Библиографическое описание:

Черемисина Ю. В. Развитие валютного контроля в России // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 581-583.



Сложностью выработки четкой периодизации развития валютного контроля является циклический застой в развитии валютного права. Именно по это причине на сегодняшний день нет единогласного мнения ученых относительно предпосылок возникновения и этапов развития валютного регулирования и валютного контроля.

Обратимся к самой распространенной периодизации, предполагающей 4 периода. Рассмотрим их более подробно.

Первый период характеризуется отсутствием государственного регулирования. На первый взгляд может показаться, что время, когда не существовало нормативных актов, регулирующих валютные отношения и органов, контролирующих эти отношения, не должно включаться в периодизацию государственного регулирования валютных отношений. Однако этот период чрезвычайно важен, так как посредством него можно определить предпосылки появления государственного валютного регулирования и его начальную точку. Данный период начинается с Древнерусского государства и заканчивается в конце XV века изданием Иваном III распоряжения в 1494 году, согласно которому итальянские серебряники начали чеканить русскую монету.

Второй период начинается ХV в. и заканчивается в 1917 году. В данный период царское валютное регулирование характеризуется периодическими сменами запрета на осуществление валютных операций на либерализацию отношений с валютными ценностями.

Третий период начинается с 1917 года. Для него характерна государственная валютная монополия. Заканчивается этот период с отменой монополии государства на осуществление валютных операций в 1991году.

Четвертый период ознаменован либерализацией валютного регулирования. В рамках данного периода происходит появление коммерческих банков, выход юридических лиц и граждан-предпринимателей на внешний рынок, разрешение гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам осуществлять операции с валютными ценностями.

Все обозначенные периоды являются достаточно продолжительными по времени в истории. Поэтому в рамках каждого из них необходимо выделить этапы развития валютного регулирования в России.

Первый период можно обозначить как зарождение валютных отношений, отсутствие государственного регулирования денежного обращения и внешнеторговых сделок, однако внешняя торговля-бартер активно развивалась.

Первый этап данного периода начинается с появления Древнерусского государства, на территории которого валютными ценностями выступали товары, пользующиеся наибольшим спросом. Южные славяне использовали скот в качестве денег при обмене товаров, а северные — пушнину.

Началом второго этапа считается появление в Х веке денежной единицы Руси — «гривны». Гривну рубили пополам, каждая половина при этом называлась «рубль». На каждом слитке ставилось княжеское клеймо с указанием веса, что служило обозначением стоимости слитка, а имя эмитента на клейме — залогом качества.

Роль валютных ограничений выполняли таможенные пошлины на провозимые через княжеские границы товары. Они изымались в процентах к стоимости провозимых товаров. Помимо таможенных пошлин, во всех крупных городах устанавливалось большое количество других проездных пошлин и поборов. Это мешало развитию единого русского товарного и валютного рынков.

На протяжении долгого периода считалось, что на Руси нет залежей драгоценных металлов. Поэтому даже во внутреннем денежном обращении использовались привозные золото, серебро и медь, а также иностранные монеты.

Начало третьему периоду положила Куликовская битва (1380г), когда московский князь Дмитрий Донской стал перечеканивать монгольские монеты.

Основной особенностью второго периода является начало правового регулирования осуществления денежного обращения и валютного регулирования. В рамках него можно выделить пять этапов.

Первый этап начинается с распоряжения Ивана III в 1494г. о чеканки русской монеты. В период с 1535–1538 Елена Глинская (мать Ивана IV) провела денежную реформу, в результате которой были юридически закреплены общерусская денежная система и монополия государства на чеканку монет. Позднее Иван IV запретил вывоз из страны в качестве экспорта таких товаров, как золото, серебро, соль, воск.

Второй этап начался с ХVII в. в связи с образованием единого национального рынка и введением особых условий торговли для иностранцев: их товары облагались большими пошлинами при ввозе на территорию российского государства, а при пересечении таможенной границы иностранным купцам приходилось платить гораздо больший процент, чем русским.

Третий этап ассоциируется с Петром I, который для усиления валютно-финансовой системы страны начал денежную реформу. В результате был объявлен запрет на вывоз драгоценных металлов в зарубежные страны. Стали выпускаться серебряные монеты номиналом в 1 рубль. Одновременно с серебряными рублями появились серебряные и медные разменные монеты (копейки). Введение в обращение медных копеек дало возможность расширить рыночные отношения в условиях ввоза золота и серебра из-за границы. Также выпускались золотые монеты «червонцы», которые наряду с иностранными серебряными деньгами обслуживали внешнеторговую деятельность. Позже Екатерина II проводила политику протекционизма от импорта- с ввозимого товара взимались таможенные пошлины в размере 40–100 %, с вывозимых лишь 10–20 %.

Четвертый этап ознаменовался обесцениванием рубля и бюджетному дисбалансу. В связи с этим в 1809 году М. М. Сперанский составил «План финансов», в котором отстаивал идею металлизма. Манифестом 1812г. были легализованы две валюты –ассигнации и серебряные монеты. В 1839г. была проведена денежная реформа и принят закон «Об устройстве денежной системы».

Пятый этап начался со снятия в 1857г. многих запретов на ввоз импортных товаров, снижения пошлин. Основными импортируемыми товарами стали различные виды промышленного и сельского оборудования. Среди экспортных товаров главное место занимал хлеб, лес, лён, сахар и нефть.

Третий период характеризуется установлением государственной валютной монополии, которая реализовывалась путем проведения политики административных запретов.

И. В. Рукавишникова выделяет следующие принципы валютной монополии социалистического государства:

– Обеспечение централизованного планового руководства валютным хозяйством страны, её внешнеэкономическими связями;

– Сосредоточение в распоряжении государства всех валютных ресурсов страны;

– Осуществление международных расчетных, кредитных и других валютных операций через уполномоченные государством органы;

– Денежные средства внутреннего денежного обращения могут быть использованы за границей;

– Иностранная валюта не должна находиться в обращении во внутреннем хозяйстве социалистических государств;

– Курс валют социалистических государств устанавливается исходя из золотого содержания денежной единицы страны.

С помощью валютной монополии государство защищало свою денежную систему от кризисов и валютной спекуляции в условиях неэффективности регулирующих мер.

Первый этап данного периода начался с валютной монополии после принятия в 1917г. Декрета «О национализации банков» и создания Национального банка. Следующим шагом было принятие Декрета «О национализации внешней торговли». В 1921г. утверждено Положение о Государственном банке РСФСР, согласно которому была установлена государственная монополия на операции с иностранной валютой и драгоценными металлами.

Второй этап наступил с принятием Декрета СНК РСФСР от 4.04.1922г. «Об обращении золота, серебра, платины, драгоценных камней и иностранной валюты». Появилось право частной собственности на валютные ценности, созданы товарные биржи. Однако, внешнеторговые операции могли осуществлять только торговые представительства СССР и те внешнеторговые организации, которые имели на то разрешение.

Третий этап ассоциируется с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30.11.1976г. «О сделках с валютными ценностями на территории СССР». Руководящим и контролирующим органом в сфере валютной монополии было назначено Министерство финансов СССР. Министерство финансов СССР выступало также хранителем золотого запаса государства. Хранителями текущих валютных резервов являлись Государственный (национальный) банк и действующий в пределах компетенции, предоставленной Госбанком, Внешторгбанк. Общее руководство валютной системой осуществлялось Советом Министров СССР.

Также необходимо отметить планирование международных валютных отношений и связанных с ними расчетов. В валютный план включались все платежи по внешнеторговым операциям, план экспорта и импорта, планы по валютам. По всем операциям с валютными ценностями велась валютная отчетность, что позволяло одновременно проверять валютную отчетность всех организаций и учреждений.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.08.1986г. № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» положено начало децентрализации внешней торговли. Законом СССР от 30.06.1987г. «О государственном предприятии (объединении)» госпредприятиям были предоставлены достаточно широкие полномочия по осуществлению внешнеэкономической деятельности. Основной целью использования валютных поступлений от такой деятельности должно было стать социальное развитие трудовых коллективов.

В это же время проводилось реформирование банковской системы: появились коммерческие банки с правом открытия валютных счетов и осуществления международных расчетов. В связи с этим необходимо было создание единых правил совершения валютных операций и системы органов контроля над такими операциями. Это и обусловило принятие 1 марта 1991г. Закона СССР «О валютном регулировании», который положил начало развитию современного валютного регулирования. В законе был определён статус валюты СССР и порядок ее обращения, закреплялись основные понятия и принципы проведения валютных операций, разграничивались полномочия органов власти в области валютного регулирования.

В связи с образованием Российской Федерации начала формироваться новая государственная валютная политика. Был принят Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», в котором был более детально разработан понятийный аппарат. 12 октября 1993г. была принята Инструкция ЦБ РФ № 19 и ГТК РФ № 01–20/10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров». [1] Это был переход к специальному регулированию конкретных видов валютных правоотношений. Так барьеры на пути свободного движения денег и капитала были снижены, а в отдельных случаях-полностью устранены. Принятие Конституции РФ 1993г. и провозглашение Российской Федерации демократическим государством способствовали либерализации валютных отношений.

На современном этапе развития экономический уровень России требовал от государства пересмотра валютного законодательства. Поэтому принятие в 2003г. одноименного с прежним, но совершенно нового по содержанию Федерального закона от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» было обусловлено вполне объективными причинами.

Данный закон предусматривает ряд мер, направленных на дальнейшую либерализацию валютных отношений.

Впервые в законе устанавливается цель валютного законодательства: обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» конкретизирована сфера действия валютного законодательства, регламентированы принципы валютного регулирования, внесены принципиальные изменения в некоторые понятия, уточнён круг органов валютного контроля, расширен перечень агентов валютного контроля. В отношении валютных операций теперь действует принцип «разрешено всё, что не запрещено».

С начала 2007г. отменена обязательная продажа части валютной выручки. Таким образом, с 2007г. начинается новый этап в развитии валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, который направлен на полную конвертацию рубля и либерализацию валютных правоотношений.

Развитие валютного регулирования и валютного контроля продолжается по настоящее время. Переход к политике, направленной на либерализацию валютных отношений, в полной мере соответствует сегодняшним интеграционным и глобализационным процессам.

Литература:

  1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 23.07.13)
  2. Тосунян Г. А. Валютное право Российской Федерации//М: Стилс, 2012
  3. Хаменушко И. В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность//М: НОРМА, 2013

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle