Библиографическое описание:

Назарова Т. А. Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 832-835.



This article isdevoted to the studyandreview of the varioustheories andconcepts ofcommunication competence.

Keywords:communicative competence, professional activity, ability, empathy, behavior, the identity ofthe student

За последние годы произошли заметные изменения в обществе, в рыночной экономике, в задачах государства. В профессиональной сфере нашего общества требуются высококомпетентные специалисты. Новое понимание, новые приоритеты и виды компетентности необходимы всем членам общества, не только управляющим и руководителям, но и людям с обычными рабочими профессиями.

Стране нужны адекватные компетентные специалисты. Российские законодатели уже сейчас готовят почву для того, чтобы бизнесмены начали вкладывать деньги в развитие колледжей и профтехучилищ. Такую задачу региональным депутатам поставил президент Владимир Путин, выступая на заседании Совета законодателей России в Совете Федерации, посвященном вопросам законодательного обеспечения подготовки и переподготовки специалистов для Российской Федерации [7].

Наряду с профессиональной, психологическая подготовка специалистов также нуждается в существенном совершенствовании, так как социальный заказ ориентирован на определенный уровень психологической культуры этих специалистов. Коммуникативная компетентность является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и профессиональной подготовки специалистов в типе профессий «человек-человек».

Коммуникативная компетентность рассматривается, как качество саморазвития личности в целом, так и как качество, формирующееся в процессе развития профессионализма, определяющее включенность специалиста в свою деятельность и желание работать по специальности.

Современные экономические преобразования и воздействие большого потока информации, с одной стороны, предъявляют требования к необходимости формирования коммуникативных способностей и навыков для дальнейшей профессиональной деятельности студентов; с другой стороны, в практике образования данному вопросу уделяется недостаточное внимание вследствие отсутствия достаточной научно-методической базы.

Целью нашей статьи является определение и раскрытие понятия и роли коммуникативной компетентности в деятельности студентов. Изучение современных теорий и концепций коммуникативной компетентности поможет определить направления изучения данного вопроса и, возможно, способствовать созданию методической базы для совершенствования системы коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников.

Различные аспекты компетентности (академическая, перцептивная, эмоциональная, концептуальная, социальная и др.) широко изучаются за рубежом с конца 50-х годов. Однако термин «коммуникативная компетентность» самостоятельно не используется.

В отечественной психологической науке явления, относящиеся к «способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими в системе межличностных отношений», до середины 80-х годов обозначались как «социально-психологическая компетентность» [5; 375].

Впоследствии ряд авторов и, в первую очередь, Л. А. Петровская и Ю. Н. Емельянов как синонимы использовали понятия «коммуникативная компетентность» и «компетентность в общении» [6; 34].

С середины 60-х и до начала девяностых годов изданы обобщенные работы, монографии, освещающие различные составляющие проблемы социально-психологической компетентности и коммуникативной компетентности. Наиболее значимыми стали публикации В. В. Девятко, Ю. Н. Емельянова, Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской.

В конце 90-х годов, в связи с изучением более широкого явления — социальной компетентности, понятия «социально-психологическая компетентность» и «коммуникативная компетентность» разведены В. Н. Куницыной [3] и Е. В. Коблянской [2] и обозначены как структурные элементы социальной компетентности.

В зарубежной психологии традиционно оперируют более широким понятием «социально-психологическая компетентность» (social competency). Зарубежные исследовательские школы можно разделить на две большие группы: представители первой сводят общение только к его операционально-технической, поведенческой стороне, и понимают коммуникативную компетентность как единство техники общения и эмпатических способностей (необихевиоризм: А. Бандура, Э. Берн, Д. Доллард, И. Миллер, Д. Тибо, Д. Хоманс; ситуационный анализ: М. Аргайл; неофрейдизм: В. Байон, В. Штуц).

Вторая группа представлена работами гуманистических психологов (С. Джурард, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), теоретиков тренинговых групп (В. Беннис, Г. Шеппард и др.) и создателя психодрамы Я. Л. Морено. Они делают акцент на субъектных формах общения и различают компетентность, необходимую для воспроизведения ситуации и для творческого ее изменения.

В целом коммуникативная компетентность в зарубежной науке трактуется как некоторая сумма умений, дополненная эмпатическими и рефлексивными способностями. Большинство авторов предлагают развивать коммуникативную компетентность в ходе специальных тренинговых занятий, начав с осознания непродуктивности имевшихся у индивидуума стратегий поведения в общении. Коммуникативная компетентность, прежде всего, является компонентом психологической культуры человека, которую Е. А. Климов характеризует следующим образом: это «часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающая освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных способностей в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использования этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности» [1; 278].

Коммуникативная компетентность, несомненно, важнейшая характеристика современного специалиста (И. Ф. Исаев, В. Л. Кан Калик, A. M. Логвинов, К. А. Маркова, Д. Равен, Л. А. Эррера и др.). Коммуникативная компетентность является одной из приоритетных составляющих профессиональной пригодности специалистов, чья профессия относится к типу «человек-человек». Прежде всего, психологическая информированность, практическая подготовленность к общению и желание общаться являются важнейшими характеристиками коммуникативной компетентности специалиста, вынужденного включаться в систему самых разнообразных коммуникативных связей.

Понятие компетентности в профессиональной деятельности дает в своей работе Д. Равен [4]. Модель компетентности включает в себя множество компонентов коммуникативной компетентности.

Значимые аспекты поведения по Д. Равену:

1) достижение (делать что-то новое, что ранее никогда не делали; изобретать; делать что-либо более эффективно, чем раньше; 2) сотрудничество (оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели; обеспечивать бесконфликтную совместную работу; устанавливать с людьми теплые доверительные отношения; 3) влияние (четко формулировать цели группы и направлять энергию членов группы на их достижение).

И компоненты эффективного поведения: 1) когнитивные (продумывать, что предстоит достичь и как этого достичь; предвидеть препятствия на пути к цели и принимать меры для их преодоления; 2) аффективные (переключать эмоции на выполняемую задачу; выбирать интересные задачи и не пытаться убедить себя в непривлекательности задач, которые необходимо выполнить; 3) волевые (прикладывать дополнительные усилия для снижения степени риска, связанного с выполняемой деятельностью; направлять энергию других людей на достижение поставленной цели.

Характеристики эффективного поведения по Д. Равену: 1) уверенность в себе; 2) способность принимать решения; 3) способность и умение руководить; 4) способность и умение эффективно работать в интересах общей цели: желание понять общую программу действий, брать на себя инициативу, необходимую для выполнения своей части общей задачи, и делать с максимальной пользой именно то, что необходимо, не дожидаясь детальных указаний; 5) способность искать обратную связь, умение распознавать и использовать ее.

Хотя описанная Д. Равеном модель компетентного, мотивированного поведения помогает нам более ясно представлять себе важные и сложные формы поведения, которые в прошлом ускользали от внимания психологов, пока что не существует концепции, которая позволяла бы как-то упростить, структурировать и описать эти формы. «В нашем случае, очевидно, что одни и те же типы деятельности перечислены и как значимые стили поведения, и как потенциальные компоненты эффективного поведения» [4; 257].

Следует отметить, что исследований, посвященных изучению коммуникативной компетентности специалистов непедагогической сферы деятельности крайне мало. При этом проблема подготовки квалифицированных специалистов в сфере профтехобразования, обладающих достаточно высокой культурой профессиональной деятельности требует более глубокого изучения данного вопроса.

Подытоживая можно привести основные характеристики коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность включает: 1) обладание специфическими коммуникативными способностями, включающими в себя личностные психические черты и характеристики поведения, значимые для общения; 2) наличие коммуникативных знаний, практических способностей и навыков, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения; 3) способность занимать партнерскую позицию в общении, строить контакты на разных психологических дистанциях и в разных позициях, адекватных ситуации; 4) обладание гибкостью и креативностью в выборе и применении коммуникативных тактик и стратегий; 5) желание и стремление психологически грамотно строить свои отношения с окружающими, совершенствоваться в этом.

Коммуникативная компетентность, несомненно, является важнейшей характеристикой современного социального работника. Она является одним из приоритетных факторов профессиональной пригодности специалистов, чья профессия относится к типу «человек-человек». Поэтому важность внедрения нового поведения и способностей в своей профессиональной деятельности студентов очевидна.

Обладая коммуникативными навыками, новоиспеченные специалисты становятся более компетентными в своей профессиональной деятельности, они всегда будут востребованы на тынке труда и обеспечены работой в пространстве нашей страны.

Существует интерес к практическому исследованию коммуникативной компетентности, как фактора профессиональной успешности студентов, что представляет на наш взгляд, как теоретический, так и практический интерес для психологии, для развития и модернизации страны в целом.

Литература:

  1. Климов Е. А. Основы психологии: учебник для вузов. Е. А. Климов. — Москва: 1997. — 295 с.
  2. Коблянская Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности.–Автореф. дис. канд.психол. наук. — Санкт-Петербург,1995. — 22 с.
  3. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // В кн. Теоретические и прикладные вопросы психологии. Ч. 1. Теоретические проблемы психологии / Под ред. А. А. Крылова. — СПб., 1995.–158с.
  4. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Д. Равен.–Москва: 2002. — 224 c.
  5. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. — Минск: 1999. — 384 с.
  6. Социально-психологическая компетентность // Психология. Словарь. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Москва: 1990.
  7. Сайт законодательной думы томской области [Электронный ресурс] http://duma.tomsk.ru/page/8784/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle