Библиографическое описание:

Песчаный Н. Д., Скворцова Н. В. Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 276-281.



В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиваться при вхождении на него. Также проанализированы основные перспективные тенденции развития розничных торговых сетей.

Ключевые слова: розничная торговля, международные торговые сети, глобализация экономики, Интернет-торговля

Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики, вносит весомый вклад в произведенный валовый внутренний продукт многих стран.

В Российской Федерации наблюдается устойчивый рост продаж в розничном сегменте. Если рассматривать оборот розничной торговли, то за последние пять лет он увеличился в 1,6 раз. по сравнению с 2010 годом, и составил в 2015 году 27,5 трлн. руб. (рис.1.) При этом, необходимо отметить неоднозначную динамику роста, которая демонстрирует снижения темпов прироста розничного товарооборота начиная с 2012 года. Так в 2015 году, оборот розничной торговли увеличился всего на 4.2 % по сравнению с 2014 годом, в то врем как в 2011 году темп прироста составлял 15,8 %.

Рис. 1. Оборот розничной торговли в РФ [Источник: Росстат]

В 2015 году оборот розничной торговли на душу населения составил 188 096 рублей. По сравнению с 2014 годом этот показатель увеличился на 7 686 рублей, что в процентном соотношении равняется 4,3 %. При этом структура розничной торговли состоит из продаж товаров непродовольственной группы и продовольственной. Уже долгое время в структуре торговли сохраняется паритет. Продовольственная группа занимает 46–49 % в общей структуре, а непродовольственные товары соответственно — 51–54 % (рис.2.).

Рис. 2. Оборот розничной торговли в расчете на душу населения по Российской Федерации [Источник: Росстат]

Однако в Федеральных округах, оборот на душу населения существенно отличается. Наибольший показатель в Центральном Федеральном округе — 237,7 тыс. рублей, а наименьший в Крымском Федеральном округе — 109,6 тыс. рублей. (рис.3).

Рис.3. Оборот розничной торговли в расчете на душу населения по субъектам РФ [Источник: Росстат]

Важным моментом в современной структуре торговли России является появление и функционирование международных торговых сетей. Такие структурные изменения дают положительный эффект для потребителей, так как подобные торговые сети представляют из себя более эффективную форму торговли, чем отдельно существующие небольшие магазины. Это достигается за счет высокой концентрации капитала и ресурсов.

Международные торговые сети можно охарактеризовать как форму оптово-розничной торговли, которая отличается наличием у компании большого числа торговых объектов во многих странах мира, действующих под едиными стандартами и брендом. Основные характеристики деятельности транснациональных компаний в сфере ритейла, т. е. розничной торговли, представляют собой международный характер и качественно новый уровень обеспечения связи производителя и конечного потребителя.

Следовательно, под определением международного ритейлера следует понимать торговую сеть, состоящую из предприятий розничной торговли, управляемую головной компанией, деятельность которой рассчитана на массового потребителя и характеризуется большими оборотами продукции. В условиях глобализации целью международного ритейлера является проникновение на зарубежные рынки, их освоение с использованием мировых стратегий поглощения менее конкурентоспособных игроков, основой которых является разветвленная сеть филиалов в странах присутствия.

Развитие глобализации влечет за собой внедрение на мировых торговых рынках инновационных процессов, в том числе и в международном ритейле. В настоящий момент розничная торговля основывается на использовании мирового опыта организации системы закупок, продвижении товара, логистики и т. д. с учетом специфики особенностей национальных рынков. Процесс глобализации и развитие свободной торговли влекут за собой создание единых правил ведения бизнеса, требуют корректировки имеющихся концепций развития потребительских рынков, приобретения новых знаний.

Развитие международных торговых сетей на современном этапе связано с активным расширением деятельности в большинстве странах мира. Данному факту способствуют некоторые факторы, в числе которых можно отметить высокую степень насыщения национальных рынков современными форматами торговли, высокую конкуренцию на рынке материнской страны, а также законодательные барьеры со стороны правительства, препятствующие расширению торговых сетей на отечественном рынке [1].

Для крупных торговых сетей процесс глобализации определяет необходимость вхождения на международные рынки и их освоение. Для этого торговые розничные сети используют разные пути проникновения на рынок, например, лицензирование, концессия, франчайзинг, совместное предприятие, органический рост и поглощение. При этом одна и та же сеть может использовать сразу несколько вариантов выхода на рынок, а также дифференцировать подходы в зависимости от специфики рынка разных стран. Ритейл находится в постоянном развитии с целью максимального удовлетворения запросов покупателей и, как следствие, получения большей прибыли.

Ключевым моментом сегодня является не сам факт работы иностранной компании на зарубежном рынке, а масштаб ее деятельности. Причины успешности деятельности международных сетей на зарубежных рынках, например, таких как «Auchan», «Metro Cash and Carry», достаточно многообразны. В частности, данные компании работают в популярных и востребованных форматах торговли, к которым можно отнести супермаркет, гипермаркет, дискаунтер, магазин-склад, что позволяет удовлетворять потребности каждого покупателя. В западных странах на долю торговли в подобных форматах приходится около 90 % продаж [2].

Также в качестве конкурентных преимуществ международных ритейлеров можно выделить достаточно длительный опыт и отлаженность системы работы, что дает им преимущества перед локальной сетью, поскольку не приходится нести особых затрат на организацию и процесс налаживания логистики и операционной деятельности магазинов; они имеют налаженную систему консолидированных закупок широкого ассортимента товаров, т. е. закупки осуществляются через распределительные центры или центральные склады, что позволяет снизить риски недопоставок от поставщиков и получить более низкую цену при большом объеме заказа. Кроме этого, международные торговые сети могут обеспечить себе повышение рентабельности торговли за счет получения низких входных цен на товары от поставщиков, зачастую имея известное имя торговой сети они могут заключать с поставщиками контракты на максимально выгодных условиях и даже диктовать свои условия. Также международные ритейлеры имеют достаточные финансовые ресурсы, в том числе для покупки действующих национальных сетей и быстрого освоения рынка при автоматическом уходе с рынка местных конкурентов.

К факторам, привлекающим международные торговые сети на зарубежные рынки, относятся развивающаяся экономика принимающей стороны, растущие доходы в принимающей стороне, законодательные меры, способствующие развитию сетей и строительству магазинов, известность бренда на мировых рынках, что упрощает выход рынки разных стран.

Однако при вхождении на новые зарубежные рынки международные ритейлеры сталкиваются с рядом проблем, например, не достаточная информированность об особенностях местного рынка, менталитете населения, отсутствие квалифицированной рабочей силы и другие, наличие законодательных и административных барьеров.

В России существует недостаточно сильная регуляторная политика в области торговли, что привело к возникновению ряда положительных и отрицательных моментов как для самой отрасли, так и для потребителей и государства. Отсутствие жесткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой — привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов.

Положительным моментов для потребителей стало существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили снизить цены (по сравнению с традиционными форматами) и повысить качество обслуживания. Но, с другой стороны, высокая неравномерность развития сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями современных форматов, уровням цен между различными регионами. Хаотичная застройка муниципальных образований привела к таким проблемам, как ухудшение исторического облика городов и снижение транспортно-пропускной способности [3].

Доля торговых сетей в розничном товарообороте России постоянно увеличивается с 2010 года, и составляет в 2015 году 25 %. (рис.4).

Рис. 4. Доля розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли Российской Федерации [Источник: Росстат]

Лидером среди регионов России является Санкт-Петербург (на долю торговых сетей приходится 53 % оборота). Для сравнения в Москве доля торговых сетей в обороте торговли 19,3 %. Среди федеральных округов России наибольший интерес у сетей вызывают Северо-Западный и Центральный Федеральные округа (рис. 5). Федеральные округа с наименьшей долей розничных торговых сетей следующие: Северо-Кавказский (Дагестан, Ингушетия, Чеченская республика), Дальневосточный (Саха, Сахалинская область, Чукотский автономный окру). В этих регионах доля торговых сетей очень мала в связи с низким уровнем платежеспособности населения, а также со слабо развитой логистикой [4].

Рис.5. Доля розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли субъектов Российской Федерации в 2015 году

В настоящее время Россия по-прежнему находится в числе наиболее привлекательных стран для развития мирового ритейла. Снизив свою позицию на 1 пункт, Россия занимает 22-е место в международном индексе развития ритейла 2016 года, составляемого ежегодно агентством A. T. Kearney, уступив в том числе Перу, Панаме, Колумбии, Саудовской Аравии и Ботсване, которых обгоняла еще год назад. Для глобальных брендов, которые зависят от продаж в России, стремительные перемены в экономике начиная с 2014 года и риски стали главной проблемой. Страновой риск является одним из четырех компонентов индекса развития торговли A. T. Kearney наряду с насыщенностью рынка, привлекательностью для бизнеса, скоростью роста ритейла, его перспективами и общеэкономическим состоянием. Общий балл за риск аналитики получают, учитывая политический и экономический риски, долговые индикаторы, кредитные рейтинги и доступность банковского финансирования, а также риски терроризма, преступности и коррупции. В 2015 году страновой риск России, по расчетам консультантов, достиг 28,4 против 38,4 годом ранее (чем ниже индикатор, тем выше риск).

Таким образом, на сегодняшний момент Россия не является страной для наиболее срочной экспансии сетей, скорее страной, переходящей в фазу насыщения рынка торговыми сетями. В целом, международные торговые сети в России привлекает возрастающий уровень потребления в стране, рост денежных доходов населения, высокая доля затрат на потребление (рис. 2), рост потребительского кредитования. Среди проблем, с которыми сталкиваются ритейлеры в России, можно выделить нехватку распределительных центров и складов, а также не налаженную транспортную систему.

В качестве тенденций развития розничных торговых сетей в России можно рассмотреть стратегию развития ритейла в виде активного освоения онлайн-торговли (электронной коммерции), а также совмещения онлайн-торговли с традиционными ее формами [5]. Исследование тенденций развития электронной коммерции в мировой экономической системе позволяет сделать заключение об эффективности и перспективности развития электронного бизнеса [6].

В ходе анализа потенциала данной сферы рынка в мире и в частности в России были выявлены следующие тенденции. По оценке международной консалтинговой компании A. T. Kearney, в 2014 году общемировой объем Интернет-торговли достиг 839,8 млрд долларов, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 21 %, и в дальнейшем прогнозируется еще больший его рост — до полутора триллионов долларов к 2018 году. (рис.6).

*прогнозируемые данные

Рис.6. Динамика мирового объема инертен-продаж в 2013–2018 гг.

Многие страны планомерно наращивают объемы онлайн-торговли и улучшают качество обслуживания в виртуальных магазинах. Международная консалтинговая компания A. T. KEARNEY, которая ежегодно рассчитывает Глобальный рейтинг розничной онлайн-торговли, выделила ведущие страны — крупнейшие мировые рынки по объемам Интернет-торговли (таблица 1).

Таблица 1

Топ-10 стран вглобальном рейтинге электронной коммерции в 2014 году

Место

Динамика к 2013 году

Страна

Оценка объема рынка Интернет-торговли

(в баллах от 1 до 100)

1

+2

США

100

2

-1

Китай

100

3

+1

Великобритания

87,9

4

-2

Япония

77,6

5

+1

Германия

63,9

6

+1

Франция

51,9

7

-2

Южная Корея

44,9

8

+5

Россия

29,6

9

+15

Бельгия

8,3

10

-1

Австралия

11,9

Россия также была включена в страны с ожидаемым ростом рынка интернет-торговли, по оценкам J’son & Partners Consulting, последние пять лет объём этого рынка рос в среднем на 42,5 % в год и в 2015 превысил 760 млрд рублей, а к 2018 году он достигнет 960 млрд рублей.

Среди основных трендов российского рынка электронной коммерции стоит выделить консолидацию отдельных его сегментов, развитие мобильных приложений, рост мобильной рекламы и мобильных платежей. В рамках отдельных товаров аналитики отметили высокую конкуренцию в торговле бытовой техникой и электроникой, одеждой и обувью, доставкой блюд и продажами электронных книг. Всего на российском рынке онлайн-торговли работают около 45 тысяч компаний.

Таким образом в России существуют достаточно большой потенциал для развития Интернет-торговли, при этом все больше крупных торговых сетей выходят в онлайн, приобретая определенные преимущества.

Также в качестве важной стратегии развития ритейлеров в России рассматривается внедрение собственных торговых марок, от присутствия которых в ассортименте торговых сетей ритейлеры получают преимущества в виде увеличения прибыли, разнообразия ассортимента, развития лояльности к бренду самой торговой сети, возможности тотального контроля над процессом производства, влияния на закупочную цену и, как следствие, повышения конкуренции. Собственные торговые марки сетей набирают обороты по всему миру.

На российском рынке существуют огромные возможности для развития деятельности торговых сетей в направлении производства и реализации собственных торговых марок. Десять лет назад найти продукты под собственными торговыми марками сетей в России было невозможно, сегодня же на них приходится 10 % продаж в форматах современной торговли в натуральном выражении и 6 % в денежном. Однако существуют и определенные проблемы, с которыми сталкиваются торговые сети при внедрении собственных торговых марок. К ним следует отнести неразвитость производства на территории страны, плохое соотношение цена-качество у российских производителей, российские потребители все еще остаются сильно брендозависимыми (потребители склонны считать собственные торговые марки сетей дешевой альтернативой брендированным товарам).

Таким образом, инвестиции в развитие торговых сетей, направленные на их расширение, на внедрение новых технологий продвижения товаров, в том числе и посредством Интернет-торговли, на организацию производства и реализации собственных торговым марок и так далее, позволяют учитывать интересы, потребности и предпочтения максимально широкого перечня групп населения, обеспечивая при этом возможность получения прибыли или иного полезного эффекта в будущем [7].

Литература:

  1. Чкалова О. В., Наливайко К. А. Розничная торговля России в современной экономике // Экономический анализ: теория и практика. — 2015. — № 23 (422). — С. 16–25.
  2. Корощенко Л. В. Оптово-розничные транснациональные корпорации в мировой экономике. — М.: Изд-во Спутник+, 2009. — 190 с.
  3. Якимчик Д. А. Инструментальные аспекты развития форм организации российской розничной торговли // Аудит и финансовый анализ. — 2010. — № 2. — С. 432–441.
  4. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 31.10.2016).
  5. Рахлис Т. П., Брунцов А. А. Электронная коммерция в Российской Федерации: проблемы развития и пути их решения // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 70-й межрегиональной научно-технической конференции. — 2012. — Т. 2. — № 70. — С. 320–323.
  6. Старков А. Н. Особенности методики комплексной оценки эффективности деятельности электронного предприятия // Корпоративная экономика. — 2015. — № 2 (2). — С. 39–44.
  7. Скворцова Н. В. Аналитическая оценка инвестиционной привлекательности Челябинской области как фактора экономического развития региона / Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики: м-лы науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс. — 2015. — С. 143–151.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle