Библиографическое описание:

Забиранов В. А. Право на справедливое вознаграждение за труд // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 597-600.



The article examines the issues related to wages, the legal regulation of wages, fair wages, the cost of living.

Keywords: labor, wage, fair remuneration, the cost of living.

В конце ХХ века Международная организация труда выдвинула концепцию достойного труда, где одним из главных критериев было вознаграждение за достойный труд.

Еще в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека 1 (далее- Декларация) заложила основу международного нормативного регулирования права на вознаграждение за труд. В п. 3 ст. 23 Декларации отмечается, что: «каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения». На основе Декларации были приняты два обязательных для участвующих стран документа: Международный пакт о гражданских и политических правах 2 и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (от 16 декабря 1966 г.) 3, в которых участвующие страны признали право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности (ст. 7):

 вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся:

 справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд;

 удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах являются составной частью правовой системы нашего государства и, более того, имеют приоритет над нормами российского законодательства 4, с.35–37.

В РФ данное понятие закреплено в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ. В Конституции данное право закрепляется в ч. 2 статьи 37, где провозглашается право на вознаграждение за труд, гарантируемое вознаграждение без какой-либо дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда.

Таким образом, основы и принципы государственного регулирования заработной платы заложенные в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и ст. ст. 17 и 37 Конституции РФ, обуславливают необходимость государственного регулирования заработной платы.

Абузярова Н. А. 5, с.12–19 отмечает, что государство в силу общепризнанных международных принципов обязано гарантировать реализацию ее основных сущностных признаков, формирующих содержание права каждого на справедливое вознаграждение за труд, без какой-либо дискриминации и на уровне, обеспечивающем работнику и его семье достойные условия жизни и непрерывное их улучшение.

Ст. 2 Трудового кодекса РФ, перечисляя основные принципы трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, рассматривает понятие «справедливой заработной платы» в контексте обеспечения достойного человека существования для него самого и его семьи. Согласно ст.133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако, ст.421 ТК РФ устанавливает, что порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 ТК РФ, устанавливаются федеральным законом. Данное несоответствие в ТК РФ стало предметом судебного рассмотрения.

В Конституционный Суд РФ в 2003 г. поступила жалоба от гражданина Смердова Р. Д., который оспаривал конституционность ст.421 ТК РФ. По мнению заявителя, эта норма противоречит статьям 7 и 15 Конституции Российской Федерации, поскольку минимальная заработная плата должна быть установлена в размере не ниже прожиточного минимума, и для определения ее величины принятия отдельного федерального закона не требуется.

Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные гражданином С. Д. Смердовым материалы, не нашел оснований для принятия его жалобы к рассмотрению и указал, что согласно статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Вопрос о том, на каком уровне должен быть установлен минимальный размер оплаты труда, в Конституции Российской Федерации не решается — это компетенция федерального законодателя. Оспариваемая заявителем норма статьи 421 ТК РФ носит отсылочный характер и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционное право каждого на справедливое вознаграждение за труд. Более того, исходя из содержания этой нормы, она не может применяться при рассмотрении конкретных дел об оплате труда работников.

Судебная практика 6 свидетельствует, что суды при рассмотрении дел о заработной плате, исходят из того, что отсутствует обязанность работодателя выплачивать истцу заработную плату в размере не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе, где он проживает, поскольку положения ст. 133 ТК РФ предусматривают установление федеральным законом одновременно на всей территории РФ минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ), который не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. А поскольку до настоящего времени не принят в соответствии со ст. 421 ТК РФ федеральный закон, устанавливающий порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного ч. 1 ст. 133 ТК РФ, суды исходят из того, что указанные положения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ) не подлежат применению.

Лютов Н. Л. считает 7, что ч.1 ст.133 ТК РФ принята исключительно из декларативных политических соображений, и минимальный размер оплаты труда в России может быть ниже даже нищенского прожиточного минимума, установленного в законодательстве. Его мнение разделяют многие ученые 8.

В ст. 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть также установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета. В любом случае региональный МРОТ никак не может быть ниже федерального минимума.

Источниками средств на выплату регионального МРОТ служат бюджеты, из которых финансируется деятельность организации (региональный, местный), собственные средства других работодателей.

При сравнении сложившейся в РФ системе вознаграждения за труд с европейскими странами, выясняется, что среди 46 европейских стран Россия занимает 40-е место по уровню заработной платы. Поскольку Российская Федерация присоединилась к Европейской социальной хартии, она обязалась следовать всем ее положениям, в частности установить такой минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который бы в 2,5 раза превышал прожиточный минимум (то есть не менее 19 тыс. руб.). Нынешний же МРОТ не защищает работника от бедности 9, с. 95–120.

С 01 июля 2016 г. МРОТ составляет 7500 рублей 10. Размер прожиточного минимума РФ за II квартал 2016 года учрежден Постановлением № 882 от 06 сентября 2016 года 11 и составляет:

‒ в расчете на душу населения — 9956 рублей в месяц;

‒ для трудоспособного населения — 10722 рубля в месяц;

‒ для пенсионеров — 8163 рубля в месяц;

‒ для детей — 9861 рубль в месяц.

Прожиточный минимум, в соответствии с Законом Краснодарского края «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае» от 9 июня 2010 года № 1980-КЗ 12, предназначается для оценки уровня жизни населения края при разработке и реализации краевых социальных программ, оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам, формирования краевого бюджета. За второй квартал 2016 г. он составил на душу населения 9958 руб. Для трудоспособного населения прожиточный минимум составил 10764 руб., для пенсионеров 8219 руб., для детей — 9603 руб. Если сравнить эти показатели с показателями г. Москвы, мы увидим, что за второй квартал 2016 г. прожиточный минимум на душу населения был равен 15382 руб. 13, из чего можно сделать вывод о наличии существенных различий в размере прожиточного минимума на душу населения в различных субъектах РФ.

Исходя из прожиточного минимума, составлена потребительская корзина. Трудоспособный гражданин, употребляет за год 100,4 кг. картофеля, 114,6 кг. овощей, 60 кг. свежих фруктов, 126,5 кг. хлеба и хлебопродуктов, 58,6 кг. мясных и 18,5 кг рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5 % от общей величины расходов в месяц. В расчете на один день, среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки — 280 г., овощей — 300 г., фруктов свежих — 160 г., сладкого — 60 г., молока и молочных продуктов — 800 г., масла растительного и жиров — 40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса, и употреблять за неделю 350 г. рыбы 14

Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.В интернете существует много экспериментов, когда жители нашей страны пытались жить на прожиточный минимум, и ничего в итоге не получалось.

Например, в Германии 15сумма прожиточного минимума составляет 331 еврона главу семьи и 80 % этой суммы для остальных членов семьи.Пособие побезработицесоставляет 60 % от заработной платы на последнем месте работы и выплачивается в течении года. В случае, если гражданин продолжительное время не работает он имеет право насоциальную помощь(все те же 331 евро), плюс оплата квартиры и медицинской страховки за счет государства. Но все эти выплаты моментально прекращаются, когда человек находит работу.

Потребительская корзина у немцев включает в себя 750 наименований товаров и услуг (в России их только 156). Модой в современном мире считается регулярное посещение солярия, фитнес — клуба и данные виды услуг тоже включены в потребительскую корзину Германии 16. В Германии можно сказать, что на такую сумму вполне можно достойно прожить.

Таким образом, Российской Федерации следует обратить внимание на приведение в соответствие одного нормативного акта другому, а также реализации социальной политики государства в соответствии с принципами гуманности и справедливости.

Действующее трудовое законодательство предусматривает право работника на справедливое вознаграждение за труд, предусматривая право на справедливые условия труда. Так, отмечает Адриановская Т. Л. [17, с.17]. из текста ст. 2 ТК РФ ясно видно, что основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений посвящены, в основном, защите прав работников: запрет принудительного труда и дискриминации в сфере труда, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, включая ограничения рабочего времени, равенство прав и обязанностей работников, обязанность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, право работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.

На наш взгляд, справедливые условия труда должны включать право на справедливое вознаграждение за труд.

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г. //Российская газета.1995. № 67. 05 апр.
  2. О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
  3. Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
  4. Есева Е. Ю. Конституционная гарантия при оплате труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. № 3.
  5. Абузярова Н. А. Конституционные основы заработной платы и социального страхования в России // Журнал российского права. 2016. № 7.
  6. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27.11.2013 по делу № 33–11397/13, А-10 // СПС КонсультантПлюс; Определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.01.2013 № 33–1626 // СПС КонсультантПлюс.
  7. Лютов Н. Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования: научно-практическое пособие. М.: Центр социально-трудовых прав, 2012. 128 с. // СПС КонсультантПлюс.
  8. Азарова Е. Г., Андриченко Л. В., Бочарникова М. А., Голованова Н. А., Захаров М. Л., Коршунова Т. Ю., Ломакина Л. А., Плюгина И. В., Серегина Л. В., Чиканова Л. А. Аналитический обзор на тему: «Соответствие российского законодательства требованиям международной организации труда» / отв. ред. Л. А. Чиканова // СПС КонсультантПлюс. 2014.
  9. Буянова М. Сложные вопросы в трудовых отношениях. Текст выступления на семинаре 13 июня 2013 г. // Трудовое право. 2013. № 8.
  10. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 23. Ст. 3288.
  11. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2016 г.: Постановление Правительства РФ от 06.09.2016 № 882 // СЗ РФ. 2016. № 37. Ст. 5502.
  12. О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 09.06.2010 № 1980-КЗ (ред. от 06.02.2015) // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края..2010. № 31.
  13. Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2016 г.: Постановление Правительства Москвы от 06.09.2016 № 551-ПП// Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2016. № 51.
  14. Потребительская корзина на 2016 год: составЭлектронный ресурсURL.: http://bs-life.ru/makroekonomika/potrebitelskaya-korzina2013.html (дата обращения 20.10.2016 г.).
  15. Прожиточный минимум в Германииhttp: Электронный ресурсURL.: // http: lifeistgut.com/prozhitochnyj-minimum-v-germanii (дата обращения 20.10.2016 г.).
  16. Потребительская корзина Электронный ресурсURL.: http://center-yf.ru/data/economy/Potrebitelskaya-korzina.php (дата обращения 20.10.2016 г.).
  17. Адриановская Т. Л. Современные проблемы правовой защиты женщин в сфере трудовых отношений: Монография / Т. Л. Адриановская. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2009. 232 с. 500 экз.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle