Библиографическое описание:

Дрожалкин В. А. Роль психолого-педагогического потенциала каратэ киокусинкай в формировании личности в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 808-810.



В работе рассматривается влияние каратэ киокусинкай как синтеза тренировочных и воспитательных воздействий с целью формирования гармонично развитой личности подростка. Изучена проблема влияния педагогического потенциала каратэ на становление нравственных ориентаций подросткового возраста.

Ключевые слова: каратэ киокусинкай, подростковый возраст, нравственные ориентации, дисциплина, самоорганизация

Научно доказано, что занятия спортом благоприятно воздействуют на протекание биологических процессов в организме человека, способствуют оптимальной адаптации к внешним стрессогенным воздействиям, одновременно позитивно влияя на формирование личности подростка в сферах эстетического, интеллектуального и духовно-нравственного развития. Данное утверждение справедливо практически для всех видов спорта.

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человеческого развития. В данном возрасте происходит переформирование ранее сложившихся психологических структур, возникают и формируются основы социального поведения. Подростковый возраст занимает относительно небольшой период времени, однако сопровождается значительными физиологическими и психологическими изменениями.

Единоборства, в частности полноконтактный вид каратэ киокусинкай, вносят особый вклад в развитие и становление личностных особенностей подростков. Основатель киокусинкай Масутацу Ояма, расценивал каратэ как средство совершенствования характера и саморазвития в физическом и духовном смысле [2, с.16]. На наш взгляд, на современном этапе спортивно-тренировочная и соревновательная деятельность в этом виде спорта отвечает одному из основополагающих принципов физического воспитания: всестороннему и гармоническому развитию личности [4, с.18].

Один из самых жестких видов каратэ — киокусинкай имеет в своем арсенале целый спектр тренировочных и воспитательных методов. Тренировочная и соревновательная деятельность в каратэ, как и в любом виде спорта, является педагогическим процессом, фундаментальная роль в котором отводится воспитанию. М. Ояма писал: «Цель каратэ состоит в том, чтобы дать людям полностью осознать их потенциальные возможности — как физические, так и духовные. Если же духовная сторона Каратэ игнорируется, ее физический аспект теряет смысл» [2, с.13].

Процессы овладения спортивными умениями и навыками в каратэ идут параллельно с развитием физических качеств, повышением функциональных резервов организма и, самое главное, с формированием личностных особенностей подростков. Данные процессы сопряжены с мотивационными установками и волевыми усилиями. Воспитательный и тренировочный процесс в данном виде спорта представляет собой синтез целенаправленных воздействий на пути формирования личности с развитым духовно-нравственным потенциалом.

Вовлечение подростка в систематические занятия каратэ помогает предотвратить трудности подросткового возраста, связанные с конфликтными социально-психологическими отношениями в семье и школе. Для родителей становится очевидным, что привычка ребёнка к спорту заменит ему бесцельное времяпровождение на улицах в поисках приключений. Осознание себя членом спортивного коллектива, объединенного общими интересами, целями и задачами, позитивно влияет на проблему кризиса идентичности подросткового возраста. Самоидентификация в роли спортсмена, а также результативность на соревнованиях придают подростку чувство собственной значимости, активизируют мотивационные установки на достижение новых ступеней мастерства.

Спортивная деятельность, особенно соревновательная, является важным компонентом самореализации подростка. Стремление выделиться из числа сверстников посредством социальной роли спортсмена, представляет собой положительную тенденцию на фоне подросткового максимализма. Сильная и устойчивая мотивация к занятиям каратэ, подкрепленная грамотным педагогическим воздействием тренера, способна нивелировать негативное влияние улицы, которое так неблагоприятно для данного возраста.

Укрепление дисциплины в этом возрасте представляет актуальную проблему для родителей, учителей и тренеров. Трудности воспитания данного возрастного отрезка детерминированы множеством проблем. Появление чувства взрослости на фоне эмоциональной нестабильности, гормональные перестройки в организме, внутренние конфликты и т. д., создают немало проблемных ситуаций. Занятие любым видом спорта уже предполагает наличие элементов дисциплины и организованности, что так важно для трудного подросткового возраста. На наш взгляд, киокусинкай является идеальным средством формирования самоорганизованности и дисциплины в любом возрасте, так как включает в себя четкую систематизацию тренировочного процесса и воспитательную программу, опирающуюся на глубокие духовные традиции.

Строгая дисциплина в каратэ проникает своими корнями к истокам зарождения и развития древнего боевого искусства. В современном представлении каратэ, как вида спорта, это качество является ключевым звеном тренировочной и соревновательной деятельности. На занятиях начинающих спортсменов приучают к полному соблюдению правил тренировок и выполнению команд тренера. Любое начало и окончание занятий в традиционном каратэ сопровождается приветствием и поклоном в адрес руководителя и товарищей по команде [3, с.5]. Нарушение дисциплины или неуважительное отношение к сверстникам строго наказывается. Данные составляющие формируют у подростков дисциплинированность, уважение к членам спортивного коллектива и к самому себе.

В подростковом возрасте коммуникативная деятельность является ведущей. Общение в спортивной команде приобретает более качественную основу и становится составной частью формирования и развития личности. Устанавливаются нормы морали и социального поведения. В коммуникативном плане спортивный коллектив принципиально отличается от школьного класса. В спортивной секции общение подростков объединено различными интересами, но доминирующим является интерес к спорту. В соответствии с этим, в спортивной команде формируются правила уважения в коллективе, предпочтения в межличностном взаимодействии, следование правилам спортивной этики.

Нравственность и соблюдение морально-этических норм является духовной основой формирования личностных особенностей подростков в каратэ. Как писал известный тренер Н. Г. Озолин: «Одухотворенный высокими нравственными качествами спортсмен более гармоничен в функциях организма, более устойчив и эффективен в нагрузке к адаптации. Нравственно воспитанный атлет хорошо уживается в спортивном коллективе и, не чувствуя негативного отношения к себе, тренируется успешнее и целеустремленнее» [1, с. 243]. Формирование нравственных ориентиров является первоочередной задачей в любом виде спорта.

Особую актуальность данная проблема приобретает в единоборствах. Результатом тренировочной деятельности становится овладение ударными навыками и совершенствование физических качеств. Каратэ дает возможность концентрировать огромную физическую силу в ударах. Спортсмен становится грозной силой среди неподготовленных сверстников. Особенно в подростковом возрасте данная проблема приобретает особую актуальность в силу эмоциональной нестабильности, конфликтности и прочих проблем данного возраста. Формирование системы ценностей, ориентированной на нормы морали, нравственности и спортивную этику, становится первоочередной психолого-педагогической задачей тренера.

Наиболее яркое проявление нравственных качеств необходимо в соревновательной деятельности, особенно боевых искусствах. Основным приоритетом соревнований всегда является результат и желание выиграть поединок любой ценой становится доминирующей потребностью. В таких ситуациях нередки случаи непреднамеренного, а в некоторых ситуациях, и сознательного нарушения правил ведения поединка. Следование нравственным нормам в любых ситуациях спортивной деятельности составляет систему ценностей традиционного каратэ киокусинкай.

Помимо тренировочной и соревновательной деятельности подростковый возраст определяет новые ориентиры в занятиях кекусинкай. С этого возраста подростки начинают воспринимать каратэ не только как вид спорта, но и стараются вникнуть в философскую систему восточного единоборства. Предпринимаются робкие попытки следования системе ценностей традиционного каратэ. Однако, на данном возрастном этапе порывы постичь внутреннюю сущность боевого искусства носят поверхностный характер. Как писал великий мастер Масутацу Ояма, «каратэ — это путь всей жизни» [1, с.13]. Годы тренировок, борьба со своими недостатками и длительная работа над собственным самосовершенствованием могут открыть пути к истинному постижению каратэ.

В современном кекусине древние знания обороны и нападения систематизированы в учебно-методическую систему [3]. Этапы овладения техническими нормативами предполагают наличие отдельных ученических, а затем и мастерских степеней. Каждой ученической ступени соответствует пояс определенного цвета, начиная с белого. По утвержденным правилам, с момента получения очередного пояса до аттестации на следующий, должно пройти не менее трех месяцев. Такая система технической квалификации спортсменов подчеркивает оригинальность каратэ в мире единоборств и представляет для подростков интерес и эмоциональную значимость.

Успешное выполнение квалификационных требований на право получения пояса определенного цвета предполагает самоидентификацию подростка в новом спортивном статусе. Подтверждение технической квалификации на ступень выше активизирует мотивационные процессы, направленные на более качественное выполнение тренировочной программы. Появляется мотив подтвердить на соревнованиях право ношения соответствующего пояса. В представлении подростка становится недопустимым проиграть в соревновательном поединке сопернику с поясом более низкого уровня. На наш взгляд, с получением очередного пояса не меньшую важность представляет актуализация познавательного мотива, выражающаяся в стремлении освоить программу технических нормативов вышестоящего пояса.

Таким образом, каратэ киокусинкай нам представляется как мощное педагогическое средство, которое способствует социальному и психологическому становлению личности в подростковом возрасте. Занятие данным видом спорта формирует дисциплинированность, самоорганизованность и открывает широкие возможности для личностного саморазвития подростков.

Литература:

  1. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. — М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. — 864 с.
  2. Ояма М. / Масутацу Ояма. Это каратэ. Пер. с англ. А. Куликова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 320 с.
  3. Танюшкин А. И., Фомин В.П, Слуцкер В. И. Технические нормативы кекусин IFK. — Выпуск 1. — М.: Орбита — М, 2006. — 73 С.
  4. Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle