Библиографическое описание:

Фатина Е. С. Правовые аспекты управления некоммерческими организациями // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 359-363.



В статье проводится анализ управления различными формами некоммерческих организаций. Автором выделяются корпоративные и унитарные некоммерческие организации. В статье рассматриваются органы управления в некоторых некоммерческих организациях.

Согласно положениям законодательства и доктринальным взглядам юридическое лицо выступает в гражданском обороте через свои органы. Система управления в юридическом лице во многом определяется теми целями и способами их достижения, которые определены при создании юридического лица в его учредительных документах. На структуру органов управления юридического лица влияет и его организационно-правовая форма.Существенное различие в структуре органов управления, в порядке их формирования и взаимодействия определяется природой юридического лица [1].Некоммерческие организации подразделяются на две группы: некоммерческие корпоративные организации и некоммерческие унитарные организации.Объединение лиц, связанных одной идеей, в юридической и экономической литературе называется корпорацией. «Корпорация — это союз лиц, который существует и действует в интересах этих лиц, непосредственно связанных между собой и корпорацией членскими правами и обязанностями». В данном определении выделены основные черты корпорации, на которые обращают внимание приверженцы различных взглядов на ее юридическую природу и организационно-правовые формы [2].Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) выделяет корпоративные и унитарные организации. Согласно ст. 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган — общее собрание участников, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).Если рассматривать в разрезе некоммерческих организаций то, некоммерческая корпоративная организация — это юридическое лицо, которое не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которой приобретают право участия (членства) в ней и формируют их высший орган что обозначено п. 1 ст. 123.1 ГК РФ).

Организационно-правовые формы некоммерческие корпоративных организаций раскрывает п.3 ст. 123.1 ГК РФ. Они могут быть созданы в форме: потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Изменения, введенные Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», расширяют этот перечень, добавляя к некоммерческим корпоративным организациям адвокатские палат и адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами.

Рис. 1. Организационно-правовые формы некоммерческих корпораций

Рассмотрим структуру органов управления в некоторых отдельных видах корпоративных некоммерческих организаций.

Стандартная структура органов общественной организации выглядит следующим образом.

Рис. 2. Структура органов управления некоммерческих корпоративных организаций

В общественной организации высшим органом управления всегда является общее собрание членов организации или конференция делегатов от региональных отделений. Полномочия общего собрания, решать такие вопросы как изменения в учредительные документы (устав), определение основных направлений деятельности, смена руководителя, а также реорганизация или ликвидация общественной организации. Постоянно действующий руководящий орган, который действует в промежутках между общими собраниями, и решает остальные вопросы деятельности организации, не относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления, может называться по разному — правление, президиум, совет. Название в данном случае не играет никакой роли, при этом функции и значимость исполнительного органа остается неизменным. Текущим руководством общественной организацией занимается руководитель правления (президиума, совета или др.). Как и в случае с исполнительным органом, руководителем может быть президент, председатель или директор. Для общественных организаций обязательно должна присутствовать должность ревизора или специальный орган — ревизионная комиссия. Исполнительный орган организации, а также его руководитель и ревизор (ревизионная комиссия) избираются из числа членов общественной организации на определенный срок. Возможно создание дополнительных органов, например, попечительский совет, но в этом случае в уставе организация должна будете подробно расписать, для чего этот орган нужен и его функции.

Ассоциация (союз) — объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных и иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей (п. 1 ст. 123.8 ГК РФ).

Так в ведомственном реестре Управления Министерства юстиции по Иркутской области на 29.10.2016 года числится 85 ассоциаций (союзов).

Особенности ассоциации (союза):

‒ количество участников — не менее 2 (п. 1 ст. 123.9 ГК РФ);

‒ ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);

‒ члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в случаях, предусмотренных законом и/или уставом (п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);

‒ ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

Система управления ассоциацией отражает ее правовой статус некоммерческой организации. В основе управления ассоциацией (союзом) заложено правовое положение, согласно которому структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления ассоциацией (союзом), порядок принятия ими решений и выступления от имени ассоциации (союза) устанавливаются учредительными документами ассоциации (союза), разработанными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «О некоммерческих организациях» и другими законами. Законом определен следующий состав распорядительных и исполнительных органов управления ассоциации (союза):

‒ общее собрание участников (высший орган управления);

‒ совет ассоциации (союза), осуществляющий общее руководство в период между общими собраниями участников;

‒ исполнительный орган управления: единоличный (директор, генеральный директор) или коллегиальный (правление, дирекция).

По закону к компетенции исполнительного органа отнесены все вопросы руководства текущей деятельностью ассоциации, за исключением вопросов исключительной компетенции общего собрания участников или совета директоров. Руководство текущей деятельностью ассоциации согласно действующему законодательству определено полномочиями и статусом директора. Этим ограничивается законодательная база создания и функционирования исполнительного органа ассоциации (союза).

Согласно ст. 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.

Некоммерческие унитарные организации — юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности [3].

Согласно параграфу 7 главы 4 ГК РФ к унитарным некоммерческим организациям относятся фонды, учреждения (государственные, муниципальные и частные), автономные некоммерческие организации и религиозные организации.

Рис. 3. Виды унитарных некоммерческих организаций

Рассмотрим структуру органов управления унитарных некоммерческих организаций на примере фонда и учреждения.

Фондом является организация, деятельность которой заключается в аккумулировании имущества и управлении этим имуществом для реализации уставных целей [4].

Согласно ГК РФ, структура органов управления фонда должна в обязательном порядке включать:

1) Высший коллегиальный орган, формируемый в соответствии с порядком, установленным уставом фонда. Он в свою очередь избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.) и может назначать коллегиальный исполнительный орган фонда (правление). К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда

2) Уставом фонда должно предусматриваться обязательное формирование попечительского совета. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

3) В целях обеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фонда его уставом должно также предусматриваться создание ревизионной комиссии.

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

‒ определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

‒ образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

‒ утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

‒ принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;

‒ принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

‒ изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

‒ одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Согласно статье 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В зависимости от собственника выделяют:

Государственные учреждения — учредителями выступают различные государственные органы;

Муниципальные учреждения — учредителями выступают различные государственные муниципальные образования;

Частным признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредителем (собственником) частного учреждения могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица, соответствующие требованиям ст. 15 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.Частное учреждение может быть создано собственником (физическим или юридическим лицом), высшим органом управления в частном учреждении является собственник либо учредитель. Исполнительный орган частного учреждения может быть коллегиальным и (или) единоличным, осуществляющий текущее руководство деятельностью учреждения и подотчетен высшему органу управления учреждения. К компетенции учредителя так же относится назначение ревизионной комиссии (ревизора). Ревизионная комиссия (ревизор) является органом внутреннего финансового контроля над финансово-хозяйственной деятельностью, но не является органом управления. Компетенция и численный состав ревизионной комиссии определяется уставом учреждения.

Литература:

  1. Соловьева С. В. Сравнительный анализ принципов управления некоммерческими организациями, имеющими и не имеющими членство // Журнал российского права. — 2013. — № 4. — С. 92–99.
  2. Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве. Юридические лица в советском гражданском праве. Ученые труды: Понятие, виды, государственные юридические лица. — М.:, 1947. — 364 с.
  3. Некоммерческие унитарные организации // Taxslov.ru Налоги. Бухучет. Право. URL: http://taxslov.ru/law/law121.htm (дата обращения: 11.11.2016).
  4. Комментарий к Части 1 Гражданского кодекса РФ Статья 118. Фонды // городской портал Москва. URL: http://msk-gid.ru/docs/show/4170.html (дата обращения: 11.11.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle