Библиографическое описание:

Сиушкина Н. В. Реализация технологии приемной семьи для граждан пожилого возраста в Республике Карелия: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 793-797.



В настоящее время наблюдается тенденция старения населения. Общество, затронутое процессом старения, подвергается изменениям не только демографического, но и экономического, социального, психологического характера. В частности, в социальной сфере оно сказывается на составе семьи, репродуктивном поведении, миграционных тенденциях, потребностях в жилье, а так же потребностях в медицинской помощи и социальных услугах. Старение населения представляет собой увеличение относительной доли лиц пожилого возраста. Это результат длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, рождаемости, смертности, их соотношения, а так же частично миграции [11, c. 111–112].

Феномен глобального старения затрагивает практически все государства, в том числе и Российскую Федерацию. Можно выделить аспекты, которые характеризуют процесс демографического старения населения России на современном этапе: во-первых, отсутствует принципиальные различия в динамике старения населения России и развитых европейских стран; во-вторых, сокращается разница в численности мужчин и женщин в общем количестве пожилых людей; в-третьих, происходит выравнивание процессов старения в регионах (все население становится «старым») [18, c. 83].

Исходя из этих процессов, на современном этапе на территории России представляются необходимыми внедрение геронтологического профилирования специалистов, работающих с пожилыми людьми (медицинских работников, преподавателей, социальных работников, профессионалов в рекреационной сфере, сфере досуга), а также разработка принципа социальной защищенности пожилого человека, предполагающей достойные условия существования [18, c. 83–84].

Пожилые люди являются уязвимой группой населения. Сохранение здоровья, которое оценивается пожилыми как основная ценность и создает мотивацию по его поддержанию, сохранению, обереганию; материальная обеспеченность ― в связи с низким размером пенсии, является основным стимулом, для того чтобы пенсионеры продолжали работать; проблема одиночества, которая возникает в связи с разрушением деловых связей, смерти близких людей и указывает на недостаточную адаптированность пожилых людей в обществе[15, c. 299]; проблема насилия и жестокости со стороны взрослых детей либо супругов; проблема агрессивного отношения к пожилым людям в обществе, социальная дистанция граждан пожилого возраста от других групп[16, c. 51] — вот неполный перечень актуальных проблем людей старшего возраста.

Как следствие, пожилой человек, состояние которого отягощено несколькими заболеваниями, инвалидностью, может рассчитывать лишь на государственную помощь и поддержку. Это определило актуальность создания и развития в стране специальных учреждений — домов-интернатов, предназначенных для жизни в них пожилых и нетрудоспособных людей [17, c. 3].

Исследователи отмечают, что при поступлении на проживание в учреждение социального обслуживания пожилой человек оказывается в психологически тяжелом положении. Факт институционализации (то есть переход пожилого человека на постоянное жительство в какой-нибудь стационар, например, в пансионат, и дальнейшее его там проживание) изменяет привычную деятельность пожилого человека и является критическим моментом в его жизни. Все эти процессы проходят тяжело и болезненно[18, c. 3–4].

Негативное воздействие на психоэмоциональную сферу пожилого человека, поступающего на проживание в стационарное учреждение, оказывает дефицит догоспитальной информации; отсутствие психологической готовности пожилого человека к смене жизненного стереотипа. Переезд или помещение пожилого человека в дом-интернат рассматривается не только обществом, но и им самим как последний этап жизни, рассчитанный на «доживание», потому что он попадает в систему, высоко регламентируемой жизни, начинает зависеть от других[8, c. 49–61]. Факт институционализации сам по себе уже обесценивает взгляды пожилых людей. Недостаток возможностей для выражения индивидуального выбора или личной ответственности в своей жизни ведет к тому, что проживающие в домах-интернатах пожилые люди становятся инертными и беспомощными, их навыки и умения атрофируются[17, c. 4–5].

Негативную роль играет явление госпитализма, которое является следствием унифицированного обеспечения. Синдром госпитализма определяется как совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием индивида в стационаре в отрыве от близких людей и дома [7, c. 665]. Для него характерны регламентированность деятельности учреждений, монотонный образ жизни, отсутствие уюта, ограниченность связей с внешним миром, бедность впечатлений, скученность, недостаток личного пространства, скудность выбора занятий для пожилых людей, зависимость от персонала, гиперопека и зависимость от окружающих, ситуационное устранение резидентов от решения жизненно важных проблем. В результате этих негативных воздействий у пожилых людей появляются невротические состояния, депрессивная пассивность перемежается взрывными аффективными проявлениями. Приюты сильно ограничивают число степеней свободы личности, не стимулируют ее социальной активности, не порождают чувства своей нужности[17, c. 4–5].

Так как учреждения стационарного обслуживания оказывают на пожилого человека ряд негативных последствий, исследователи всё больше склоняются в пользе применения стационарозамещающих технологий. К ним относится инновационная технология приемной семьи для граждан пожилого возраста как альтернатива помещению пожилых людей в стационарные учреждения. Приемная семья для пожилого человека имеет большие преимущества и положительные эффекты, нежели чем стационар. Если говорить в общем, то она оказывает социально-психологическую поддержку членам семьи: моральное и информационное содействие, оказываемое членами семьи пожилым людям, материальная помощь, эмоциональная поддержка, организация повседневной индивидуальной деятельности и т. д. Эта инновация направлена на интересы пожилых граждан. Развитие этого института позволяет улучшить самочувствие пожилого человека, укрепить связь поколений[5, c. 18].

Впервые в нашей стране альтернативу государственным социальным учреждениям для граждан пожилого возраста предложили власти Пермской области. В 2005 г. проживание в приемной семье законодательством Пермского края было закреплено как особая форма социального обслуживания граждан независимо от возраста. С 2007 г. технология «Семья для пожилого» действует в рамках краевой целевой программы и уже стала одной из форм социального обслуживания[6, c. 111]. В дальнейшем данная форма социального обслуживания законодательно закрепилась по другим регионам Российской Федерации, в частности, Забайкальский край[2], Амурская область[1] и т. д.

Что же касается развития института приемной семьи для пожилого человека в Республике Карелия, то он не сформирован, несмотря на демографические данные, а так же наличие проблем у граждан пожилого и старческого возраста.

По данным Карелиястат численность населения на начало 2015 года в Республике Карелия составляет 632,533 тыс. человек[9]. Из общей численности 160,5 тыс. — население старше трудоспособного возраста, что составляет 25,4 %[12]. Республика Карелия находится на пятом месте по коэффициенту старения среди регионов Северо-Западного федерального округа. Самыми «старыми» регионами в Северо-Западном федеральном округе считаются Псковская область (28,5 % лица старше трудоспособного возраста от общей численности населения), Новгородская область (28,2 %), Ленинградская область (26,6 %). Если же сравнить коэффициенты старения по округам, то Северо-Западный федеральный округ стоит на втором месте (25,3 %) после Центрального федерального округа (26,4 %) [13, c. 45]. Как мы можем заметить, отсутствует принципиальная разница между значениями коэффициентов.

Исходя из этих данных, по классификации польского демографа Э. Россета[14, c. 2], Карелию можно отнести к «демографически старой» республике с очень высоким уровнем старости. И поэтому Правительство Карелии должно уделять внимание проблемам граждан пожилого возраста, обеспечить им достойную старость.

В 2013 году в Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия состоялся семинар для руководителей государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, посвященный перспективам внедрения стационарозамещающих технологий в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В задачи семинара входило обсуждение моделей стационарозамещающих технологий и выбор наиболее эффективных для Карелии с целью снижения очереди в дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов. Начальник управления социальной поддержки и организации социального обслуживания населения Минздравсоцразвития РК А. В. Зиновьев в своем докладе сообщил, что стационарозамещающие технологии — это решение проблемы снижения уровня очередности в стационарные учреждения социального обслуживания (в 2013 году очередь в государственные стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов составила 206 человек). Были выделены общие подходы к организации приемных семей: совместное проживание с гражданином, нуждающимся в социальном обслуживании, установление требований к лицу, изъявившему желание организовать приемную семью, возмездный характер деятельности гражданина, организовавшего приемную семью (принятие гражданина в штат учреждения социального обслуживания либо выплата социального пособия), наличие ограничений для приемного родителя [10].

Невозможно не упомянуть государственную программу Республики Карелия «Социальная поддержка граждан Республики Карелия» [4]. В ней прописаны приоритетные направления социальной политики в Республике Карелия, в числе которых и развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания населения.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года также не говорится о приемной семье для граждан пожилого возраста. Но в приоритетные задачи 2013–2016 гг. входит поэтапное снижение очереди на устройство нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания общесоматического и психоневрологического профилей[3]. Этого можно достичь с помощью создания института приемной семьи для пожилого человека.

Исходя из этой информации, можно сделать вывод о том, что были предприняты попытки внедрить данную технологию.

В 2015 году нами было проведено телефонное интервью с 10 специалистами социальной работы, целью которого являлось выявление условий и ресурсов для реализации технологии приемной семьи, причин отсутствия данной технологии в сфере социального обслуживания республики Карелия. Выборка осуществлялась методом доступного массива, так как многих специалистов не удалось опросить в силу их высокой занятости.

Базой проведения эмпирического исследования выступили ГБСУ СО «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов», ГБСУ СО «Видлицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов», ГБСУ СО «Калевальский дом-интернат для престарелых и инвалидов», отделение срочного социального обслуживания КЦСОН «Истоки». Интервью со специалистами включало в себя вопросы об организации приемных семей в Республике Карелия, региональных особенностях внедрения и использования данной технологии, а также предполагаемые ожидаемые результаты внедрения и использования.

Большинству специалистов знакома данная технология, они понимают, что она подразумевает. Основными источниками знаний о данной инновации послужили СМИ, Internet, различные тематические семинары, а так же обмен знаниями между специалистами учреждений.

Что же касается необходимости принятия нормативно-правового акта, регулирующего взаимоотношения между пожилым человеком и принимающей семьей, то мнения специалистов разделились. 5 специалистов считают, что нужно обязательно принять данный нормативно-правовой акт, который сможет улучшить качество жизни пожилых. Пожилому человеку, по словам специалистов, лучше жить семейных домашних условиях, нежели одному или в доме-интернате. Так же отметили, что нормативно-правовой акт послужит неким регулятором юридических отношений между пожилым человеком и семьей: сможет пресечь противоправные действия либо поощрять законные действия.

Специалисты выделяют следующие условия, необходимые для создания и использования данной формы обслуживания: выявление мотивов взять пожилого человека в свою семью; создание базы данных о приемных семьях и граждан пожилого возраста, в которой фиксировались бы результаты работы; соответствующие достойные жилищные условия, в соответствие с этим организовать обследование жилищно-бытовых условий приемной семьи; психолого-педагогическая подготовка пожилых людей и семей к совместному проживанию, а также обучение приемной семьи работе с пожилыми людьми; достойное денежное вознаграждение (заработная плата) приемным семьям; изменение сознания людей, постараться смягчить последствия геронтостереотипов в повседневной жизни людей.

На вопрос о региональных особенностях, которые необходимо учитывать при внедрении и развитии приемных семей для пожилого человека, многие специалисты затрудняются ответить. В основном, упоминаются национальные различия и удаленность некоторых социальных учреждений, локализованных в районных центрах.

Специалисты выделяют два уровня трудностей и проблем, которые могут возникнуть при создании приемных семей: региональный уровень и семейный уровень.

К региональным трудностям можно отнести отсутствие законодательной и соответствующей методологической базы. По словам специалистов, необходимо продумать до мельчайших деталей организацию данной технологии: от механизма выплат зарплаты до организации обучающих программ приемных семей и пожилых граждан. С социально-медицинской точки зрения, необходимо информировать семьи и пожилых людей о различных заболеваниях и мерах их предупреждения, а также есть необходимость продолжать развивать доступную среду.

На уровне семьи могут возникнуть, по мнению специалистов, следующие трудности: выявление мотива принятия пожилого человека в свою семью, психологические проблемы (аспект общения между членами приемных семей и пожилым человеком). Члены приемной семьи и пожилой человек должны понимать, что у каждого сложились свои привычки, характер. Пожилые люди имеют свои особенности, которые должны принимать во внимание приемная семья. Специалисты также отметили, что принятие пожилого человека — ответственное дело, в некоторой степени, ответственнее принятия детей в семью. Есть риск возврата пожилых людей в силу непонимания взятых на себя обязанностей.

По словам специалистов, организация приемных семей в сельской местности будет отличаться от организации в городской среде. В сельской местности могут возникнуть следующие трудности, в основном, социально-медицинского характера: низкий уровень медицинского обслуживания населения из-за недостатка квалифицированных кадров медицинских работников; удаленность от специализированных медицинских учреждений; плохие транспортное сообщение и дорожное хозяйство: состояние дорог, обслуживание дорог в зимний период времени оставляет желать лучшего; обеспечение медикаментами. Некоторые препараты можно купить лишь в г. Петрозаводске.

Специалистами были выделены следующие основные причины отсутствия данной технологии в Республике Карелия: отсутствие законодательной и соответствующей методологической базы; низкое финансирование социальной сферы в целом; неосведомленность и низкая информированность граждан; незаинтересованность социальных служб и организаций во внедрении данной технологии, так как каждая служба и организация осуществляет свои цели, задачи и функции. В результате внедрения может произойти нагрузка на учреждения, что может повлиять на качество социального обслуживания.

Специалисты отмечают необходимость разработки стандартов, нормативов по работе с приемными семьями и гражданами пожилого возраста. Необходимо организовать основное центральное учреждение для контроля, организации приемных семей, высокого информирования населения, а также мультипрофессиональную команду, состоящую как из специалистов-теоретиков, так и из специалистов-практиков. В эту команду необходимо включить специалистов по социальной работе, социальных работников, медицинский персонал, психологов, обязанностью которых будет выявление нуждающихся в данной технологии, дальнейшее сопровождение, помощь приемной семье в трудной жизненной ситуации. Центры социальной работы, комплексные центры социального обслуживания, Пенсионный Фонд, поликлиники, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, общественные организации — по мнению специалистов, с этими организациями и службами нужно сотрудничать при внедрении и организации приемных семей.

На вопрос об отрицательных и положительных сторонах/эффектах данной формы социального обслуживания, о проблемах, которые могут быть решены посредством принятия данной технологии, многие специалисты затрудняются ответить. Но все же были выделены отрицательные стороны — мошеннические действия со стороны людей, берущих пожилого человека в семью, взятие пожилого человека в семью с корыстными целями. Не возможно не сказать о такой проблеме, как психологическая несовместимость членов приемной семьи и пожилого человека, вследствие чего есть риск ухудшения отношений между членами семьи и пожилыми человеком, возрастание частоты конфликтов.

Положительные стороны — уменьшение очереди на стационарное социальное обслуживание, получение более качественного обслуживания, решение проблемы одиночества. Как отмечают специалисты, пожилому человеку в семье будет намного комфортнее, будет оказываться семейная поддержка. Благодаря созданию приемных семей будет происходить гуманизация отношений не только в самой семье, но и в обществе в целом. Пожилой человек лучше адаптируется к старости в семейных условиях, приобретает чувство защищенности, общение, достойный уход, заботу, внимание. Данная технология, по мнению специалистов, может показать гуманное отношение населения к старшему поколению, развить уважение и потребность помогать нуждающимся в помощи людям. Семья будет способствовать реализации потребностей и умений пожилого человека.

Большинство специалистов затрудняются ответить на вопрос о перспективах развития приемных семей в Республике Карелия. Некоторые специалисты считают, что перспектива развития данной технологии очень мала в Республике Карелия в силу «северного» менталитета, стереотипов в отношении пожилых людей, низкого финансирования. Специалисты отмечают, что «камнем преткновения» является отсутствие соответствующей законодательной базы, которая смогла бы разрешить данную проблему.

На основе результатов телефонного интервью можно сделать вывод о том, что, во-первых, технология приемной семьи для пожилых людей в сфере социального обслуживания республики Карелия востребована; во-вторых, в республике Карелия существуют барьеры, трудности реализации технологии, преодолев которые возможно внедрить инновационную форму обслуживания; в-третьих, создание определенных условий для реализации данной формы обслуживания с привлечением ресурсов (кадровые, финансовые, временной ресурс) может повысить возможность реализации данной технологии в республике Карелия.

Таким образом, данная технология является важной, необходимой в сфере социального обслуживания республики Карелия. Но в силу определенных факторов стационарозамещающая технология имеет низкую перспективу развития в Карелии. Создание определенных условий для внедрения, развития и использования данной формы обслуживания, а также устранение факторов, негативно влияющих на процесс развития, повышает возможность реализации данной технологии в республике Карелия.

Данная статья написана в рамках Программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета.

Литература:

  1. Закон Амурской области от 22 февраля 2012 г. № 15-ОЗ «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста в Амурской области». — [принятЗаконодательным Собранием Амурской области 22.02.2012 г.] // ГАРАНТ.РУ — информационно-правовой портал [Электронный ресурс] / ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». — Электрон. дан. — [М.]. — URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. (дата обращения: 20.10.2016).
  2. Закон Забайкальского Края от 22 декабря 2011 года № 609-ззк о приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов в забайкальском крае (с изменениями на: 28.07.2014) // «Кодекс» — информационно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Кодекс». — Электрон. дан. — [СПб.]. — URL:http://docs.cntd.ru/document/922224799, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. (дата обращения:20.10.16).
  3. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [М.]. — URL: http://www.gov.karelia.ru/Leader/Document/Strategy2020/6.7.html, свободный, — Загл. с экрана. — Яз. рус. (дата обращения: 20.10.2016 г.).
  4. Государственная программа Республики Карелия «Социальная поддержка граждан в Республике Карелия» [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [М.]. — URL: http://www.gov.karelia.ru/Legislation/docs/2014/06/169-p_1.html, свободный, — Загл. с экрана. — Яз. рус. (дата обращения: 25.02.2015 г.).
  5. Васильчиков В.М, Чикарина Л. Я. Приемная семья для пожилого человека: государственная политика и региональная практика /В. М. Васильчиков, Л. Я. Чикарина // Труд и социальные отношения. — 2013. — № 10. — С.16–21.
  6. Долгова Т. М. Особенности развития приемной семьи для граждан пожилого возраста в Республике Бурятия / Т. М. Долгова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2013. — № 5. — С. 110–114.
  7. Клиническая психология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2011. — 864 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
  8. Краснова О. В. Социальный контекст дома-интерната для пожилых людей / О. В. Краснова // Психология зрелости и старения: научно-практический журнал. — 2006. — № 2 (34). — С.49–61.
  9. Основные демографические показатели // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. URL: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/resources/e6d49c0049768290b2e2f22d12c3261e/75071.pdf (дата обращения: 21.09.2016)
  10. Перспективы внедрения стационарозамещающих технологий обсудили специалисты учреждений социального обслуживания Республики Карелия // // Министерство здравоохранения Республики Карелия. URL:http://www.mzsocial-rk.ru/news/2013/w191220132.html (дата обращения: 15.10.2016 г.).
  11. Пивоварова И. В., Зырянова А. А. Старение населения как глобальная демографическая проблема / И. В. Пивоварова, А. А. Зырянова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». — 2014. — № 33. — С. 111–114.
  12. Распределение постоянного населения по возрастным группам // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. URL: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/resources/4e4b49004c49639ba7d3af052efb10e3/70991.2015.pdf (дата обращения: 21.09.2016)
  13. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015:Стат. сб. / Росстат.  М., 2015. 1266 с.
  14. Сапожникова Т. И. Демографическое старение: прогнозы, причины, последствия / Т. И. Сапожникова // Научный журнал КубГАУ. — январь 2007. — № 25(1). — С. 1–14.
  15. Семенцова Л. И. Пожилая семья: автономия и своеобразие в контексте социальной работы / Л. И. Семенцова // Вестник ЮрГТУ (НПИ). — 2012. — № 6. — С. 296–305.
  16. Смирнова Т. В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция / Т. В. Смирнова // Социологические исследования. — 2008. — № 8. — С. 49–55.
  17. Цыплакова Л. Б., Архипова О. В. Психологические проблемы пожилых резидентов в условиях стационарного проживания и пути их решения / Л. Б. Цыплакова, О. В. Архипова // Методическое пособие для психологов, социальных работников, медицинского персонала «Угроза суицида в позднем возрасте. Диагностика. Суицидальная интервенция резидентов в стационарных условиях». — 2011. — С. 2–13.
  18. Шабунова А. А., Барсуков В. Н. Тенденции демографического старения населения Российской Федерации пути их преодоления / А. А. Шабунова, В. Н. Барсуков // Проблемы развития территории. — 2015. — № 1(75). — 76–87.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle