— участие в конкурсах на уровне города, региона, области, всероссийском, международном.

Осуществляю взаимосвязь с другими специалистами и воспитателями. Совместно с учителем — логопедом провожу работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи. Совместно с педагогом-психологом провожу работу по коррекции психоэмоционального состояния (тревожности, страхов и коррекции межличностных внутрисемейных отношений). Совместно с воспитателями наблюдаем и выделяем проявление музыкальных способностей, создаём и поддерживаем положительный эмоциональный настрой. Для выявления и развития ярко-выраженных способностей одаренных детей, их сценических способностей и вокальных навыков, я использую следующие способы:

— диагностика по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (тестовые задания, беседы, наблюдения);

— сольные выступления на мероприятиях разного уровня: конкурсах, акциях, концертах (праздник для детей инвалидов «День Доброты»; городская акция, посвященная 1 сентября, концерт «Я — талантлив», творческий концерт для родителей ДОУ «Карамельки»);

— проведение вокальных конкурсов в ДОУ (например, «Маленькие звёздочки», «Битва хоров»);

— индивидуальная работа, наблюдение на занятиях, праздниках и развлечениях, тематических концертах.

О результатах используемых мною способов и приёмов говорят достижения воспитанницы Марины Л. (6 лет):

— областной конкурс вокального творчества «Голоса Поволжья», дипломант;

— городской конкурс «Дерзайте вы, вы талантливы», лауреат I степени;

— межрегиональный фестиваль детского и молодежного творчества «Наш Fest», лауреат III степени;

— II Международный конкурс — фестиваль детского творчества «Созвездие юных талантов», лауреат I степени;

— VIII Всероссийский конкурс-фестиваль «Таланты земли Русской», лауреат II степени;

— всероссийский фестиваль — конкурс детских, юношеских и молодежных творческих коллективов «Золотая корона», лауреат II степени;

— международный конкурс — фестиваль вокального искусства «Лейся, песня», лауреат II степени.

— Международный конкурс — фестиваль «Солнцемания», Абхазия, лауреат I степени.

Сейчас Марина Л. уже школьница, но я продолжаю отслеживать её успехи, приглашаю на концерты и праздники в ДОУ.

Оказывала помощь в подготовке к участию в отборочном туре Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица» и участию в ежегодном международном фестивале — конкурсе детского и юношеского творчества «Хрустальное сердце мира» (г. Волгоград), лауреат III степени.

Я считаю, что дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития одарённого ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагогов терпения и бережного отношения.

Литература:

  1. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», СПб, 2010.
  2. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  3. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5–6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  4. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5–6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. — 143 с.
  5. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. — Л., 1959.
  6. Битус А. Ф. Певческая азбука ребенка// Минск. ТетраСистеме. 2007. 96 с.
  7. Емелянов В. В. Фонопедический метод развития голоса// Самара, 1997.
  8. Тютюнникова Т. Э. Ушки на макушке. Пособие по пению// СПб. 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle