Библиографическое описание:

Юденкова И. В., Бежаева Д. Н. Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 409-410.



The article deals with the problem of assessing the impact of teachers on the formation of self-esteem of younger students. The forms of teacher assessment, providing both positive and negative effects on the child's personality.

Key words: junior high school student, self-esteem, teacher, educational evaluation, personality, educational activity

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным формированием самооценки. Это обусловлено тем фактором, что ребенок начинает активно включаться в общественно значимую и оцениваемую деятельность.

В настоящее время существует большое множество определений к понятию самооценка. В трудах таких ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин самооценка рассматривается как самосознание личности, продукт ее развития.

По мнению А. И. Липкиной, самооценка — это оценивание личностью самого себя, своих возможностей, а также своего места среди других людей [2]. Данные авторы сходятся во мнении, что самооценка влияет на развитие личности в целом.

Формирование самооценки происходит под влиянием оценок со стороны окружающих людей и от того, как ребенок осознает результаты собственной деятельности. Важно понимать, что это осознание не произойдет само собой: взрослые должны приложить немало усилий для того, чтобы научить ребенка понимать себя, координировать свои действия с действиями окружающих, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями других.

Семья также оказывает влияние на изучаемый нами показатель. Выбранный родителями стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности — все это может сказаться на формировании той или иной самооценки.

Дети с адекватной самооценкой отличаются активностью, общительностью. Они всегда с интересом находят ошибки в своих работах, решают задачи, соответствующие уровню их возможностей. Ребенок, у которого наблюдается высокая адекватная самооценка, отличается повышенным стремлением к достижению успеха в разных видах деятельности и максимальной самостоятельностью [1].

Неадекватная заниженная самооценка в значительной мере влияет на поведение младших школьников. Если таким детям предложить найти ошибки в своей работе, то они будут делать это без особого энтузиазма или вовсе откажутся от этой затеи. Как правило, дети с такой самооценкой выбирают для себя более легкие задачи и не прикладывают никаких усилий для их решения.

Заниженная самооценка проявляется в неуверенности и застенчивости детей. При выполнении тех или иных заданий они заведомо настраивают себя на отрицательный результат. Такие дети довольно ранимы, стеснительны, сосредоточены только на себе и испытывают трудности в общении с окружающими. Поэтому их нужно как можно больше поощрять и подбадривать.

Есть и такие дети, которые переоценивают свои возможности, личностные качества и как итог имеют завышенную самооценку. Они всегда выбирают те задачи, которые действительно являются сложными, после неуспеха продолжают настаивать на своей правоте — все это делается для того, чтобы заслужить заветную похвалу. Детям с такой самооценкой присуще высокомерие, бестактность, чрезмерная самоуверенность. Продолжительное сохранение завышенной самооценки может привести к необратимым последствиям, поэтому педагог должен уделять особое внимание детям с такой самооценкой.

Очень важно, чтобы и родители, и педагог учитывали самооценку ребенка, так как в этом возрасте она еще только формируется и в большей мере, чем у взрослого поддается воздействию и изменениям.

Дети младшего школьного возраста большую часть времени проводят в школе, следовательно, ведущим видом деятельности является учеба. В этой связи, считается, что мощным фактором воздействия на самооценку ребенка выступает оценка учителя. В ходе оценивания знаний и умений, педагог оценивает личность, ее возможности и место среди других. Оценочную деятельность учитель осуществляет в форме отметок в журнале и в вербальной форме. Данные формы оценивания существенно отличаются друг от друга. Оценка в журнале является официальным документом. При ее выставлении учитель опирается на специально разработанные критерии и требования. Вербальные же суждения не контролируются никакими строгими показателями — они должны отвечать тенденциям народного образования и способствовать развитию учащихся. Вербальная оценка позволяет учителю выделить тех учеников, у которых есть трудности в учебе. При выставлении баллов, важно не только то, какую оценку поставил учитель, но еще и то, что он при этом сказал. Этот момент очень важен для ребенка, так как он должен знать, что от него будут ждать в следующий раз. Задача педагога — не захваливать тех учеников, кто достигает высоких успехов в учебе без особого труда и наоборот поощрять малейшие продвижения в учении хоть и слабого, но очень трудолюбивого ребенка. Оценка учителя в этом возрасте как никогда важна для детей!

Формирование самооценки связано с самоконтролем и самонаблюдением. Различного рода игры, занятия предлагают ребенку такие ситуации, где он должен как-то отнестись к себе и оценить свои умения что-либо делать. Работа педагога по формированию самооценки является довольно сложной и длительной и требует большой изобретательности и гибкости. Для формирования у младшего школьника адекватной самооценки учитель может задействовать самые разные источники и механизмы. В первую очередь, это мнения и оценки со стороны других людей в адрес ребенка. Это могут быть как похвала и одобрительные жесты, так и отрицательные высказывания в адрес ребенка. Другими словами все, что направлено к ребенку, а это слова, взгляды, жесты является обратной связью, и помогают ребенку строить свою самооценку.

В ряде средств педагогического воздействия, оказывающих влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, является оценка. Если оценки (положительные и отрицательные) повторяются в течение долгого времени, то повторяются и вызываемые ими чувства у ребенка. Так положительные оценки создают благоприятную атмосферу и являются главным стимулом для новых условий, особенно на первых порах учения. Отрицательные же оценки вызывают у ребенка чувства неудовлетворенности, неуспеха, он перестает верить в себя, а также в успех своего дела.

Можно также отметить, что педагогическая оценка в начальной школе является одним из главных регуляторов внутриколлективных отношений детей, и должна соответствовать основным требованиям, предъявляемым к ней, а именно: учитывать вложенный учеником труд и оценка должна соответствовать требованиям учителя, которые он предъявляет в соответствии с учебной программой.

Педагоги постоянно ощущают противоречие требований, невольно нарушая то одно, то другое из них. Непоследовательность в оценках может крайне негативно сказаться на эмоциональном состоянии ребенка, он постоянно будет чувствовать себя обиженным и несправедливо оцененным. Поэтому основная задача педагога заключается в том, чтобы справедливо оценить ответ ребенка, не нарушив не одно из предъявляемых требований.

Оценивая работу ученика, педагог должен выделять такие моменты как: получение задания (какова была реакция ребенка на момент получения задания, задавались ли вопросы), начальный момент работы (наблюдалось ли проявление инициативы), способность работать (готов ли ребенок решать поставленные перед ним задачи, осознает ли поставленную цель), отношение к работе (с каким настроение ребенок приступает к работе — серьезное, спокойное), отношение к результатам (выполняет ли ребенок проверку по выполнении задания, стремится ли к достижению более высокого результата). Данные характеристики должны всегда быть предметом внимания педагога.

Всегда нужно помнить, что самооценка ребенка в данном возрасте еще не самостоятельна, она подвергается изменениям, подвластна оценкам окружающих и роль учителя в этом значительна. На наш взгляд, учитель, должен быть внимательным к каждому сказанному в адрес ребенка слову.

Для определения адекватности самооценки учащихся 2 и 3 классов сельской школы мы использовали методику «Лесенка». В исследовании приняли участие 8 детей 2 класса и 6 детей 3 класса. Обследование проводилось в индивидуальной форме. Суть методики заключалась в том, что дети должны были разместить себя на лесенке из 10 ступенек. Полученные результаты отражены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Показатели самооценки учащихся 2 класса

Самооценка

Абсолютное кол-во

Процент

адекватная

3 чел.

37,5

завышенная

0 чел.

0

заниженная

5 чел.

62,5

Из таблицы 1 следует, что во 2 классе большинство детей имеют заниженную самооценку (62,5 %), что может указывать на то, что педагог дает чаще негативную оценку детям при выполнении тех или иных заданий. Такая система оценивания оказывает отрицательное влияние на развитие личности и тем самым ведет к замкнутости и неуверенности детей.

Таблица 2

Показатели самооценки учащихся 3 класса

Самооценка

Абсолютное кол-во

Процент

адекватная

4 чел.

66,7

завышенная

1 чел.

16,7

заниженная

1 чел.

16,7

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что большая часть учащихся имеют адекватную самооценку (66,7 %). Эти дети более комфортно чувствуют себя среди сверстников, они уверены в себе и не испытывают проблем в учебе. Это говорит о том, что педагог в классе, применяет иную систему оценивания, нежели учитель другого класса. Как правило, адекватная самооценка формируется в результате положительного влияния учителя на личность ребенка, а также в результате использования такой системы оценивания знаний, которая оказывает положительное влияние на ребенка и тем самым способствует формированию у него такого качества как уверенность в себе. Из результатов проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что формирование той или иной самооценки напрямую зависит от того, какой метод оценивания знаний выберет для себя каждый педагог.

Литература:

  1. Коротенко И. В. Особенности самооценки у первоклассников с задержкой психического развития // Академический журнал Западной Сибири.- 2010.-№ 5–6.- С. 43–44.
  2. Липкина А. И. Самооценка школьника. — М.: Знание. — 1976. — 64 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle