Библиографическое описание:

Бронников А. Ю., Асатов Р. А., Яцук К. В. Материальные и духовные ценности курсантов высших военных учебных заведений // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 802-806.



В данной статье рассмотрены ценностные ориентации курсантов, также что они представляют в психологической науке. Рассмотрено исследование с целью выявления ценностных ориентаций.

Ключевые слова: ценностные ориентации, профессионально-важные качества, структура ценностей

В каждом обществе существует своя ценностная культура, которая отражается в различных материальных и нематериальных объектах (искусстве, религии, языке и т. д.). Включение человека в эти ценностные культуры осуществляется в процессе его социализации в различных институтах и социальных группах: семья, детский сад, школьный коллектив, студенческий, профессиональный и т. д. В каждом из них имеются свои нормы, ценности, которые определенным образом транслируются человеку и усваиваются им.

В психологии изучение вопросов интериоризации ((от фр. intériorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.) и экстериоризации ((фр. exteriorisation — обнаружение, проявление, от лат. exterior — наружный, внешний) — означает переход действия из внутреннего во внешний план. Так при составлении инструкции, раскрытии технологии, рефлексии.) ценностей имеет особое значение, так как именно им (ценностям) все в большей мере исследователи отдают предпочтение, определяя регулятивные механизмы поведения и в целом психики человека (К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Выготский, Е. И. Головаха, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов и т. д.). Одним из направлений в изучении ценностной структуры личности является направление, определяющее данный психический феномен как «ценностные ориентации».

В психологической науке под ценностными ориентациями (от франц. orientation — установка) понимаются: а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания — критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; б) основания, по которым личность или группа «выстраивает» воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости.

По мнению Б. С. Волкова, ценностные ориентации выступают как сознательный регулятор социального поведения личности, который выполняя мотивационную функцию способствует выбору деятельности [1].

А. Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации как «относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» [3].

С. Шварц интерпретирует ценности как критерии, на основании которых человек действует, осуществляет оценку своих действий, выстраивает свое отношение к миру.

К. К. Платонов, указывал, что ценностные ориентации являясь одним из компонентов структуры личности, образуют содержательную сторону ее направленности и выражают внутреннюю характеристику личностных отношений к действительности [5].

Приведенный нами краткий анализ понятия «ценностные ориентации» позволяет утверждать, что они выступают неким регулятором поведения личности, обуславливают отношение ее к окружающей действительности.

В авиационной психологии ценностные ориентации выступают как профессионально важные качества штурмана и являются составляющим компонентом личностной группы профессионально важных качеств (ПВК) [2; 6]. То есть поступая в военный вуз, курсант включается в событийность межличностных и профессиональных отношений, в процессе которого осуществляется интеграция его индивидуальных ценностных ориентаций с общественными, характерными для военной и авиационной сферы.

Таким образом, важным становится исследование ценностных ориентаций у курсантов летного вуза.

С целью выявления ценностных ориентаций у курсантов летного вуза, было проведено собеседование, в котором приняли участие 60 курсантов-штурманов 1 года обучения. По результатам методики «Адаптивность» (Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993). Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности. Результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений («годен — не годен») до подробной личностной характеристики. Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» состоит из 165 вопросов и имеет 4-е структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.), разработанной А. К. Маклаковым и С. В. Чермяниным, обследуемые курсанты были разделены на 2 группы и условно обозначены как: 1 группа с «хорошей вероятностью сохранения профессионально здоровья» и 2 группа «удовлетворительной вероятностью сохранения профессионально здоровья».

Изучение ценностных ориентаций осуществлялось с использованием модифицированной Е. Б. Фанталовой методики «Ценностные ориентации» (Цель: изучение системы ценностных ориентации и внутренних конфликтов личности. В основу методики положена процедура многомерного шкалирования. Точнее, один из его методов — парное сравнение. Испытуемому предъявляется список жизненных сфер, бланк для ответов и предоставляется инструкция.). В ходе исследования были получены эмпирические данные, позволяющие определить уровень соотношения важных и доступных ценностей у курсантов обеих групп.

Проведенный анализ полученных данных (средних значений по группе) показал, что для 1 группы курсантов важными ценностями являются:

  1. Счастливая семейная жизнь.
  2. Наличие хороших и верных друзей.
  3. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
  4. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).
  5. Здоровье (физическое и психическое).
  6. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие).

В группу менее важных вошли такие ценности как:

  1. Активная, деятельностная жизнь.
  2. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
  3. Творчество (возможность творческой деятельности).
  4. Красота природы и искусства.

К группе доступных, легче достижимых ценностей курсанты отнесли:

  1. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий и сомнений).
  2. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие).
  3. Наличие хороших и верных друзей.
  4. Активная, деятельная жизнь и здоровье (физическое и психическое). Эти ценности были отмечены курсантами в равной степени, т. е. можно предположить, что состояние здоровья они связывают с активной, деятельностной жизнью.
  5. Творчество (возможность творческой деятельности).

В группу менее доступных ценностей вошли:

  1. Красота природы и искусства и Счастливая семейная жизнь — были отмечены в равной степени курсантами этой группы.
  2. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
  3. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

Таким образом, проведенный анализ средних значений соотношения важных и доступных ценностей у курсантов штурманов 1 группы показывает:

  1. В данной группе курсантов превалирующей ценностью является приватная сфера (в большей степени ориентация на семью, друзей); направленность на самоутверждение, здоровье и познание занимают средние позиции. К тому же «Наличие друзей» и «Уверенность в себе» отмечены как более доступные ценности. Однако наблюдается расхождение между важностью и доступностью такой ценности как «Счастливая семейная жизнь».
  2. Низкие показатели по такой ценности как «Материально-обеспеченная жизнь», могут быть обусловлены тем фактом, что основной контингент поступающих в военные вузы — это дети из не полных семей, сироты, многодетные семьи, а в военном заведении курсанты полностью находятся на обеспечении Министерства обороны (питание, одежда, зарплата, хотя на 1 курсе небольшая). Эта же ценность отмечена как менее доступная.

Также курсанты не рассматривают важными «Активную деятельностную жизнь» (хотя ее в равной степени с наличием здоровья курсанты отметили как более доступную). «Красота природы и искусства» — эстетическая сторона не считается важной у курсантов (возможно это связано со спецификой военной деятельности) и выбрана как менее доступная.

Многие курсанты в ходе диагностической беседы, сопровождающей заполнение вопросника Е. Б. Фанталовой, указывали, что не понимают для чего им необходимо творчество и как его можно реализовывать в этой среде. Творческая составляющая имеет большое значение в летной деятельности, потому как именно творчество выступает в роли воссоздающего начала, которое позволяет находить штурману новые решения в нестандартных ситуациях.

Проведенный анализ полученных данных соотношения важных и доступных ценностей (средних значений по группе) во 2 группе курсантов-штурманов показал, что наиболее важными ценностями являются:

  1. Счастливая семейная жизнь.
  2. Наличие хороших и верных друзей.
  3. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
  4. Здоровье (физическое и психическое).
  1. 5.Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).
  1. Интересная работа.

В группу менее важных вошли такие ценности как:

  1. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
  2. Творчество (возможность творческой деятельности);
  3. Красота природы и искусства.

К группе доступных, легче достижимых ценностей курсанты отнесли:

  1. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий и сомнений).
  2. Наличие хороших и верных друзей.
  3. Активная, деятельная жизнь и Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие). Эти ценности были отмечены курсантами в равной степени, возможно, это связано с реализацией их в учебной деятельности, которая является ведущей на данный момент.
  4. Интересная работа.
  5. Здоровье (физическое и психическое).

В группу менее доступных ценностей вошли:

  1. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
  2. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
  3. Счастливая семейная жизнь.

Таким образом, проведенный анализ данных средних значений соотношения важных и доступных ценностей у курсантов штурманов 2 группы показывает:

  1. В данной группе курсантов превалирующей ценностью так же является приватная сфера (в большей степени ориентация на семью, друзей), средние позиции занимают здоровье, направленность на самоутверждение, интересную работу. К тому же уверенность в себе, наличие друзей, здоровья, а также активная, деятельностная жизнь и познание (в равной степени) — выбраны как более доступные. А вот семейные ценности были отмечены как менее доступные, здесь конечно оказывают воздействие условия военной жизни, закрытый режим, отпуск 1 раз в полгода, практическое отсутствие увольнений (особенно в первом полугодии).
  2. Выявлена как менее важная и доступная ценность «Материально-обеспеченная жизнь».
  3. «Творчество и Красота природы и искусства» так же не отмечены как важные (причем первая ценность занимает последнюю позицию из всех). Возможно это связано с жесткой военной казарменной средой, в которой пребывают курсанты, где дисциплина и четкое выполнение приказов являются важной составляющей военной службы.

К тому же необходимо учитывать, что психодиагностическое обследование проводилось в 1 семестре первого курса, когда активно идет процесс адаптации к военной, учебной, профессиональной деятельности. И многие курсанты в ходе беседы, так же, как и в 1 группе не придают значимости данной ценности. Творческая составляющая как уже упоминалось, имеет большое значение в летной деятельности и является профессионально важным качеством.

Важность такой ценности как «Красота природы и искусства» у некоторых курсантов вообще вызывала смех.

Итак, анализ соотношения показателей средних значений важных и доступных (достижимых) ценностей у курсантов-штурманов по группам позволяет сделать вывод, что по структуре ценностей в двух группах имеются различия.

Проведенный сравнительный анализ соотношения средних значений показателей важных ценностей в двух группах показал, что курсанты обеих групп признают важными такие ценности как: «Счастливая семейная жизнь», «Наличие хороших и верных друзей», т. е. приватная сфера для них выступает как наиболее важная в жизни.

Далее по степени важности в 1 группе сделан выбор в пользу ценности «Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)», а потом «Здоровья (физического и психического)», тогда как во 2 группе наблюдается обратная тенденция. По важности следующей ценности в группах отмечены явные различия: курсанты 1 группы считают важной ценность «Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие)», а курсанты 2 группы, считают важной «Интересную работу».

Структура ценностей, отмеченных как менее важные «Красота природы и искусства», «Творчество» (возможность творческой деятельности), «Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)», в обеих группах является идентичной.

В ходе сравнительного анализа средних показателей значений по важным ценностям были выявлены различия между двумя группами.

Проведенный сравнительный анализ средних показателей значений по доступным ценностям в обеих группах показал, что более доступная (легче достижимая) ценность в обеих группах является «Уверенность в себе».

Далее в структуре имеются различия по группам — в 1 группе это «Познание», «Наличие хороших и верных друзей», во 2 группе выявлена обратная тенденция, причем «Познание» и «Активная, деятельная жизнь» отмечены в равной степени доступности. А в 1 группе равную позицию заняли «Активная, деятельная жизнь» и «Здоровье».

Имеются различия в структуре ценностей, обозначенных респондентами как менее доступные — в 1 группе это «Красота природы и искусства», причем она занимает равную позицию с ценностью «Счастливая семейная жизнь», во 2 группе выделена ценность «Любовь», и как самая менее доступная «Счастливая семейная жизнь».

Идентичный выбор курсантами обеих групп в пользу менее доступных был сделан в отношении ценности «Материально-обеспеченная жизнь».

Однако хотелось бы отметить, что для 1 группы доступность ценности «Семья» находится все же в пределах средних значений, чем для 2 группы. Можно предположить, что конфликт между важностью и доступностью у 2 группы основан на том, что курсанты хотят получить желаемые ценности, но не имеют возможностей. Возможно поэтому данные курсанты попали во 2 группу.

Итак, полученные результаты позволяют сделать выводы о наличии различий в двух группах не только по личностному адаптационному потенциалу (как было установлено ранее), но и по содержанию и иерархии ценностных ориентаций.

Оказалось, что при различных вариантах выборов ценностей и их доступности, «Творчество», являясь ПВК, для курсантов оказалось не важным, хотя оно доступно как для 1, так и для 2 группы. Ценность «Семья» по важности и доступности также наполнена различными противоречивыми и конфликтными переживаниями для 1 и 2 группы.

Представляется перспективным дальнейшее исследование в выявлении структуры ценностных ориентаций и связи их с профессионально важными качествами с целью повышения профессиональной надежности современного военного штурмана.

Однако уже сейчас можно говорить о том, что, учитывая особенности поступающих, посредством образовательного процесса необходимо в дальнейшем можно формировать и развивать систему психолого-педагогической поддержки профессиональных ценностных ориентаций у курсантов.

Литература:

  1. Волков Б. С. Психология юности и молодости. М.: Трикста, 2006.
  2. Гандер Д. В. Профессиональная психопедагогика. М.: Воениздат, 2007.
  3. Здравомыслов А. Г. Потребность. Интересы. Ценности. М.1986.
  4. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., Наука, 1986.
  5. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М.: ПЕР СЭ, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle