Библиографическое описание:

Абдыкадыров С. К., Оморов Ш. О. ИКТ как инструмент повышения эффективности социально-экономического развития Ошской области // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 241-244.



Information and communication technologies today serve as the main tool that provides support, control and management of the development of the Kyrgyz Republic region.

Key words: Information provision, efficiency, ICT, costs, dynamics, control

Повышение эффективности социально-экономического развития региона в формате обеспечения его оптимального функционирования и устойчивого развития — одно из острейших противоречий, требующих разрешения органов власти области.

В условиях рыночной экономики эффективная управленческая деятельность региона невозможна без использования своевременной, достоверной и полной информации.

Информационно-коммуникационные технологии сегодня выступают в роли главного инструмента, обеспечивающего поддержку, контроль и управление развитием региона КР.

В масштабах области затраты на информатизацию, растут в соответствии с появлением на рынке новых, более качественных предложений, а основные эффекты от внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий не имеют очевидного стоимостного выражения, следовательно проблема определения эффективности использования ИКТ является актуальной.

Затраты на ИКТ представляют собой выраженные в денежной форме фактические расходы предприятия, связанные с закупкой вычислительной техники и программного обеспечения, оплатой услуг связи, обучением сотрудников разработке и применению информационно-коммуникационных технологий, оплатой услуг сторонних организаций и специалистов, а также прочие расходы на ИКТ, включая затраты организации на разработку программных средств собственными силами

Данные таблицы 1, отражающие динамику затрат на информационно-коммуникационные технологии за 2011–2015 гг.по КР, свидетельствуют об их росте.

Затраты на ИКТ в Ошской области в 2015 году увеличились на 157 % по сравнению с 2010 г. В 2010 г. в структуре затрат на информационно-коммуникационные технологии наибольшую долю занимали г.Бишкек, г.Ош и Иссык-Кульская область по расходам на приобретение вычислительной техники и программных продуктов, и оплата услуг связи. А Ошская область занимает пока, что пятое место в рейтинге субъектов КР (6142,2 млн.сом).

Таблица 1

Общие затраты предприятий иорганизаций, использующих компьютерную технику иинформационно-коммуникационные технологии (млн.сомов)

2011

2012

2013

2014

2015

Всего

Кыргызская Республика

294 560,6 196 739,7

237 544,9

255 367,4

339 111,0

Баткенская область

2 169,2

3 285,4

3 957,9

4 855,2

2 867,5

Джалал-Абадская область

10 191,7

9 483,4

11 300,0

12 271,4

12 753,8

Иссык-Кульская область

1 562,7

1 516,1

2 078,3

4 056,8

4 430,8

Нарынская область

2 266,2

3 465,1

5 217,3

3 729,9

3 650,2

Ошская область

3 920,0

6 105,0

6 973,9

6 639,9

6 142,2

Таласская область

2 109,3

2 295,2

2 445,6

2 613,5

2 574,3

Чуйская область

45 342,0

62 519,8

57 094,1

66 363,6

67 001,8

г. Бишкек

218 017,0

99 401,3

132 160,9

138 336,0

227 349,0

г. Ош

8 982,1

8 667,9

16 316,9

16 501,1

12 342,2

В том числе на развитие ииспользование информационных технологий ивычислительных средств

Кыргызская Республика

3 085,6

3 565,6

4 694,4

4 339,7

2 729,3

Баткенская область

55,9

69,7

46,2

50,2

33,5

Джалал-Абадская область

144,9

187,3

553,5

185,8

68,4

Иссык-Кульская область

98,5

106,9

78,4

183,8

149,6

Нарынская область

34,9

34,3

34,4

40,7

32,3

Ошская область

181,3

285,5

221,9

59,0

55,8

Таласская область

33,1

42,9

57,9

44,8

29,7

Чуйская область

93,9

147,6

129,7

200,6

112,8

г. Бишкек

2 332,3

2 533,3

3 429,1

3 414,7

2178

г. Ош

110,6

157,9

143,4

160,1

69,3

Без учета сектора образования

Таблица 2

Затраты предприятий иорганизаций на развитие ииспользование информационных технологий ивычислительных средств по источникам финансирования (млн. сомов)

2010

2011

2012

2013

20141

Собственные средства

Собственные средства

Кыргызская Республика

2 252,2

2 415,5

1 546,6

3 527,9

2 221,2

Баткенская область

20,1

36,2

22,3

22,4

10,4

Джалал-Абадская область

72,9

84,1

115,4

66,8

36,9

Иссык-Кульская область

27,1

24,5

38,7

41,7

25,9

Нарынская область

16,3

9,3

10,2

12,8

16,6

Ошская область

75,9

127,5

89,6

16,8

29,6

Таласская область

12,3

14,2

16,9

17,2

10,7

Чуйская область

47,1

58,0

59,8

103,9

79,5

г. Бишкек

1 908,3

1 963,9

3 113,9

3 153,1

1 967,3

г. Ош

72,3

97,4

79,9

93,1

44,4

Средства государственного бюджета

Кыргызская Республика

565,5

722,4

677,9

557,8

352,3

Баткенская область

12,6

26,7

22,4

26,3

21,4

Джалал-Абадская область

30,8

81,2

65,7

80,9

28,9

Иссык-Кульская область

20,4

19,4

34,8

33,2

17,6

Нарынская область

12,7

19,7

17,9

22,9

14,1

Ошская область

101,8

152,7

124,7

38,6

24,2

Таласская область

17,6

26,2

37,4

26,2

15,4

Чуйская область

34,8

80,7

63,0

77,2

31,3

г. Бишкек

319,0

295,4

291,6

230,3

177,3

г. Ош

15,7

19,9

20,4

22,2

22,1

Инвестиции

Кыргызская Республика

109,8

214,4

38,9

46,4

47

Баткенская область

0,8

3,5

0,7

0,7

1,5

Джалал-Абадская область

10,9

3,9

3,1

4,7

2,5

Иссык-Кульская область

1,6

0,8

1,3

1,7

1,3

Нарынская область

2,6

3,7

3,0

3,8

1,5

Ошская область

2,2

4,4

5,4

1,4

1,8

Таласская область

3,2

2,2

3,2

1,3

3,6

Чуйская область

2,2

1,8

0,7

1,4

1,9

г. Бишкек

84,5

191,9

19,7

23,7

30,1

г. Ош

1,8

1,9

1,3

7,6

2,7

Без учета сектора образования.

[По данным Национального статистического комитета КР]

Информатизация представляет собой единый процесс, включающий в себя такие составляющие как компьютеризацию, развитие технологий использования информации и повышение интеллектуального потенциала общества. На наш взгляд, понятие информатизации следует рассматривать в двух контекстах. С одной стороны, информатизация — это процесс, в результате которого информация и знания выделяются в число наиболее важных ресурсов общества на основе развития технических и технологических средств их использования. С другой стороны, под информатизацией понимается «организованный социально — экономический и научно — технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

В 2015 году действия Правительства КР в рамках поддержки и развития регионов были направлены в основном на обеспечение сбалансированного и качественного развития каждого региона через реализацию принятых региональных стратегий и запуск отдельных инвестиционных проектов.

Неравномерное размещение основных производственных мощностей усиливало диспропорции в региональном развитии: в 2015 году основная доля производства ВВП сформировалась за счет функционирования экономик города Бишкек (37,1 %), Чуйской (15,6 %), Иссык-Кульской (12,4 %), Джалал-Абадской (11,4 %) областей, с удельным весом 76,5 %, суммарный вклад которых в ВВП республики составил 2,64 процентных пункта.

Оставшаяся часть распределялась между другими областями с наименьшим вкладом на уровне 0,86 процентного пункта — в Ошской, Баткенской, Нарынской, Таласской областях и городе Ош [1].

В 2015 году в целях социально-экономического, инфраструктурного развития Ошской области реализовывалась программа «Стратегия экономического развития Ошской области на 2012–2016 годы».

В 2015 году в целях надлежащего и эффективного внедрения электронного управления в работу государственных органов и органов местного самоуправления КР [9] образован Центр электронного управления Правительства КР; администрацией Ошской области проведены мероприятия для решения задач поставленных Правительством КР.

В 2015 году активно продвигалась реализация Программы Правительства по внедрению электронного управления («электронное правительство») в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Кыргызской Республики на 2014–2017 годы и План мероприятий (постановление Правительства от 17 ноября 2014 года № 651).

В целях гармонизации нормативной правовой и законодательной базы, ускорения процессов централизованного внедрения электронного управления разработаны проекты законов КР «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «Об информатизации», «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «Об информации персонального характера», «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

Вопрос эффективности использования ИКТ приобрел особую актуальность в последнее время, когда под давлением экономического кризиса бизнес начал сокращать бюджеты развития.

Еще в 1987 году профессор Массачусетского технологического института Р. Солоу сформулировал эту проблему крылатой фразой: «Мы видим компьютеры везде, кроме статистики производительности» [4]. С тех пор затраты на информационно-коммуникационные технологии во всем мире выросли в разы и на целые порядки, но внятной статистики, описывающей эффективность применения ИКТ в управлении бизнесом, так и не появилось.

На сегодняшний день существуют следующие серьезные проблемы в использовании методов оценки:

  1. Отсутствиеклассифицированной базы методов оценки эффективности использования информационно-коммуникационных технологий, охватывающих все области деятельности предприятий;
  2. Отсутствие опыта в применении известных методов оценки эффективности информационно-коммуникационных технологий;
  3. Фрагментарность использования существующих методик;
  4. Наличие пробелов в критериальной оценке.

У каждого метода и приема есть свои специфические проблемы:

1)Проблема контроля фактического эффекта. Каждый метод определяет какие организационные и экономические параметры предприятия должны измениться, а также дает количественную оценку этих измерений и их сроки.

2)Проблема обратимости метода. Подход к оценке эффективности должен оценивать все реальные последствия, а не только желательные.

Многообразие современных ИКТ требует уточнения и корректировки экономического эффекта по каждому конкретному проекту. Поскольку выбор конкретных методов оценки экономической эффективности ИКТ зависит от специфики ситуации. В частности, финансовые методы позволяют подсчитать денежные затраты и выгоды, связанные с инвестициями в ИКТ, вместе с тем они не учитывают многие важные нематериальные выгоды и существенные нематериальные затраты, которые сопутствуют информационной деятельности.

Для предприятий Ошской области наибольшее значение имеет постановка адекватных целей и требований к ИКТ. Как правило, центральной проблемой является оценка затрат на информатизацию промышленного предприятия.

Особое значение имеют методы вероятностных оценок, которые позволяют учесть непредсказуемость результатов от внедрения и использования ИКТ, закупкой и использованием компьютеров и оборудования.

Литература:

  1. Отчет Премьер-министра Кыргызской Республики о работе Правительства КР за 2015 год от «4» апреля 2016 года № 10
  2. Бир С. Мозг фирмы / С. Бир. Пер. с англ. М. М. Лопухина. — М.: Радио и связь, 1993. — 416 с.
  3. Бурков В. Н. Большие системы: моделирование организационных механизмов / В. Н. Бурков, Б. Данев, А. К. Еналеев, В. В. Кондратьев, Т. Б. Напева, А. В. Щепкин. — М.: Наука, 1989 (III). — 245 с.
  4. Solow R. W. Wed Better Watch Out // New York Times Book Review. — 1987 — July 12
  5. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Сочинения. Т.5: Наука логики / Гегель Георг Вильгельм Фридрих; Пер. Столпнера Б. Г.; Под ред. Митина М. Б. — М.; Л.: Соцэкгиз, 1937. — 715 с.
  6. Раевский С. В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона / С. В. Раевский. — Владивосток: Дальнаука, 2000. — 213 с.
  7. Солодкая М. С. Надежность, эффективность, качество систем управления / М. С. Солодкая // Теоретический философский журнал «Credo», 1999. № 5 (17).
  8. Шеховцева Л. С. Стратегическое целеполагание развития региона: концептуальные основы / Л. С. Шеховцева // Экономические науки, 2007. № 2 (27). С. 71–74.
  9. Постановление Правительства КР от 6мая 2015 года № 272

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle