Библиографическое описание:

Ширяев Д. В. Анализ деятельности и развитие команды проекта в проектной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 309-311.



Организация проектного обучения предполагает формирование и развитие команды учебного проекта. В статье рассмотрены теоретико-методологические основы деятельности и развития проектных команд обучающихся образовательных организаций высшего образования.

Ключевые слова: проектное обучение, учебный проект, управление проектом, команда проекта, анализ и оценка, технологии, развитие

Развитие проектной команды необходимо для повышения возможностей участников учебного проекта вносить свой вклад в выполнение проекта и для усиления сплоченности в работе команды и наилучшего достижения образовательного результата. Личное развитие (управленческое и техническое) является основой развития команды и необходимым условием для успешного достижения цели учебного проекта.

Постановка задачи «Анализ деятельности и развитие команды учебного проекта» представлена в таблице 1.

Таблица 1

Анализ деятельности иразвитие команды учебного проекта

Заданы:

Требуется:

Сформированная команда проекта

Организационная структура проекта

Численно-квалификационный состав команды проекта

План управления участниками проекта

Проанализировать деятельность команды проекта

Улучшить деятельность команды проекта

Методы и средства, используемые для решения задачи:

Анализ деятельности команды

Методы развития команды

Решение проблем

Система наград и поощрений

Обучение команды

Для решения задачи необходима следующая информация:

− сформированная команда проекта [1];

− организационная структура проекта;

− численно-квалификационный состав команды проекта;

− план управления участниками проекта.

Анализ деятельности команды учебного проекта. Проводится на основании отчетов о своей работе, которые составляют все члены команды. Отчетность участников проекта является представлением команды о выполнении проекта и сопоставляется с отчетностью о ходе реализации проекта. Команда проекта также должна периодически анализировать свою работу и сопоставлять ее с ожиданиями тех, кто находится вне проекта.

Для оценки исполнения применяются разработанные системы оценок [6]. По результатам оценок выполнения работ членами команды принимается решение о необходимости совершенствования команды.

Развитие команды учебного проекта. Развитие персонала команды содержит все аспекты планирования трудовых ресурсов: поиск, отбор, обучение, сохранение, оценка персонала и моделирование работы. Это касается всех членов проекта: менеджера проекта (ПМ), членов команды проекта (постоянных или временных), контролеров проекта и посредников. Работа с персоналом команды может проходить на регулярных оперативных отчетных собраниях и на расширенных заседаниях для обмена профессиональным опытом и улучшения межличностных отношений между участниками проекта.

Решение проблем. Умение решать проблемы является мощным инструментом в управлении проектом и развитии команды.

Для решения проблем существуют различные подходы:

Решение проблем (Problem Solving) определение последовательных систематических процедур, с помощью которых анализируются и решаются проблемные ситуации. При осуществлении проекта могут возникать проблемные ситуации, для выхода из которых необходимо находить оптимальные решения.

Технология решения проблем определяетсянабором последовательных систематических процедур, начиная с определения проблемы и заканчивая принятием решения относительно тех действий, которые необходимо предпринять [3].

Стандартная последовательностьразрешения проблемы в проекте содержит следующие шаги:

начальный анализ и планирование;

анализ ситуации, определение целей;

синтез, генерирование и анализ возможных решений;

принятие окончательного решения;

начало реализации принятого решения.

Для разрешения проблем в проекте часто применяются общие фундаментальные методы, которые используются в различных сферах профессиональной деятельности, например:

переход от общего к частному (и наоборот);

разработка и оценка альтернативных вариантов;

системный анализ;

творческий подход;

макетирование;

стоимостной анализ;

анализ общей выгоды.

При этом может рассматриваться большое количество процессов и процедур. Эффективное (с низкими затратами и за короткое время) и правильное разрешение возникшей конкретной проблемы является важным вкладом в успех всего проекта в целом.

Переговоры, деловые встречи— мероприятия, предпринятые для поиска решения возникающих в проекте проблем, при которых участвуют несколько сторон.

Поиск решения возникающих проблем и проблемных ситуаций часто производится путем переговоров и/или проведения деловых совещаний, в которых представлены несколько участвующих в выполнении проекта сторон. Результатом может быть либо консенсус, либо компромисс, либо волевое решение.

Обычно решение формируется путем организации многошагового процесса поиска решения [7].Формирование общей концепции действий и определение участвующих сторон является важнейшей задачей управления переговорами (деловыми совещаниями), от успеха решения которой зависит и успех самих переговоров (деловых совещаний). Переговоры и деловые совещания выступают основными инструментами решения проблем и разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в ходе реализации проекта.

Управление переговорами и совещаниями включает в себя этапы подготовки к ним, проведения и мониторинга (последействия).

Методы управления переговорами и совещаниями связаны с их содержанием (объективными и субъективными вопросами), процедурами, информационным обеспечением и документированием хода и результатов. Эти же методы применимы и для управления переговорами с одним лицом.

Предметом переговоров являются, например:

− согласование с клиентом целей проекта;

− обсуждение с подрядчиками содержания контракта и/или претензий;

− обсуждение вопросов участия тех или иных людей в команде проекта.

Подготовка (цели, приглашенные лица, время, предварительная информация и т. д.), реализация соглашений и выполнение принятых обязательств является важной областью ответственности руководителя проекта.

Система наград ипоощрений. Это формальное управленческое действие, которое поощряет или стимулирует желательный тип поведения. Для того чтобы такая система была эффективной, необходимо обеспечить четкую взаимосвязь между исполнением и вознаграждением [2].

В проекте должны быть запланированы системы наград и поощрений, так как системы организации-исполнителя могут их не иметь. Системы наград и поощрений, а также определение стандартов премирования сотрудников от получаемой прибыли должны стимулировать личную инициативу членов команды, направленную на улучшение работы в проекте.

Обучение команды учебного проекта. Включает все действия, направленные на повышение навыков, знаний и возможностей членов команды.

Нет общего рецепта для обучения команды, по необходимости можно проводить любые типы обучения: повышение или получение дополнительного образования, разработка тренинговых мероприятий, обмен опытом. Обучение может быть формальным (обучение в классе, компьютерное обучение) или неформальным (взаимосвязь и обмен опытом с другими членами команды). Если у членов команды проекта не хватает управленческих или технических навыков, их приобретение должно быть запланировано как необходимая процедура для выполнения проекта либо необходимо пересмотреть состав команды. Прямые и непрямые затраты на обучение обычно обеспечиваются организацией-исполнителем [5].

Анализ иоценка работы команды учебного проекта. Проводится на основе отчетов о ходе выполнения работ проекта и функционировании команды проекта [4]. Улучшение работы команды может влиять на разные аспекты выполнения проекта и зависит от разных причин:

− улучшение личных навыков и возможность планировать карьеру могут позволить конкретному человеку более эффективно выполнять свои обязанности;

− улучшение командного поведения (поддержание психологического климата в команде) может позволить членам команды посвятить больше времени непосредственному выполнению работ проекта.

Улучшение как личных навыков, так и командных может способствовать определению и развитию лучших способов выполнения работ проекта.

Литература:

  1. Аленина Е. Э., Ширяев Д. В., Зюлина В. В. Концепция организации проектной деятельности студентов гуманитарно-экономических направлений подготовки. // Известия МГТУ «МАМИ». Экономика и управление. Социально-гуманитарные науки. Научный рецензируемый журнал. — М., МГТУ «МАМИ», № 4(26), 2015, т. 5, С. 185–191.
  2. Жихарева Е. Д., Ширяев Д. В. Проблемы молодежного предпринимательства и способы их решения в вузах // Научный журнал «Молодой ученый». 2014. № 4. С. 643–645.
  3. Ширяев Д. Выбор оптимальной информационной системы. Открытые системы. СУБД. 2001. № 10. С. 20.
  4. Ширяев Д. В. Оценка результативности проектной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, № 2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/39EVN216.
  5. Ширяева Э. Ю. Методика оценки бизнес-идей и разработок // В сборнике: Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности: Материалы III международной научно-практической конференции. 2015. С. 283–286.
  6. Шкатов Н. М., Шевченко А. А., Шлёпкин В. А., Кожухарь Д. Г., Аглетдинова Г. Р., Ширяев Д. В. Разработка инновационного продукта и оценка его экономической эффективности в проектной деятельности студентов. // Известия МГТУ «МАМИ». Экономика и управление. Социально-гуманитарные науки. Научный рецензируемый журнал. — М., МГТУ «МАМИ», № 4(26), 2015, т. 5, С. 245–248.
  7. Economic clusters as a form of self-organization of the economic system. Shiryaev D. V., Litvinenko I. L., Rubtsova N. V., Kolpak E. P., Blaginin V. A., Zakharova E. N. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № S1. С. 284–288.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle