К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 2086 раз

Библиографическое описание:

Царева, С. В. К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста / С. В. Царева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 710-713. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38249/ (дата обращения: 20.04.2024).



Самооценка является важнейшим показателем развития личности.

Формирование самооценки в онтогенезе отражено в работах Л. И. Божович, автор отмечает, что на протяжении раннего и дошкольного детства происходит формирование самооценки под влиянием значимых взрослых, особенно родителей. Реакции взрослых являются важнейшим регулятором поведения ребенка. У младшего школьника учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей. К концу младшего школьного возраста дети больше считаются с мнением и оценкой сверстников. А на протяжении среднего школьного возраста складывается уже относительно устойчивая самооценка и уровень притязаний [1].

С точки зрения А. И. Липкиной от уровня самооценки зависит уверенность ученика в своих силах, его отношение к допущенным ошибкам, трудностям учебной деятельности. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учении, большей самостоятельностью. Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой они не уверены в себе, боятся учителя, ждут неуспеха, на уроках предпочитают слушать других, а не включаться в обсуждение [3].

Е. В. Ишмаметьева предлагает подразделять самооценку на следующие виды: завышенная неадекватная, высокая адекватная, заниженная неадекватная, адекватная устойчивая [2].

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность и требовательность к себе. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

Объектом исследования служили дети, школьники г. Екатеринбурга 4 классов, выпускных классов начальной школы при разных вариантах обучения (гимназия, лицей и обычная школа), всего 81 человек.

В исследовании принимали участие 37 мальчиков и 44 девочки, в возрасте — 10–11 лет.

При исследовании самооценки учеников при разных вариантах обучения использовали две методики — «Лесенка», адаптированная А. И. Липкиной для младших школьников и «Какой Я».

По методике «Лесенка» школьник ставит себя на определенную ступеньку, оценивая сам себя. Данная методика выявляет самооценку (таблица 1).

Таблица 1

Распределение младших школьников при разных вариантах обучения по уровню самооценки (по методике «Лесенка»)

Ступеньки

Уровень

1 гр.

2 гр.

3 гр.

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

1–3

Низкий уровень самооценки (заниженная)

1

4

-

0

1

4

4–7

Средний уровень самооценки (правильный)

17

68

20

64,5

12

48

8–10

Высокий уровень самооценки (завышенная)

7

28

11

35,5

13

48

Условные обозначения: 1 гр. — учащиеся гимназии, 2 гр. — учащиеся обычной школы, 3 гр. — учащиеся лицея.

В 1 и 2 группах преобладает правильная самооценка (средний уровень), дети адекватно оценивают свои возможности; в 3 группе практически поровну средний и высокий уровни, дети переоценивают свои возможности. Низкий уровень практически отсутствует.

В среднем ступеньки распределились следующим образом: в1 гр.- 6,9 (7 ступенька), во 2 гр.-6,8 (7 ступенька) и в 3 гр.- 7. В среднем получается практически одинаковое значение, правильный (средний) уровень самооценки.

Таким образом, по методике «Лесенка» получены практически одинаковые показатели. Все учащиеся независимо от варианта обучения в среднем выбрали 7 ступеньку, что говорит о правильном (среднем) уровне самооценки. Дети в основном адекватно оценивают себя. Однако, следует отметить, что в обычной школе довольно высокий показатель завышенной самооценки (35,5 %), дети переоценивают свои возможности.

При тестировании использовали методику «Какой Я» для определения восприятия и оценки учеником самого себя. Пользуясь представленным протоколом, у ребенка спрашивали, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности: хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный) и трудолюбивый.

Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности: 10 баллов — очень высокий, 8–9 баллов — высокий, 4–7 баллов — средний, 2–3 балла — низкий, 0–1 балл — очень низкий

Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами «да» на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда», «честный всегда», можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам

Полученные результаты представлены в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2

Распределение младших школьников при разных вариантах обучения по уровню самооценки (по методике «Какой Я»).

Баллы

Уровень

1 гр.

2 гр.

3 гр.

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

10

Очень высокий

1

4

2

6,5

-

0

8–9

Высокий

15

60

10

32,3

10

40

4–7

Средний

9

36

18

58

14

56

2–3

Низкий

-

0

1

3,2

1

4

0–1

Очень низкий

-

0

-

0

-

0

Условные обозначения: 1 гр. — учащиеся гимназии, 2 гр. — учащиеся обычной школы, 3 гр. — учащиеся лицея.

Очень высокий уровень предполагает, что ребенок бывает недостаточно критичен к себе. Очень низкий уровень может говорить о том, что ребенок неадекватно оценивает себя, возможно его недооценивают взрослые.

Как видно из таблицы, во всех группах преобладает высокий и средний уровни, что говорит об адекватности самооценки детей.

На рисунке 1 отображены баллы по самооценке младших школьников при разных вариантах обучения.

Рис. 1. Самооценка у младших школьников при разных вариантах обучения, баллы. Условные обозначения: 1 гр. — учащиеся гимназии, 2 гр. — учащиеся обычной школы, 3 гр. — учащиеся лицея

Как видно из рисунка, показатели самооценки школьников ровные, достаточно высокие и почти не отличаются, независимо от вариантов обучения.

Анализируя данные, полученные в результате обработки двух методик, можно сделать вывод о том, что, независимо от вариантов обучения, школьники в основном правильно оценивают свои возможности. Представления о себе относительно адекватны и устойчивы. Дети умеют анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думают о себе. Они больше ориентируются на знание о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля. Низкий уровень составляет от 1 до 4 %, а очень низкий уровень практически отсутствует.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]: Избранные психологические труды / Л. И. Божович. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.].
  2. Ишмаметьева Е. В. /Е. В. Ишмаметьева // Начальная школа плюс До и После, 2004. — № 6; 18, с. 322
  3. А. И. Липкина, М., «Знание» 1976г.
  4. Константинова Н. И. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте// Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5. — Новосибирск: СибАК, 2011. 2003. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вариант обучения, уровень самооценки, ребенок, обычная школа, балл, учебная деятельность, методика, ответ типа, самооценка, уровень.


Похожие статьи

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Использовали методику оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

Основные термины (генерируются автоматически): школьная мотивация, обычная школа, учебная деятельность, вариант обучения, ребенок, школа, хорошая школьная мотивация, младший...

Изучение эффективности применения методов диагностики...

Методика по изучению уровня самооценки детей в разных видах деятельности (автор Г. А. Урунтаева). Процедура очень информативна, дает возможность увидеть все стороны формирующейся самооценки в дошкольном возрасте в различных видах деятельности.

Формирование адекватной самооценки учебной деятельности...

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

— несовпадение требований разных педагогов, отличия в их уровне строгости при оценке

в периоде обучения, включает нет только оценку, но и самооценку, а также всесторонне

Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность...

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

младший школьник, самооценка, учитель, педагогическая оценка, личность, учебная деятельность.

Исследование уровня самооценки младших школьников. Формирование информационной культуры младших школьников.

Современная методика оценки результатов обучения

Именно под влиянием объективного оценивания у современных школьников создается адекватная самооценка, критическое

Главное в ней составляет разработка диагностичных целей обучения, описание уровней усвоения знаний и инструментарий подсчета баллов по...

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе осуществляется учителем

Количество респондентов — 24 ученика. На первом этапе проводилась работа по выявлению уровня самооценки учащихся 2 «Б» класса.

Исследование уровня самооценки младших школьников

Родители задают исходный уровень притязаний ребёнка-то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества.

Самооценка на уроках в начальной школе | Статья в журнале...

Задача школы — обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция

2.Знаковые письменные. 1) Графики. Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Использовали методику оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

Основные термины (генерируются автоматически): школьная мотивация, обычная школа, учебная деятельность, вариант обучения, ребенок, школа, хорошая школьная мотивация, младший...

Изучение эффективности применения методов диагностики...

Методика по изучению уровня самооценки детей в разных видах деятельности (автор Г. А. Урунтаева). Процедура очень информативна, дает возможность увидеть все стороны формирующейся самооценки в дошкольном возрасте в различных видах деятельности.

Формирование адекватной самооценки учебной деятельности...

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

— несовпадение требований разных педагогов, отличия в их уровне строгости при оценке

в периоде обучения, включает нет только оценку, но и самооценку, а также всесторонне

Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность...

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

младший школьник, самооценка, учитель, педагогическая оценка, личность, учебная деятельность.

Исследование уровня самооценки младших школьников. Формирование информационной культуры младших школьников.

Современная методика оценки результатов обучения

Именно под влиянием объективного оценивания у современных школьников создается адекватная самооценка, критическое

Главное в ней составляет разработка диагностичных целей обучения, описание уровней усвоения знаний и инструментарий подсчета баллов по...

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе осуществляется учителем

Количество респондентов — 24 ученика. На первом этапе проводилась работа по выявлению уровня самооценки учащихся 2 «Б» класса.

Исследование уровня самооценки младших школьников

Родители задают исходный уровень притязаний ребёнка-то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества.

Самооценка на уроках в начальной школе | Статья в журнале...

Задача школы — обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция

2.Знаковые письменные. 1) Графики. Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности.

Похожие статьи

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Использовали методику оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

Основные термины (генерируются автоматически): школьная мотивация, обычная школа, учебная деятельность, вариант обучения, ребенок, школа, хорошая школьная мотивация, младший...

Изучение эффективности применения методов диагностики...

Методика по изучению уровня самооценки детей в разных видах деятельности (автор Г. А. Урунтаева). Процедура очень информативна, дает возможность увидеть все стороны формирующейся самооценки в дошкольном возрасте в различных видах деятельности.

Формирование адекватной самооценки учебной деятельности...

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

— несовпадение требований разных педагогов, отличия в их уровне строгости при оценке

в периоде обучения, включает нет только оценку, но и самооценку, а также всесторонне

Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность...

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

младший школьник, самооценка, учитель, педагогическая оценка, личность, учебная деятельность.

Исследование уровня самооценки младших школьников. Формирование информационной культуры младших школьников.

Современная методика оценки результатов обучения

Именно под влиянием объективного оценивания у современных школьников создается адекватная самооценка, критическое

Главное в ней составляет разработка диагностичных целей обучения, описание уровней усвоения знаний и инструментарий подсчета баллов по...

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе осуществляется учителем

Количество респондентов — 24 ученика. На первом этапе проводилась работа по выявлению уровня самооценки учащихся 2 «Б» класса.

Исследование уровня самооценки младших школьников

Родители задают исходный уровень притязаний ребёнка-то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества.

Самооценка на уроках в начальной школе | Статья в журнале...

Задача школы — обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция

2.Знаковые письменные. 1) Графики. Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Использовали методику оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

Основные термины (генерируются автоматически): школьная мотивация, обычная школа, учебная деятельность, вариант обучения, ребенок, школа, хорошая школьная мотивация, младший...

Изучение эффективности применения методов диагностики...

Методика по изучению уровня самооценки детей в разных видах деятельности (автор Г. А. Урунтаева). Процедура очень информативна, дает возможность увидеть все стороны формирующейся самооценки в дошкольном возрасте в различных видах деятельности.

Формирование адекватной самооценки учебной деятельности...

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

— несовпадение требований разных педагогов, отличия в их уровне строгости при оценке

в периоде обучения, включает нет только оценку, но и самооценку, а также всесторонне

Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность...

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

младший школьник, самооценка, учитель, педагогическая оценка, личность, учебная деятельность.

Исследование уровня самооценки младших школьников. Формирование информационной культуры младших школьников.

Современная методика оценки результатов обучения

Именно под влиянием объективного оценивания у современных школьников создается адекватная самооценка, критическое

Главное в ней составляет разработка диагностичных целей обучения, описание уровней усвоения знаний и инструментарий подсчета баллов по...

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе осуществляется учителем

Количество респондентов — 24 ученика. На первом этапе проводилась работа по выявлению уровня самооценки учащихся 2 «Б» класса.

Исследование уровня самооценки младших школьников

Родители задают исходный уровень притязаний ребёнка-то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества.

Самооценка на уроках в начальной школе | Статья в журнале...

Задача школы — обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция

2.Знаковые письменные. 1) Графики. Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности.

Задать вопрос