Библиографическое описание:

Черниговских Е. В., Муляр Н. В. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 748-750.



Использование ИКТ в учебно-воспитательном процесседетей дошкольного возраста

Информатизация в сфере образования является естественным и необходимым процессом, который предполагает использование современных информационных технологий в учебных заведениях, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях.

На современном этапе выигрывает тот педагог, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса перед воспитателями стоит задача: сделать образовательную деятельность интересной, насыщенной и занимательной. Информационный материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников и способствующие созданию положительной эмоциональной в процессе познания, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно прием удивления ведет за собой процесс понимания. Применение информационных технологий в детском саду как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Под современными информационными технологиями подразумевается использование в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Преимущество использования информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности заключается в:

  1. привлекательность в передаче информации;
  2. повышение интереса и мотивации у воспитанников;
  3. повышения уровня образовательных способностей воспитанников;
  4. облегчения процесса запоминания и обучения;
  5. самостоятельный опыт владения ПК.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому компьютер в детском саду используется, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и самостоятельно управляемая ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя, а дополняя обычные игры и занятия, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми современными возможностями.

Компьютерные программы можно использовать во всех образовательных областях. В образовательной деятельности по развитию элементарных математических способностей компьютерные игры помогают не только закрепить математическое содержание, а способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, тренируют мыслительные операции ребенка: логическое мышление, анализ, сравнение, обобщение, развивают внимание, память, учат сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Математические игровые программы позволяют индивидуально для каждого ребенка определять время игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению. На занятиях по развитию элементарных математических способностей можно предложить ребенку игры «Лунтик. Матиматика», «Мышиная математика», «Малыш», «Изучаем часы», «Алик» и т. д.

В образовательной деятельности по ознакомлению дошкольник с окружающим миром компьютерные игры не только тренируют мыслительные операции, но и упражняют ребенка умело ориентироваться в потоках информации, показывают последовательность и конечный результат природных явлений, позволяют самому моделировать процессы и явления, и что очень важно, развивают интерес к дальнейшему познанию. Большая подборка компьютерных программа по ознакомлению с окружающим миром имеется в серии «Кузя»: «Кузя в космосе», «Кузя и силы природа» или в серии «Детство Малетов»: «Флора и фауна», «По воде, земле и воздуху», «Форма и цвет».

В опытно-исследовательской деятельности, специально разработанные для детей компьютерные программы, раскрывают широкие возможности для виртуальной экспериментальной деятельности ребенка. В процессе игры ребенок может исследовать реальные объекты и явления, проводить сложные эксперименты, не нанеся никакого вреда здоровью, в худшем случае может произойти виртуальный взрыв или появиться печальный смайлик. Такие компьютерные игры как, «Волшебный эликсир», «Хочу все знать», «Маленький искатель» и т. д., дают расширить кругозор ребенка, получить информацию, научить самостоятельно принимать решения, видеть результат своих первых опытов и, в случае неудачи, повторить попытку и добиться хорошего результата.

Дети с удовольствием играют и вне занятий, тем самым продолжая закреплять знания детей; компьютерные игры можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Преимущества использования компьютерных игр заключается в следующем:

  1. вызывают огромный интерес у детей;
  2. представляют собой, понятный детям, образный тип информации;
  3. привлекают внимание ребенка за счет звука, движения, анимации и мультипликации;
  4. стимулируют познавательную деятельность ребенка;
  5. предоставляют возможность индивидуального обучения;
  6. предоставляют возможность самому ребенку устанавливать темп и количество решаемых задач;
  7. позволяют моделировать ситуации, которые невозможно в повседневной жизни (извержение вулкана, космическое пространство);
  8. придают уверенность ребенку в том, что он многое может;
  9. вызывают положительные эмоции.

Применение мультимедийных презентаций или интерактивных плакатов, как дополнительного источника информации, позволяет повысить познавательную мотивацию дошкольника, облегчить овладение материалом, сделать процесс познания более привлекательным и эмоциональным. Данные источники являются замечательным наглядным и демонстрационным материалом.

В последнее время мультимедийные презентации широко применяются в проектной деятельности, в ходе которой, решаются следующие задачи:

  1. создаются условия для социального самовыражения ребенка;
  2. развиваются познавательные, исследовательские и творческие способности;
  3. ребенок вовлекается в процесс формулирования проблемы и поиска информации, для решения данной проблемы;
  4. практическое применение знаний, умений и навыков в нетиповых ситуациях;
  5. воспитывают в ребенке целеустремленность и сосредоточенность.

Подготовка и реализация проекта включает следующие этапы:

  1. создание группы,
  2. формулирование проблемы и разработка индивидуальных и коллективных задач,
  3. определение ресурсов для сбора информации,
  4. сбор информации,
  5. подготовка презентации,
  6. презентация,
  7. рефлексия.

Данная деятельность дает возможность детям почувствовать себя значимым, самоутвердиться. Кроме этого, дети приобретают опыт исследовательской деятельности, включая умение её планировать.

Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются в работе с педагогами, родителями и детьми. Современный грамотный педагог просто обязан идти в ногу со временем: знать и умело применять в работе ИКТ, которые обогатят и разнообразят образовательный процесс, сделают его познавательным, интересным и занимательным для детей.

Литература:

  1. Дошкольник и компьютер/под ред. Л. А.Леоновой — М., 2004.
  2. Информационные технологии в образовании//под ред. И. Г. Захаровой-М., Академия, 2003.
  3. Комарова И. И. Информационные технологии в работе ДОУ[Электронный ресурс] — Интернет-семинар,- http://www.menobr.ru/
  4. Компьютерные игры — особенности их использования в дошкольном возрасте. // Разнообразие форм воспитания ж обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте. Сб. научи, тр. — М.: Изд. АПН, 1990, с. 113–119.
  5. Маханева М. Д. Компьютер в детском саду. // Дошкольное воспитание. — 1996.-№ 8.- с.38–39.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2003.
  7. Педагогические технологии в дошкольном образовании/под ред. Хабарова Т. В. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
  8. Структура и организация занятия с использованием компьютера в дошкольном образовательном учреждении материал с сайта Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» и «Интернет-Гномик» (i-Gnom.ru)
  9. Шаченко С. И. Организация занятий для дошкольников с использованием компьютера в ДОУ. Эл. ресурс: d-s20.edusite.ru › DswMedia…yuteravdou.doc
  10. Щербинина И. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ [Электронный ресурс] — http://nsportal.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle