Библиографическое описание:

Грищенко Е. В. Участие России в крупнейших группировках. Проблемы и перспективы участия // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 341-349.



В статье рассматриваются основные направления деятельности России в мировых экономических группировках. Проводится анализ сотрудничества России с международными финансовыми институтами. Выявлены основные результаты данного сотрудничества. Определены перспективы участия России в международных финансовых группировках.

Ключевые слова: международные финансовые институты, центральный банк, финансовая система, инвестиции, кредитование

In article the main activities of Russia in world economic groups are considered. The analysis of cooperation of Russia with the international financial institutions is carried out. The main results of this cooperation are revealed. Prospects of participation of Russia in the international financial groups are defined.

Keywords: international financial institutions, the central bank, the financial system, investment, credit

В системе органов ООН по вопросам экономического и социального международного сотрудничества важное место отводится Экономическому и Социальному Совету (далее — ЭКОСОС). ЭКОСОС состоит из 5 региональных комиссий, одной из которых является Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) и Россия участвует в ней.

В деятельности учреждений ООН особое место занимают специализированные организации ООН. Россия заключила договоры со многими специализированными организациями ООН [9, c.28].

Вступление России в такие организации, как МВФ, Всемирный банк, БМР и ЕБРР позволило ей укрепить свои позиции на мировой арене, привлечь иностранные ресурсы и перенять зарубежный опыт для совершенствования своей экономической системы.

С 1992 г. Россия является членом МВФ. Этот период характеризовался рядом значимых экономических реформ для нашей страны, в январе 1992 г. начался переход российской экономики к рыночному механизму.

За время своего членства в МВФ Россия привлекла средства данной организации для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР (специальные права заимствования). Примечательно, что в январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. На протяжении всего периода сотрудничества МВФ осуществляет в России активную консультационную деятельность и проводит работу по предоставлению технического содействия (миссии экспертов, семинары, конференции, учебные мероприятия) [11].

С 2010 г. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Таблица 1

Сводные данные по займам/кредитам/грантам со стороны МБРР, млн долл. США [14]

Статус

2012

2013

2014

2014 в% к 2012

Исходная основная сумма

14321

14451

14451

100,9

Аннулировано

3875

3898

3916

101,1

Предоставлено

10036

10107

10174

101,4

Невыбранный остаток

411

446

361

87,8

Погашено

8428

8903

9298

110,3

Платежи, причитающиеся к погашению

1608

1204

876

54,5

Поправка на изменение валютного курса

2

0

0

-

Обязательства заёмщика

1610

1204

876

54,4

В табл. 1 отражены объемы займов/кредитов/грантов, выданных МБРР России за последние три года. Как видно из таблицы, исходная сумма кредитов, по сравнению с 2012 г., выросла всего на 130 млн долл. США, причем за последний год сумма не изменилась, т. е. нашей целью является погашение уже существующей задолженности [6].

В 1996 г. Россия стала членом другой не менее важной международной организации — Банка международных расчетов. По решению Совета директоров Банка России и в соответствии с решением Совета директоров БМР Россия подписалась на 3000 акций. В настоящее время Банку России принадлежит 3 211 акций БМР общей номинальной стоимостью 16 055 000 СДР (доля в уставном капитале — 0,57 %, в голосующем капитале — 0,54 %) [9, c.41].

Графически сводные данные со стороны МБРР представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Сводные данные по займам/кредитам/грантам со стороны МБРР, млн долл. США

Руководство Банка России принимает участие во встречах управляющих центральных банков-акционеров БМР, заседаниях управляющих центральных банков по вопросам мировой экономики, заседаниях управляющих центральных банков основных стран с формирующимся, встречах группы управляющих центральных банков и руководителей надзорных органов [14].

Членство в БМР дало возможность Банку России осуществлять различные операции (депозитные, валютные, кредитные, агентские и др.), проводить сделки с золотом и ценными бумагами, а также наладить обмен информацией с центральными банками зарубежных стран по актуальным вопросам функционирования международной финансовой системы.

За годы сотрудничества России и ЕБРР, последний являлся крупнейшим кредитором российской экономики. Наибольший объем кредитов приходился на финансовую систему, инфраструктуру, обрабатывающую промышленность и агропромышленный комплекс РФ. Операции ЕБРР осуществлялись в 50 регионах России. Программы ЕБРР были направлены на расширение операций в различных регионах России.

Однако в 2014 г. под воздействием экономических и политических проблем замедлились темпы переходного периода стран операций ЕБРР. Банк отреагировал на это замедление увеличением своей поддержки переходного процесса и восстановления экономики [11].

Таблица 2

Годовой объем инвестиций ЕБРР в 2013–2014гг., млн евро

Страны

2013г.

2014г.

2014 в% к 2013

Всего за 1991- 2014гг.

Россия

1816

608

33,5

24316

Украина

798

1210

151,6

10377

Польша

756

594

78,6

7269

Румыния

508

592

116,5

6927

Казахстан

328

576

175,6

5655

Несмотря на то, что произошел рост объемов финансирования ЕБРР, наблюдается резкое сокращение инвестиций в России (табл. 2) — с 1816 млн евро в 2013 г. до 608 млн евро в 2014 г., т. е. примерно на 66,5 %.

Рис. 2. Годовой объем инвестиций ЕБРР в 2013–2014 гг., млн евро

Это обусловлено тем, что большинство акционеров ЕБРР в июле 2014 г. предоставили инструкции, согласно которым они в течение некоторого времени не будут рассматривать новые проекты в России.

Падение курса российского рубля также оказало значительное воздействие на размер убытков, понесенных ЕБРР в 2014г.

Стоит отметить, что прекращение сотрудничества ЕБРР с Россией не выгодно для обеих сторон. Однако в большей степени потери может понести Европейский банк, поскольку Россия имеет возможность нарастить недостающие объемы кредитования за счет сотрудничества с Китаем.

С августа 2012 года Россия стала членом Всемирной торговой организации (далее — ВТО), 156 страной. Как указывается в международных СМИ, ВТО контролирует порядка 97 % мировой торговли. При этом главными задачами ВТО являются: либерализация международной торговли, содействие экономическому росту стран-участниц, а, следовательно, и повышению благосостояния их населения [10].

Среди международных организаций есть и так называемые клубы, членство и условия вступления в которые строго не регламентированы, что не мешает им быть очень престижными. При этом членство в таких международных клубах, позволяет влиять на политические и экономические процессы в мировом сообществе. В 1997 году Россия вступила в три такие организации — Лондонский и Парижский клубы и в «Большую семерку», которая была создана для решения глобальных экономических и финансовых проблем, и в нее входят ведущие промышленно развитые страны (США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Италии). Тем самым, прием России в эту организацию образовал «Большую восьмерку» мировых стран. В марте 2014 года по ситуации на Украине саммит «Большой восьмерки», проведение которого планировалось в России (г. Сочи), был заменен на саммит «семерки» в Брюсселе.

По этой ситуации министр иностранных дел РФ С. Лавров заявил, что «… сообщение о возможном исключении России из G8, для Москвы трагедией не станет, «Большая восьмерка» это неформальный клуб, выгнать никто никого не может» [4].

В системе международных организаций и принимающих решения по обеспечению безопасности и сотрудничества в Европе ведущее место занимает Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее — ОБСЕ). ОБСЕ является региональной организацией по обеспечению безопасности и сотрудничеству, в которой участвуют 57 стран из Европы, Северной Америки и Центральной Азии.

Для России важное экономико-политическое значение имеет международное сотрудничество на пространстве Содружества Независимых Государств (далее — СНГ).

Так, Д. Кондратов отмечает, что взаимная торговля выступает основным направлением экономического взаимодействия государств СНГ. Исходя из программных документов СНГ, в том числе из Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, наращивание оборотов взаимной торговли выступает ключевым направлением экономической интеграции в рамках Содружества. Это влечет за собой расширение внешнеторговых связей между его участниками, что в свою очередь положительно сказывается на объемах внутреннего производства стран СНГ, росте ВВП и благотворно влияет на повышение уровня жизни населения стран-участниц данной международной организации [7, c.59].

В целях дальнейшего экономического сотрудничества стран СНГ, Россия активно участвует в создании и функционировании таких международных организаций, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС существовал в 2001–2014 гг.), Таможенный союз (с 1 июля 2010 г.), Единое экономическое пространство (с 1 января 2012 г.), Зоны свободной торговли (с 20 сентября 2012 г.) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС, с 1 января 2015 г.).

Нельзя не учитывать тот факт, что значительная девальвация подорвала доверие к рублю, российским акциям и облигациям. Несмотря на утверждения экономистов, что доллар является необеспеченной валютой, в настоящее время — это основная международная резервная валюта. А новой евразийской валюте еще долго не удастся избавиться от негативного наследия российского рубля. Однако, на наш взгляд, необходимо увеличивать потенциал и безопасность российской денежной системы и укреплять ее положение в мировой экономике, пытаться придать рублю функции резервной валюты (пример с Японией) и уделять больше внимания формированию Московского финансового центра. Для этого необходимо выполнить определенные условия, такие как [6]:

− стимулирование перехода во взаимных расчетах в ЕАЭС и СНГ на рубли, в расчетах с ЕС — на рубли и евро, с Китаем — на рубли и юани;

− расширить систему обслуживания расчетов в национальных валютах в рамках тех же объединений;

− постепенно заменить займы в иностранной валюте подконтрольных государству компаний рублевыми кредитами с учетом целевого рефинансирования со стороны ЦБ под соответствующий процент;

− одним из основных аспектов в данном перечне хотелось бы выделить создание платежно- расчетной системы в национальных валютах государств-членов ЕАЭС со своей системой обмена информацией между банками, котировкой курсов обмена валют, а так же разработать и внедрить собственную независимую систему международных расчетов в ЕАЭС, ШОС и БРИКС, для выхода из под контроля системы США SWIFT (в России плат система МИР) [3].

Некоторые специалисты выделяют сразу несколько стимулов к валютной интеграции ЕАЭС. Так как влияние одних объединений непосредственно оказывает влияние на создание и развитие других, то помимо политического фактора, говорят и о факторе БРИКС, в рамках которого уже создается объединенный банк. Разумеется, для стран БРИКС не может быть даже и речи о единой валюте, но готовность оптимизировать взаимные расчеты очень показательна. Банк БРИКС — это не просто расширение сотрудничества, не просто удобный финансовый институт. Это первый реальный шаг в поисках противовеса доллару и евро. А ЕАЭС тоже вскоре понадобится противовес, точнее, он нужен уже сейчас. Речь не идет о создании аналогичной валюты или Центробанка, как у ЕС, скорее это означает внедрение некоего координационного финансового центра, который будет согласовывать решения четырех или пяти национальных банков [4].

Сегодня перспективы перехода на единую валюту в рамках ЕАЭС еще не перевесили преимущества независимых финансовых систем, но это только на данный момент. Одним из главных преимуществ для единой валюты, на наш взгляд, станет емкий объединенный рынок. Еще одно преимущество — солидная финансовая база, созданная в России, а также в Казахстане. Если сегодня в ЕАЭС создается что-то вроде его аналога «переводного рубля», это можно только приветствовать, тем более что таким путем намного проще реализовать старую идею «отказа от доллара» наших экономик. С появлением валюты ЕАЭС в мировой экономике фактически сложится еще одна крупнейшая валютная зона, которая распространит свое влияние и на многие страны за пределами ЕАЭС [1].

На наш взгляд, создание валютного пространства намного увеличит поле для инвестиций, свободное от рисков, связанных с обменным курсом, упадут издержки, связанные с обслуживанием государственного долга союзных республик. Отсутствие единой денежной единицы удерживает союзные финансовые структуры, а также бизнес от более тесного сближения экономик трех государств, препятствуя новым возможностям [5].

Но из-за неизбежных технических сложностей дело может свестись к конкуренции двух вариантов: прямого перехода всего ЕАЭС на российский рубль или введения ограниченного расчетного средства для обслуживания сделок исключительно в рамках объединения.

Нельзя забывать, что девальвация рубля, а вслед за тем и валют Казахстана, Белоруссии и Армении сделала взаимные расчеты между странами ЕАЭС более высокими. В настоящее время расчеты по «союзным» проектам, а теперь и по делам ЕАЭС, осуществляются в долларах, что делает их значительно дороже [12, c.49].

В рамках ЕАЭС в 2016 г. предполагается объединить регулирование фармацевтики, в 2019 г. — создать общий электроэнергетический рынок, в 2022 г. — общие финансовые мегарегуляторы, в 2024–2025 гг. общий рынок нефти, газа и нефтепродуктов. Это облегчит создание профильных кластеров в Евразии [1].

Несмотря на желание ускорить работу ЕАЭС, только после соответствующей проработки и принятия решений другими государствами-членами объединения можно будет говорить о практической реализации идеи валютного союза, для чего необходимо всем государствам-членам пройти все ступени интеграции.

В целом большинство российских экспертов (и практики, и теоретики) сходятся во мнении, что формирование валютного союза в рамках евразийского проекта — процесс столь же закономерный и логичный, сколь длительный и сложный.

Завершение создания экономического и валютного союза и введение единой валюты ЕАЭС является одним из наиболее значимых событий на рубеже веков, не только на постсоветском пространстве, но и в мировой экономике, которое, несомненно, окажет серьезное влияние, как на евразийскую, так и на международную экономику в целом.

Россия последовательно делает шаги в направлении развития экономического сотрудничества и межгосударственной интеграции в рамках группы из пяти стран, которое берет свое название от первых букв стран-участниц: Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики (далее — БРИКС). Схожие вопросы решаются при сотрудничестве с Шанхайской организацией сотрудничества (далее — ШОС). Подтверждением этому является Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества до 2020 года, принятая в рамках ШОС. Цель данной программы — развитие ведущих производственных отраслей, что подразумевает сотрудничество в научно- технической сфере и возможности разработки совместных инвестиционных проектов.

На VII саммите БРИКС и ШОС, прошедшем 8–9 июля 2015 года в г.Уфа, Россия предложила более тесную координацию макроэкономической политики БРИКС и ШОС. Была поддержана идея наращивания взаимной торговли и обмена капиталовложениями, что отражено в Стратегии экономического партнерства до 2020 года [13].

Е. Андреева и А. Ратнер в статье «Потенциал БРИКС и ШОС» отмечают, что «…вскоре БРИКС из неформального международного объединения может превратиться во влиятельный межгосударственный блок. И это закономерный процесс, потому что в странах, входящих в БРИКС, наблюдается более быстрое экономическое развитие по сравнению со странами «семерки» [2, c.114].

Важнейшее направление работы БРИКС — формирование альтернативных валютно-финансовых инструментов. Общие финансовые структуры пятерки БРИКС гарантируют их валютам стабильность на фоне растущей нестабильности. Сегодня переход на платежи в национальных валютах в рамках группы мало реализуем. Операции Банка БРИКС планируется проводить в американских долларах. Расчеты в национальных валютах между странами- участницами касаются пока только российско-китайской двусторонней торговли энергоресурсами. В то же время санкции Запада против России ускоряют процесс разработки таких механизмов в рамках БРИКС.

Проблемы, с которыми столкнулся финансовый сектор стран БРИКС в 2012–2014 гг., продемонстрировали как сходство, так и различие. Отсюда и различные действия центральных банков этих стран. Переход к регулярным валютным интервенциям Центрального банка Бразилии сопровождался ужесточением регулирования потоков капитала, а переход к свободно плавающим валютным курсам в условиях либерализации капитальных операций был призван сбалансировать последствия внешних шоков в России и в Индии. Для сдерживания волатильности обменного курса Народный банк Китая (НБК) понизил курс юаня, расширяя пространство для маневров с ликвидностью [9, с. 16].

Для того чтобы поддерживать международные резервы, центральные банки одних стран вместо предоставления ликвидности для расчетов по внешнеторговым операциям все более ориентируются на гарантирование платежей по внешним обязательствам (Бразилия). Другие центральные банки строго следуют в русле функции международных резервов для обеспечения международных расчетов (например, Индия, см. рис.3).

Валютные интервенции Банка России и Центрального банка Бразилии чаще были направлены на нейтрализацию негативного воздействия шоков условий торговли. С резкого падения цен на биржевые товары, совпавшего со сворачиванием программы количественного смягчения в США в июле 2014 г., международные резервы Банка России расходовались со скоростью в среднем 6,1 млрд. дол. в месяц, Центрального банка Бразилии — 654 млн. дол. в месяц. В результате к концу 2015 г. резервы сократились на 21,4 % и на 2,7 % соответственно.

Массированные валютные интервенции на фоне высоких процентных ставок (с декабря 2014 г. по июль 2015 г. целевое значение ставки СЕЛИК повышалось на каждом заседании Комитета по монетарной политике Центрального банка Бразилии (КОПОМ) на 0,5 п. п., а ключевая ставка Банка России 16 декабря 2014 г. была максимальной за последние 15 лет — 17 %) способствовали быстрому переносу спекулятивной составляющей валютного рынка с валютного курса на процентную ставку (на дешевые долларовые займы приобретались более доходные национальные активы). Действуя в условиях инфляционного таргетирования с 1999 г. при сокращении экспортной выручки в сочетании с высокой задолженностью частного сектора перед иностранными банками, Центральный банк Бразилии использовал свои резервы для покрытия внешних долгов (см. рис.). Более слабое давление российских внешних долговых обязательств на денежный спрос в начале 2015 г. несколько облегчило бремя Банка России. Однако сочетание практически полного прекращения финансирования иностранных банков под давлением антироссийских санкций с запретительными ставками внутреннего фондирования мультиплицировало шоки условий торговли (рис.3). По мере увеличения разрыва между заявленными целями валютной политики и реалиями макроэкономической ситуации функция режима валютного курса как гаранта рыночной дисциплины утрачивается [8], а его абсорбирующие способности могут быть недостаточны.

Рис. 3. Показатели использования международных резервов и динамика обменного курса валют стран БРИКС в 2012–2015 годах

Важным элементом функционирования Банка развития является определение принципов формирования его капитала. Предполагается, что капитал банка будет формироваться из трех источников: средства государств-участниц БРИКС; средства и проценты, выплаченные по кредитам; другие поступления, осуществление которых будет утверждено управляющим Советом банка.

На начальном этапе финансирование НБР должно осуществляться за счет средств стран БРИКС, общие договоренности по этому вопросу уже достигнуты. В ходе развития его деятельности большая часть сумм будет направлена в капитал кредитно-финансового института за счет погашения кредитов и выплаты процентов по ним. Утверждать, что работа Банка БРИКС будет полностью самоокупаемой, было бы излишне оптимистично. Возможность прямого финансирования работы Банка должна будет сохраняться.

Решаемая в настоящее время в России задача формирования собственной национальной платежной системы должна состыковываться с устоявшимися международными платежными системами. Это можно сделать в сотрудничестве с Китайской стороной, что потребует заключения соответствующего рамочного соглашения. При соответствующих шагах других стран БРИКС возможно успешное продвижение на глобальном рынке (странами с общим населением более 3 миллиардов человек) новой международной платежной системы с карточкой, совместимой со всеми национальными платежными системами стран БРИКС [5].

Завершившийся в индийском Гоа восьмой саммит объединения БРИКС в России снова назван большим успехом, как альтернативного экономического союза, так и Кремля. Сообщается, что, несмотря на скепсис аналитиков, лидеры стран БРИКС приняли ряд существенных для развития стран решений.

Важно обеспечить согласование правил действия национальных денежных властей при необходимости защиты своих валютно-финансовых систем от спекулятивных атак и подавления связанной с ними турбулентности. Вопреки позиции США и МВФ, целесообразно договориться о признании необходимости создания национальных систем защиты от глобальных рисков финансовой дестабилизации, включающих:

− институт резервирования по валютным операциям движения капитала;

− налог на доходы от продажи активов нерезидентами, ставка, которого зависит от срока владения активом;

− предоставление странам возможности введения ограничений на трансграничное перемещение капитала по операциям, представляющим угрозу национальной безопасности.

На сегодняшний день специфика участия России в международных экономических отношениях, а именно, ее сотрудничество с важнейшими международными финансовыми организациями в значительной степени влияет на ситуацию в валютно-кредитной сфере и определяет перспективы экономического развития страны [2].

Прежние механизмы интеграции на сегодняшний день не дают эффективного результата взаимодействия на финансовом рынке, сотрудничество с западными странами осложняется в условиях действия санкций. Это стало своеобразной причиной изменения интересов нашего государства в политической и экономической сферах. Поэтому в качестве решения сложившихся проблем выходом стало открытие новых перспектив по сотрудничеству с восточными странами. На данном этапе Россия, реализуя свои экономические интересы, расширяет контакты с азиатскими странами, в том числе, активно ведя совместную политику с валютными объединениями стран ЕАЭС и БРИКС. Это сотрудничество дает определенные положительные результаты в условиях функционирования экономики России с учетом западных санкций. Однако, развитие отношений с Евразийским союзом и странами БРИКС находятся на стадии, когда происходит формирование и обсуждение общих положений и концепций, с помощью которых данный тандем будет наиболее эффективен на мировом уровне. Необходимо детально изучить все факторы влияния, чтобы учесть возможность негативных последствий и найти пути по их предотвращению.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что от результатов сотрудничества России с международными финансовыми институтами зависит эффективность и характер ее интеграции в международную финансовую систему. А для осуществления эффективной интеграции России необходимо ориентировать свою экономическую политику на увеличение объемов иностранных инвестиций, а также совершенствовать механизмы распределения заемных средств.

Литература:

  1. Алексей Улюкаев: объем торговли между странами БРИКС в 2014 г. составил 291 млрд. долларов // Министерство экономического развития РФ: интернет-сайт. 2015. 7 июля.- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// economy.gov.ru/minec/press/news/2015070701 (дата обращения: 17.09.2016)
  2. Андреева Е., Ратнер А. Потенциал БРИКС и ШОС // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — № 4. — С. 111–114.
  3. «БРИКС и ШОС закладывают основы для новой системы управления миром»: СМИ о саммитах в Уфе — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cont.ws/post/100079 (дата обращения: 17.09.2016).
  4. «Большая восьмерка» вновь стала «Большой семеркой». 25–03–2014 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.rfi.fr/rossiya/20140325-bolshaya-vosmerka-vnov-stala-bolshoi-semerkoi (дата обращения: 17.09.2016).
  5. Встреча с членами Делового совета БРИКС. // Президент России: интернет-сайт. 2015. 9 июля. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// special.kremlin.ru/events/president/transcripts/49891(дата обращения 17.09.2016)
  6. Европа 2015: год неуверенности. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://euroua.com/ europe/eu/3557-evropa (дата обращения 17.09.2016)
  7. Кондратов Д. Торгово-экономическое сотрудничество на пространстве СНГ: возможности расширения // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 5. — С. 59–64
  8. Министры экономики и торговли стран БРИКС обсудили совместные инициативы // Министерство экономического развития РФ: интернет-сайт. 2015. 7 июля. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// economy.gov.ru/minec/press/news/2015070707 (дата обращения: 17.09.2016)
  9. Новое направление российской внешней и внешнеэкономической политики — взаимодействие в БРИКС / Под ред. С. П. Глинкиной; М.: Институт экономики РАН, 2014. 220 с.
  10. Россия в ВТО: плюсы и минусы — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ekoslovar.ru/570 (дата обращения: 17.09.2016)
  11. Россия и международные организации — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russia.yaxy.ru/rus/base/team/645.html (дата обращения: 17.09.2016)
  12. Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты: сб. статей. / Под ред. В. А. Никонова, Г. Д. Толорая. М.: РУДН, 2013. 429 с.
  13. Уфимская декларация // Сайт председательства России в БРИКС. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: brics2015.ru/load/382553 (дата обращения 17.09.2016)
  14. Центральный банк РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/(дата обращения 17.09.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle