Библиографическое описание:

Бийгелдиева Н. А. Теоретические разработки в обучении связной речи // Молодой ученый. — 2016. — №20.1. — С. 22-24.



В статье рассматривается актуальность развития речи учащихся в обучении компетентности связной речи, проанализированы некоторые работы по теории его обучения.

Ключевые слова: связная речь, компетентность, развитие речи, словарная работа, язык, речь, текст, принцип, устная речь, письменная речь и т. д.

The article reviewed the analysis of several works on the theory of learning on the relevance of the development of speech at students on the basis of competence.

Keywords:Conversation competence, to develop the words tock, oral speech, writing, language, text, principle, dictionary work.

Основной педагогической функцией в обучении языку считается преподавание учащимся речевую деятельность как основное орудие в социальной жизни. Значит, наряду с развитием речевой деятельности учащихся, рассматриваются вопросы воспитания интеллектуального в обществе творческого и активного гражданина.

Задача образования по родному языку по обучению и воспитанию молодого поколения КР, стоящей перед системой образования, руководствуется основными требованиями, также находятся в тесном взаимодействии государственные законы кыргызского языка, основные положения и идеи образовательной концепции кыргызского языка.

В обучении государственному языку придаётся большое значение идее об обучении, направленному на коммуникативные и практические задачи. Задачей курса коммуникативного направления является оснащение активной речевой деятельности учащегося. Это значит, что учащему в общественной жизни в различных направлениях необходимо языковое условие, с практической стороны — усвоение коммуникативных способностей ребёнка и поднятие культуры речи до нужного уровня.

Одной из актуальных задач является проблема развития речи учащихся в обучении компетентности. По этой проблеме написаны методические разработки по разрешению методического педагогического аспекта. В работе С.Турусбекова «Пути развития устной и письменной речи учащихся 1–4 классов» даётся теория обучения компетентности связной речи. По развитию речи показаны три вида работ: работа со словарём, работа над текстами, связанных между собой и составление предложений.

Для решения данных задач показаны следующие пути:

1. Словарная работа:

— объяснение значений непонятных слов учащимся (метаформа

— нахождение слов, противоположных по значению (хорошо-плохо, направо-налево, выше-…, старший-…, прийти-… и др.);

— нахождение слов в сопоставлении предметов.

2. Работа над текстом, связанных между собой:

— написание сочинения;

— написание сочинения по картине (в устной и письменной форме);

— написание сочинения по наблюдениям на экскурсии, календарные работы, по увиденному кинофильму (по своим наблюдениям);

— сочинения по интересным рассказам, сказкам;

— сочинение по статьям.

3. Работа над предложением и изложением:

— образование нераспространённых предложений в распространённые, простых предложений в сложные, и наоборот, сложных предложений в простые;

— образование прямой речи в косвенную речь;

— нахождение главных членов предложений в рассказах;

— составление предложений по таблице;

— написание изложения в краткой форме.

Учёный-языковед С.Давлетов после введения в учебную программу школьного курса материалов связной речи, опубликовал несколько статей в «Учительскую газету» с целью методической помощи учителям школ. Со временем сборник статей издавался как методическое пособие под названием «Связная речь» [2]. Методическое пособие предназначено для решения вопросов по основным дидактическим материалам по составлению текста связной речи. Нужно подчеркнуть, что С.Давлетов внёс неоценимый вклад в уточнение теоретических компонентов в лингвистическом аспекте и методических вопросов связной речи.

С.Давлетов отмечает, что» придаёт особое значение тексту в развитии связной речи, в обучении родному языку выступает познавательная деятельность, учащиеся, например, знают, что такое антонимы, синонимы, но учтена деятельность оценивания — ориентация, они не знают, как их применять, как разбирать» [2,7–6 с.].

Мы считаем целесообразным определение С.Давлетова языка и речи.

«Язык не обмен мыслями. Это главное орудие во взаимоотношении людей». «Речь — не орудие обмена мыслями во взаимоотношении людей» [2,11–12с].

Работа С.Давлетова «Официально-деловой стиль и его преподавание в школе» [3] применяется в сегодняшнее время как методическое руководство по обучению деловых бумаг как части связной речи.

В методическом руководстве учёного-методиста Ж. А. Чыманова «Основы обучения связной речи» [7] исследованы вопросы теории обучения связной речи и методические вопросы языка и речи текста. Также показаны методы преподавания стилистических средств текста, с практической стороны — методические указания по применению устной и письменной речи, разработан план по предмету «Связная речь».

В старших классах требуется обучать вместе с понятиями «речь» и «язык» обучение в неразрывной связи речи и текста. Подчёркивается необходимость обучению такого единства. Ж. А. Чыманов разработал индивидуальные предметные принципы в обучении кыргызскому языку. Он разделил эти принципы на 5 видов: коммуникативные принципы, принцип связи языка, речи и текста, стратегический принцип, проблемный принцип и интерактивный принцип [7,140–166 c.].

Первая система — это язык. Язык является основным орудием общения, сложный общественный процесс, имеет свои закономерности, уровни, единицы, нормы и законы.

Вторая система — это речь. Процесс обмена мыслями, сложный движущий процесс, который заключает в себе процесс говорения, слушания, чтения и письма.

Третья система — это текст. Текст — это продукт и результат процесса речи. Текст составляется и оценивается в зависимости от применения в речевом процессе говорящего или пишущего. Текст является готовым материалом развития содержания, исправления ошибок, показатель результата речи.

Орудие (язык) — его применение — (речь) — результат (текст).

Основная задача кыргызского языка как родного — развитие речевой деятельности учащихся. Чтобы оценить речевую деятельность, нужно начать с упражнений, проанализировать, усвоить и развивать его результат.

В методической разработке А.Эшиева «Некоторые пути по развитию связной речи учащихся» [8] разработаны строение текста, его характерные черты в развитии речи раскрыты через практические материалы, даются способы работы над текстом. Также предложены понятия по стилистическим средствам текста, исследование направлено на развитие культуры речи.

Также в методическом применении В. И. Мусаевой «Сборник текстов для сочинений и его методика. 5–7 класс» [5] разработаны выбор текстов для сочинения как один из видов письменной речи, способы выполнения видов сочинения через типы текста, анализ и постановка вопросов и заданий, применение текста как дидактического материала.

Монография этого же учёного «Обучение связной речи, стилей речи (5–11 классы)» вышла в свет в 2009 году [6]. В этой работе рассмотрены методические основы обучения стилей и теоретических и практических вопросов развития языково-коммуникативных компетенций, связной речи учащихся через обучение речевых стилей.

В книге методистов-учёных К. Жаманкуловой и В. Мусаевой “Некоторые вопросы по преподаванию кыргызского языка в 5–6 классах” [4] даётся теоретическая характеристика по типам текста и видам речи, рассматривая их практические факты во взаимосвязи, предложены пути работы над текстом. Этот труд является первым учебным материалом по обучению связной речи и видам речи.

В школе раздел «Связная речь» рассматривают вне зависимо от речевой деятельности, его содержательное строение формирует обучение нормам литературного языка, словарному богатству речи учащихся, грамматическое строение устной и письменной речи, виды и стили речи. Изучая текст и его строение, понятия об особенностях видов и стилей речи, овладевая культурой речи, учащиеся учатся правильному использованию формы слов, предложений, словосочетаний в тексте [5,12–13с.]. Связную речь нужно рассматривать отдельно от других разделов языка, обучение родного языка должно быть направлено на речевую деятельность учащихся (связную речь). По обучению связной речи З.Тагаева высказывает своё мнение о том, что в курсах школы предложенная учебная программа должна предусмотреть дидактические, тематико-структурные и логические содержания. Здесь содержание связной речи в теоретическом аспекте освещено достаточно хорошо.

В госстандарте по предметному обучению в школах Кыргызской Республики написано: «Изучение языка в школе является орудием обучения учащихся к жизни, к общественной, производственной, трудовой, воспитательной деятельности» [1,174с.]. Отсюда видно, какие трудные цели и задачи стоят в обучении родному языку, изучение родного языка должно являться не только основным орудием взаимодействия. Конечно, общая задача образования — формирование учащихся как личностей, достижение национального опыта и богатства рассматривается в тесной связи с общими человеческими ценностями.

Литература:

  1. Госстандарт по предметному обучению в школах Кыргызской Республики: — Б.: 2007. — 307 с.
  2. Давлетов С.Связная речь. Методическое пособие — Б., 1999. — 67 с.
  3. Давлетов С. О Официально-деловой стиль и его преподавание в школе: Методическое пособие — Ф.: Мектеп, 1990. — 76 с.
  4. Жаманкулова К., Мусаева, В. Некоторые вопросы по преподаванию кыргызского языка в V-VI классах — Ф.: Мектеп, 1990. — 128 с.
  5. Мусаева В. И. Сборник текстов для сочинений и его методика V-VII кл. Б., 1996. — 74 с.
  6. Мусаева В. И. Обучение связной речи, стилей речи (5–11 классы): Монография / В. И. Мусаева. — Б.: Гүлчынар, 2009. — 170 с.
  7. Чыманов Ж. А. Основы обучения связной речи. — Б.: 1997. — 96 с.
  8. Эшиев А. М. Некоторые пути по развитию связной речи учащихся. — Б.: 1995. — 58 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle