Библиографическое описание:

Купряшкина А. В. Развитие декоративного творчество у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания коллективной аппликации // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 245-247.



В статье представлены материалы по созданию коллективной аппликации, способствующие развитию декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: коллективная, аппликация, развитие, старший дошкольный возраст, декоративное, творчество

Проблема развития ребенка, его творческих сил — актуальна в психологии и педагогики. Особенно она значима в дошкольный период детства — возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ его индивидуальности, развития способностей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима, и отвечает природе ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности становится изобразительная деятельность, которая является эффективным средством познания действительности.

В работах А. В. Давыдова, А. В. Запорожца, установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями, отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в таком виде практической деятельности ребенка, как аппликация: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою творческую деятельность. Отсюда вытекает необходимость занятий коллективной аппликацией.

Актуальность творческого развития детей дошкольного возраста посредством коллективной аппликации обусловлена тем, что они получают эстетическое мировосприятие, воспитание художественного вкуса, художественно-графических умений и навыков, фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия; развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев; становление организационных навыков художественно-декоративного творчества.

Специфика коллективной аппликации заключается в совместных и согласованных действиях детей; для этого необходимы не только умение владеть речевым диалогом со сверстниками, способности согласовывать свои действия и договариваться о совместном решении предложенной задачи, но и декоративные умения, и навыки детей старшего дошкольного возраста.

Несмотря на широкий круг исследований, проблема развития декоративного творчества детей в процессе создания коллективной аппликации остается актуальной в практике работы дошкольных образовательных организаций.

К изобразительной деятельности относятся: рисование, лепка, аппликация. Рисование, лепка, аппликация и другие занятия с различными материалами, вызывают у детей дошкольного возраста большой интерес, так как удовлетворяют их потребность в деятельности, самостоятельности, дают возможность сделать что-то своими руками, выразить себя в творчестве. Вместе с тем эти виды деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Поэтому не случайно одна из центральных проблем художественной педагогики — развитие художественных способностей детей средствами аппликации.

Аппликация — один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон; наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, цветок, ветка, гриб, птица, дерево и т. д.); сюжетной, отображающей совокупность действий событий («Салют Победы» и т. д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В предметной аппликации — дети учатся вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетно-тематическая аппликация подразумевает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом.

Помимо сюжетно-тематических заданий, коллективно создаются декоративные аппликации: орнаментальные композиции в виде панно, ковров, подносов со свободным объединением элементов. В ходе работы дети могут самостоятельно составить композицию украшения подноса, выбрать другие декоративные формы, варьировать их цветовые сочетания.

Декоративная аппликация — это «вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают навыками вырезать и объединять различные элементы украшения (обобщенные фигуры птиц, животных) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления». На коллективных занятиях дети учатся декоративно изменять реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами

Для создания различных видов орнаментов дети старшего дошкольного возраста должны обучиться равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, необходимо применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов.

В работе И. Н. Турро подчеркивалось, что коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности, который, по мнению автора, всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей с жизнью [Цит. по 27, c. 18].

Коллективная аппликация используется педагогами в основном на занятиях декоративно-прикладного искусства при выполнении работ, связанных с оформлением праздников.

Занятия коллективной аппликацией при правильном использовании соответствующих возрасту методов и приемов не только развлекают, но и обучают и развивают. Во-первых, это многогранность развития ребёнка. Ребёнок становится более аккуратным, точным, внимательным. Во-вторых, занятие аппликацией — это коллективный процесс. Взрослые направят творчество в верное русло и распределят все обязанности. В-третьих, аппликация развивает навыки. Такие занятия расширяют творческий потенциал ребенка и стимулируют его самосовершенствование.

Старшие дошкольники способны творчески решить задание, проявить инициативу, выдумку, оказать помощь своим товарищам, сообща решить поставленные задачи. Поэтому формулировка задания должна давать простор развитию детской фантазии, способствовать применению объема знаний и умений для отражения явлений окружающей природы, общественной жизни, содержания литературных произведений.

В процессе совместной деятельности старшие дошкольники приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение во время занятия коллективной аппликацией, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.

Таким образом, коллективная аппликация детей старшего дошкольного возраста развивают умения составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных деталей, овладевают умением составлять гармоничные цветовые сочетания, формируют чувства формы, пропорций, композиции. Кроме того старшие дошкольники развивают умения стилизовать декоративно, преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

Литература:

  1. Гусарова, С. В. Развитие познавательных интересов старших дошкольников в творческой деятельности / С. В. Гусарова // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — С. 25–26.
  2. Гусакова, М. А. Аппликация: учеб. пособие / М. А. Гусакова. — М.: Инфра-М, 2011. — 313 с.
  3. Комарова, Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 10. — С. 65–67.
  4. Корчинова, О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях: учеб. пособие / О. В. Корчинова. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 320 с.
  5. Курочкина, Н. А. Пути развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству: учеб. пособие / Н. А. Курочкина. — СПб: Акцидент, 1996. — 112 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle