Библиографическое описание:

Брусянина Е. Ю. Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Из опыта работы // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 453-455.



Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов педагогической работы. Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей.

Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Вот почему решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной социальной поддержке.

Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии является во сто крат более трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом, в котором он живет. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

Работа с родителями направлена как на профилактику возможных нарушений, так и на коррекцию неправильных, травмирующих ребенка стилей воспитания. Главная цель — обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку.

По мнению С. Д. Забрамной: “Очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия”.

Педагог должен хорошо представлять себе формирующуюся роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.

Для выработки единых линий коррекционно-воспитательного воздействия школы и семьи на учащихся используются различные формы работы с родителями.

В практической работе с родителями детей я предлагаю использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия.

Посещая детей на дому, выясняются условия семейного воспитания.

Очень важно, чтобы родители были уверены, что педагог приходит в семью не для выговора ребенку, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы педагога на ребенка или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны детей — озлобленное конфликтное отношение к педагогу.

Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Поделиться радостными событиями, произошедшими в жизни ребенка.

Индивидуальные консультации педагога,одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию маршрута воспитания ребенка.

В работе с родителями переписка, телефонные разговоры используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.

Родительский вечер — это праздник общения родителей. Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.

В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам и т. д.).

Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть. О проведении собрания родителей следует извещать заранее, указывая точную дату и время проведения. Подготовка родительского собрания должна проводиться очень тщательно. Собрание не должно длиться более 2-х часов.

Главное в отношении педагога с родителями — это доброжелательность. Нельзя обвинять родителей в чем-либо, т. к. после подобного отношения к себе родители не придут на собрание.

При работе с родителями необходимо соблюдать принцип опоры на все положительное. Педагоги знают, что у любого ребенка есть что-то хорошее, поэтому нужно обращать внимание родителей на этом, и пусть оно растет, вытесняя плохое.

Общешкольные родительские собрания проводятся 2–4 раза. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, заместители. В конце учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы.

“День открытых дверей”. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков. Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.

Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.

Выставки детских работ. Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.

Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т. д.

Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа родительского комитета. Он вырабатывает план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом отдельных родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся случаев, когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном уровне, решает другие вопросы. В классе можно оформить «Уголок для родителей», из которого они могут узнать, как проводится учебно-воспитательная работа в школе.

Осуществление всей этой работы, достижение в ней действительного успеха возможно только при индивидуальном подходе к каждой матери, к каждому отцу, при наличии такого контакта с родителями, когда каждый из них идет в специальную (коррекционную) школу — интернат со своими родительскими радостями и сомнениями, именно тогда родители класса сплачиваются в единый коллектив. Известные трудности возникают в работе с родителями, которые сами нуждаются в перевоспитании, а также с родителями, дети которых являются правонарушителями. Школа ведет строгий учет таких неблагополучных семей, поддерживает постоянную, деловую связь с работниками детской комнаты милиции.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе. Идя по такому пути, школа сможет привлечь родителей к воспитательной работе, расширяя уровень их педагогических знаний, создаст единую коррекционно-воспитательную систему школы и семье.

Подводя итог сказанному выше, отмечу, что воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью — это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальною интеграцию воспитанников в современном обществе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle