Способы оптимизации налогообложения на упрощенной системе налогообложения малого и среднего бизнеса | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 29.01.2018

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Климкина И. В. Способы оптимизации налогообложения на упрощенной системе налогообложения малого и среднего бизнеса [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 139-142. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13698/ (дата обращения: 25.06.2018).



В современных компаниях малого и среднего бизнеса остро стоит вопрос о конкурентном преимуществе на рынке. Его можно заполучить, ведя свой бизнес наиболее эффективными способами. Оптимизация налогообложения является одним из базовых методов перехода к активной политике предприятия. В статье рассмотрены способы оптимизации с применением упрощенной системы налогообложения.

Ключевые слова: налогообложение предприятия, упрощенная система налогообложения, оптимизация бизнеса.

В рыночных отношениях любая сфера бизнеса требует повышения конкурентоспособности на основе внедрения эффективных способов хозяйствования и управления предприятием. Актуализация инновационных подходов в управлении организациями основывается на изменении традиционных и построении новых моделей ведения бизнеса и, как следствие, расширяет требования к его информационному обеспечению [1, с. 23]

В случае принятия решения менеджером первого звена самостоятельно или от собственника компании поставлена управленческая задача о минимизации затрат, в частности сокращение налоговых выплат в госбюджет, следует предпринять некий алгоритм действий по оптимизации налогообложения на предприятии.

Оптимизация налогообложения заключается в разработке различных схем и методик, позволяющих выбрать оптимальное решение для конкретной хозяйственной деятельности организации. На практике это происходит на основе аккумулирования информации, которая по всем признакам должна быть обособлена в системе управленческого учета, причем обособлена таким образом, чтобы доступ к ней имели, только те сотрудники организации, которые непосредственно ее формируют, контролируют и используют для принятия управленческих решений [2 с. 703].

Последовательность шагов по принятию способов минимизации налоговых отчислений предусматривает два пути развития: перспективное и текущее. Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения является возможностью экономии затрат за счет сокращения платежей в бюджет и обеспечивает перспективы стабильного финансового состояния предприятия.

Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности. Такой вид оптимизации предусматривает сокращение налоговых платежей в течение нескольких налоговых периодов и достигается, как правило, посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений.

Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде, например, при осуществлении той или иной операции путем выбора оптимальной формы сделки.

Комплексное и целенаправленное принятие налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации, составляет налоговое планирование.

Один из способов налоговой оптимизации для упрощенной системы налогообложения — использование региональных льгот

С 2016 года регионы вправе снижать ставки для обеих разновидностей УСН (ст. 346.20 НК РФ). Для объекта «доходы» могут установить ставку 1–6 %, для объекта «доходы минус расходы» — 5–15 %. Начинающим бизнесменам, оказывающим бытовые услуги, могут и вовсе установить ставку 0 %. [3]

В 2017 году в дополненном перечне появились 4 новых региона: республики Калмыкия, Тыва, Саха (Якутия), Чеченская Республика. Там налоговые каникулы введены как в отношении УСН, так и в отношении ПСН. Под таблицей Минфин привел информацию о пониженных ставках, действующих в Крыму и Севастополе. В этих регионах на период 2017–2021 годов действуют следующие ставки. В отношении ПСН для всех налогоплательщиков — 4 %. В отношении УСН: 4 % — если объект налогообложения — «доходы» (за исключением отдельных категорий налогоплательщиков в Севастополе, для которых ставка составляет 3 процента); 10 % — если объект налогообложения — «доходы минус расходы» (за исключением отдельных категорий налогоплательщиков в Севастополе, для которых ставка составляет 5 процентов). В отношении ЕСХН размер налоговой ставки для всех налогоплательщиков — 4 % [5].

Для облегчения налогового бремени при управленческом учете предприятию необходимо выполнить следующие условия:

1) Дойти до той точки безубыточности, где частые поездки, почтовые отправления, организация рабочего места и оплата трудовых ресурсов в регионе с пониженной налоговой ставкой будут выгодными.

Если предприятие экономит в среднем от 3 до 10 % на такой налоговой оптимизации, следовательно, затраты на должны быть ниже сэкономленных средств. Затраты в 2017 году на работу 1–2 работников, организация рабочего места и корреспонденция в среднем занимают 500 000 руб. Таким образом, чистая прибыль предприятия для использования данного метода налоговой оптимизации путем применения налоговых льгот должна достигать 16,5 млн. в год при экономии 3 %.

Более выгодным будет этот метод, если выход на рынок региона с пониженной налоговой ставкой будет возможным.

2) Анализ конъюнктуры рынка региона с пониженной налоговой ставкой.

Вопрос актуальности товаров предприятия в «бюджетном» регионе является острым при решении регистрации предприятия в этом регионе. Следует проанализировать возможность выхода на рынок в перспективе, что может оправдать затраты на маневренность.

3) Иметь финансовое плечо от государства, спец. программы или опираться на финансовые результаты своего предприятия.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства — нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

4) Предприятие должно быть юридическим лицом.

5) Открывать в регионах только обособленные подразделения.

Статья 346.12 НК РФ запрещает применять льготную упрощенную систему налогообложения, организациям, имеющим филиалы и представительства. Оформление обособленного подразделения, чтобы оно не было признано ни филиалом, ни представительством, а организация при этом сохранила право на УСН, требует соблюдения нескольких принципов. Понятие «обособленное подразделение» рассмотрено в положениях трех кодексов: Налогового, Гражданского и Трудового:

– Налоговый кодекс (ст. 11) дает понятие обособленного подразделения организации как «…любого территориально обособленного от нее подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места». Характеристику видов обособленного подразделения НК РФ при этом не дает.

– Гражданский кодекс (ст. 55) характеризует обособленное подразделение только в виде представительства и филиала. То есть, из этих положений не выявлено, какими еще, кроме представительства и филиала, могут быть обособленные подразделения.

– Трудовой кодекс (ст. 40) указывает, что «…коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях». Таким образом, только здесь можно увидеть, что обособленные подразделения могут быть отличными от филиала и представительства.

В результате нужно избегать критериев, которые характеризуют его как филиал или представительство. Характеристики этих понятий в законе следующие:

– представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;

– филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств;

– представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а сведения о них должны быть указаны в ЕГРЮЛ, а значит, и в уставе организации.

План действий при создании обособленного подразделения:

  1. Рабочее место должно быть стационарным, то есть создано на срок более месяца, работник присутствует на нем постоянно, и это связано с выполнением им служебных обязанностей.
  2. В месячный срок после создания стационарного рабочего места сообщить в налоговую инспекцию, где ООО состоит на учете, о создании обособленного подразделения по форме № С-09–3-1.
  3. В течение 30 дней встать на учет в фонды, если обособленное подразделение имеет собственный баланс, расчетный счет в банке и будет начислять выплаты физическим лицам.
  4. При необходимости сообщать в трехдневный срок об изменении адреса или наименования обособленного подразделения в ФНС по месту учета подразделения по форме № С-09–3-1.
  5. Обособленное подразделение должно быть головным офисом в регионе с пониженной налоговой ставкой.

Если компания не проходим по требованиям УСН, то можно разделить бизнес.

Еще одним способом сокращения налоговых отчислений является разумное разделение бизнеса.

Организация на УСН требует выполнения трех условий:

– годовая выручка;

Для перехода с 2018 года на УСН коэффициент-дефлятор, установленный на 2017 год, тоже применяться не будет, поскольку с 01.01.2017 до 01.01.2020 индексация лимита дохода, ограничивающего право перехода на УСН, производиться не будет [4]. Ограничением дохода потенциального упрощенца будет сумма дохода за 9 месяцев 2017 года в размере 112,5 млн.руб.

Что касается величины предельного дохода упрощенца для сохранения права применять спецрежим, то в 2017 году величина предельного дохода составляет 150 млн.руб. А правило о корректировке его на коэффициент-дефлятор также приостановлено до 01.01.2020 [5].

– численность персонала компании — не более 100 человек;

– остаточная стоимость основных средств — не выше 100 млн руб.

Чтобы обойти ограничения, компания может разделить бизнес на несколько фирм. Однако важно избегать следующих признаков: все созданные компании ведут одинаковый вид деятельности; руководство осуществляет одно и то же лицо; компании расположены по одному и тому же адресу и вместе используют помещения и технические средства. Чтобы огородить компании от претензий налоговой инспекции, каждая фирма должна иметь отдельные:

– оборотные и внеоборотные активы,

– персонал,

– партнеров,

– руководителя.

Дробленые фирмы должны заниматься разными, независимыми друг от друга видами деятельности, использовать разные офисы и склады, по отдельности работать с контрагентами. И не важно, что они подконтрольны одному и тому же физическому лицу, — это не запрещено на основании п. 1 ст. 48 ГК РФ [6].

Смена объекта налогообложения может принести значительную выгоду. Если расходы составляют 60 % и более от доходов, то выгоднее применять объект «доходы минус расходы». Сумму страховых взносов можно уменьшить больше чем на 50 % от размера налога, поэтому компания может вычесть их полностью. Но в случае, если в будущем году ожидаются увеличение по статьям расходов на 20 % и более, а при этом выручки лишь на 10 %, организации выгоднее перейти на объект «доходы минус расходы».

Таким образом, предприятие может облегчить себе задачу в уплате налогового бремени путем поиска решений в налоговом законодательстве. Налоговая оптимизация в рамках закона является не только выгодным решением для руководителя, но и может стать конкурентоспособным преимуществом: позволить снизить цену на товар, направить ресурсы в маркетинг, рекламу и другие направления, позволяющие завоевать долю рынка.

Литература:

1. Коське М. С., Воюцкая И. В., Мишучкова Ю. Г. Отдельные аспекты построения бизнес-процесса «Бухгалтерский учет и отчетность» // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 6. С. 23–27.

2. Коське М. С., Воюцкая И. В., Мишучкова Ю. Г. Информация о затратах экономического субъекта в финансовом и управленческом учете // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4–1 (57–1). С. 703–705.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ (в последней редакции) // http://base.consultant.ru.

4. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ п. 4 ст. 5 (в последней редакции) // http://base.consultant.ru.

5. Бератор [Электронный ресурс] — Режим доступа. — // URL: http://www.berator.ru

6. Налоговая оптимизация [Электронный ресурс] — Режим доступа. — // URL:https://www.gd.ru

Основные термины (генерируются автоматически): обособленное подразделение, налоговая оптимизация, юридическое лицо, пониженная налоговая ставка, предприятие, оптимизация налогообложения, РФ, Севастополь, упрощенная система налогообложения, представительство.

Ключевые слова

упрощенная система налогообложения, налогообложение предприятия, оптимизация бизнеса

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос