Библиографическое описание:

Белых О. И. Совершенствование налогового администрирования: очередной этап // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 266-269.



Совершенствование налогового администрирования является составной частью проводимой в настоящее время налоговой реформы.

Меры по совершенствованию и оптимизации налогового администрирования предусмотрены Дорожной картой «Совершенствование налогового администрирования», которая была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р. План мероприятий («дорожная карта»), направлен на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием благоприятных условий взаимодействия налогоплательщиков и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.

План мероприятий содержит следующие основные направления развития:

‒ сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности налогоплательщиком (упрощение форм налоговой отчетности);

‒ взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов;

‒ сближение налогового и бухгалтерского учетов (устранение норм, препятствующих использованию в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль правил, аналогичных правилам бухгалтерского учета);

‒ совершенствование документооборота, в том числе электронного, между организациями;

‒ совершенствование специальных налоговых режимов [1].

Каждое направление содержит конкретный комплекс мероприятий, результатом реализации которых в том числе станут:

‒ упрощение заполнения форм налоговой отчетности налогоплательщиками;

‒ повышение эффективности ведения бизнеса для налогоплательщиков с помощью получения данных о других организациях и предпринимателях из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с использованием веб-сервиса ФНС России;

‒ формирование оптимальной для Российской Федерации модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа. Повышение прозрачности правоприменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата. Сокращение временных затрат на налоговое администрирование. Сокращение количества судебных споров налоговых органов и налогоплательщиков, сокращение времени на проведение проверок, дополнительных мероприятий налогового контроля;

‒ снижение рисков налогоплательщиков за счет введения механизма, регулирующего налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов, повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков и сохранения добровольности института налогового консультирования;

‒ упрощение налогового учета, устранение положений, препятствующих использованию в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций правил, аналогичных правилам бухгалтерского учета;

‒ упрощение порядка учета по налогу на добавленную стоимость, сокращение количества выставляемых счетов-фактур, ведущее к сокращению времени на ведение учета и подготовку налоговой отчетности, сокращение избыточного документооборота;

‒ совершенствование порядка формирования налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, упрощение порядка налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения, и исключение двойного налогообложения.

Реализация задач по совершенствованию системы налогового администрирования должна обеспечить увеличение собираемости налогов; сокращение издержек налогоплательщиков при исполнении обязанности по исчислению и уплате налогов, а также затрат государства на осуществление налогового контроля.

В настоящее время оптимизация налогового администрирования происходит в соответствии с «дорожной картой» «Совершенствование налогового администрирования», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162‑р. Разработаны все запланированные Дорожной картой проекты федеральных законов. Отметим, что принятие законов несколько отстает от утвержденного плана, но все‑таки в этом направлении идет существенная и заметная работа.

В частности, в законодательство о налогах и сборах внесены следующие изменения:

1) введен институт налогового мониторинга, который имеет целью формирование оптимальной для Российской Федерации модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа, повышение прозрачности правоприменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата;

2) в законодательство о налогах и сборах введено понятие «личный кабинет налогоплательщика», а также урегулированы положения, связанные с использованием личного кабинета налогоплательщика, как самими налогоплательщиками, так и налоговыми органами;

3) предусмотрено право покупателя, получившего счет-фактуру от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до срока представления налоговой декларации за налоговый период, принять к вычету сумму налога на добавленную стоимость в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в том налоговом периоде, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет;

4) предусмотрено исключение из доходов при исчислении единого сельскохозяйственного налога и единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения сумм НДС, уплаченных в бюджет при выставлении счетов-фактур с НДС, а также невключение в расходы уплаченных в указанных случаях сумм НДС;

5) исключено существующее ограничение на применение упрощенной системы налогообложения для организаций, имеющих представительства;

6) в области налогового администрирования НДФЛ предусмотрено:

‒ установление обязанности налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ;

‒ установление ответственности налоговых агентов за непредставление и несвоевременное представление в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ, а также представление недостоверных расчетов и недостоверных сведений о доходах физических лиц;

‒ предоставление права налоговым органам на приостановление операций налогового агента по счетам в банке в случае непредставления налоговым агентом указанного расчета [2].

Законодатели продолжают совершенствовать систему налогового администрирования. В этом году вступили в силу многочисленные поправки, повлиявшие на работу компаний. Но уже известно о новых налоговых и бухгалтерских изменениях с 2017 года.

С 1 января 2017 г. налогоплательщиков ждут кардинальные изменения налогового законодательства. Самые существенные изменения касаются новых правил администрирования и отчетности по страховым взносам.

С 1 января 2017 г. функции по администрированию страховых взносов вновь будут возложены на налоговые органы. С этой целью были внесены изменения в отдельные статьи Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ). С 1 января 2017 г. страховые взносы будут относиться к налоговым платежам, и соответственно к ним будут применяться правила, установленные законодательством о налогах (п. 1 ст. 2 НК РФ в редакции Закона № 243-ФЗ).

Раздел I НК РФ дополнен новой главой 2.1 «Страховые взносы в РФ», в которой прописываются общие условия установления страховых взносов, права и обязанности плательщиков страховых взносов и главой 34 «Страховые взносы». В главе 34 «Страховые взносы» определены основные элементы налогообложения (база, льготы, особенности исчисления взносов отдельными категориями плательщиков).

При этом в части установления и взимания страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется.

Следует отметить, что объект обложения страховыми взносами не изменился. По-прежнему облагаются страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.

С 2017 г. существенно изменятся порядок и сроки сдачи отчетности. Так, в частности, в налоговый орган ежеквартально нужно будет представлять единый расчет по страховым взносам.

Работа с неплательщиками, взыскание страховых взносов, осуществление зачетов и возвратов переплаты по ним, а также иные вопросы, связанные с администрированием страховых взносов и прямо не определенные гл. 34 НК РФ, будут регулироваться положениями части первой НК РФ. Соответствующие дополнения внесены, например, в ст. ст. 46, 78 НК РФ.

Благоприятные изменения коснутся плательщиков, применяющих УСН. Так, с 1.01.2017 г. право на применение УСН могут получить налогоплательщики, если доход за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на данный спецрежим, не превысит 90 млн. руб.

А продолжать работать на УСН смогут налогоплательщики, если доход за календарный год не превысит 120 млн. руб. Но положение об индексации предельного размера дохода на коэффициент-дефлятор будет приостановлено до 2020 г.

Кроме того, с 01.01.2017 г. до 150 млн. руб. увеличивается лимит остаточной стоимости основных средств для перехода на УСН и его применения. Такие изменения внесены ст. 2 Закона № 243-ФЗ.

Таким образом, можно констатировать, что со следующего года больше предприятий смогут применять УСНО.

Федеральным Законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее по тексту Закон 130-ФЗ) установлен порядок представления плательщиками НДС пояснений по требованию налогового органа в ходе камеральных проверок (п. 3 ст. 88 НК). С 2015 г. отчетность по НДС сдается в электронной форме по ТКС. Однако, если налоговый орган требовал пояснений по таким декларациям, НК РФ не определял, в какой форме они должны быть представлены. ФНС России давала разъяснения, что пояснения можно представить как на бумажном носителе, так и по электронке (Письмо ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4–15/19395).

Закон № 130-ФЗ лишает плательщиков НДС (лиц, которые обязаны представлять декларацию по НДС в электронном виде) такого выбора. В п. 3 ст. 88 НК РФ появится уточнение, согласно которому пояснения данная категория налогоплательщиков должна представлять, как и декларацию, исключительно в электронном виде по ТКС. Более того, Кодекс содержит прямое указание, что пояснения, представленные на бумажном носителе, считаются непредставленными.

Обновление коснется и классификации основных средств по амортизационным группам. Со следующего года применяется новый Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). В связи с этим изменится и классификация основных средств по амортизационным группам. Полагаем, что новшества затрагивают основные средства, которые будут введены в эксплуатацию не ранее 2017 года.

Изменения коснулись и прочих налогов, так Федеральным законом от 3.07.2016 г. № 242-ФЗ внесены изменения в п. 3.1 ст. 380 НК РФ, касающегося применения нулевой налоговой ставки в отношении определенных видов недвижимого имущества [3].

Установлены новые льготы и в части НДФЛ. Новая редакция п. 20.1 ст. 217 НК РФ освобождает от налогообложения единовременные выплаты дополнительного поощрения в денежной и (или) натуральной формах, полученные от некоммерческих организаций, уставной целью деятельности которых является организационная и финансовая поддержка проектов и программ в области спорта высших достижений.

Корректировки, необходимые для приведения в соответствие терминологии, используемой в законодательстве о рынке ценных бумаг, с налоговой терминологией, внесены Законом № 242-ФЗ. Так, в ст. 214.1 НК РФ (особенности исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами) и ст. 301 НК РФ (особенности налогообложения срочных сделок) понятие «финансовый инструмент срочной сделки» заменено на «производный финансовый инструмент».

Важнейшими условиями повышения качества налогового администрирования на современном этапе выступают: совершенствование организационной структуры налоговых органов, укрепление их материально-технической базы, использование новых технологий контрольной работы, в том числе и по отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок, изменение концепции взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, поднятие на принципиально новый уровень информационно-технологическое обеспечение аналитической работы (создание центров обработки данных — ЦОД), повышение квалификации кадров, разработка качественных профессиональных стандартов деятельности работников налоговых органов [4].

Для современного этапа развития системы налогового администрирования характерно расширение международного сотрудничества налоговых органов разных стран в различных формах — от разовых или периодических консультаций и взаимного обмена информацией об изменениях налогового законодательства до заключения долгосрочных соглашений, в том числе направленных на борьбу с уклонениями от уплаты налогов.

Литература:

  1. Гордеева С. Н. Ближайшее налоговое будущее // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2014. — № 4. — С. 10–12.
  2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов // http://minfin.ru/. URL: http://www.mi№ fi№.ru (дата обращения: 08.10.2016).
  3. Н. А. Радомская. Налоговое администрирование // Бизнес и банки. — 2013. — № 5. — С. 10–12.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle