Психологические особенности ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессионализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 25.09.2016

Статья просмотрена: 978 раз

Библиографическое описание:

Мишин, А. А. Психологические особенности ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессионализации / А. А. Мишин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 316-319. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33941/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье представлено исследование ценностных ориентаций работников уголовно-исполнительной системы на разных этапах профессионализации. В ходе проведенного эмпирического исследования были выявлены ведущие терминальные и инструментальные ценности работников уголовно-исполнительной системы, находящихся на разных стадиях профессионализации. Для исследования были выбраны курсанты образовательных учреждений ФСИН России и работники исправительных учреждений ФСИН России. Анализ диагностики предпочитаемых терминальных ценностей существенных различий не выявил. Однако были выявлены различия степени значимости следующих терминальных ценностей: «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «творчество», «красота природы и искусства». Анализ результатов диагностики инструментальных ценностей, показал, что курсанты и работники исправительных учреждений по-разному ориентируются на средства достижения целей. Для курсантов более значимы такие инструментальные ценности как: «широта взглядов», «эффективность в делах», «смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов». Для работников исправительных учреждений более значимы ценности: «воспитанность», «исполнительность», «аккуратность».

Ключевые слова: ценностные ориентации, работники уголовно-исполнительной системы, профессионализация, профессиональная деятельность

Жизненные ценности человека лежат в основе его поведения. Ценностно-смысловая сфера личности является основой в развития человека. Исследования ряда авторов позволяет сделать вывод о том, что понятие «ценностные ориентации личности» совпадают с терминами, которые характеризуют смысловую, либо мотивационно-потребнустную сферы личности [4]. Ценностно-смысловые ориентации являются составным элементом структуры личности человека и представляют собой особые психологические образования, выстроенные по определенной иерархии, которая определяет направленность профессиональной деятельности. В своей деятельности личность не может ориентироваться на ту или иную ценность как некое самостоятельное образование, без учета взаимосвязи её с другими ценностными ориентациями, таким образом, говоря о ценностных ориентациях, мы понимаем не отдельный набор ценностей, а определенную систему взаимосвязанных ценностей.

Становление и формирование ценностных ориентаций личности является сложной многоаспектной проблемой. Ценностные ориентации — важный элемент внутренней структуры личности, в котором закреплена совокупность опыта индивида, особенности его познавательных и эмоциональных процессов, отделяющая значимое для данного человека от несущественного.

Актуальность изучения ценностных ориентаций работников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), находящихся на разных стадиях профессионализации подтверждается принятой Концепцией развития уголовно- исполнительной системы [3]. В данной концепции обозначена основная направленность процесса воспитания осужденных: с политики трудового перевоспитания на ценностно-ориентированный подход — ресоциализацию осужденных [2]. Среда, в которой приходится нести службу сотрудникам уголовно-исполнительной системы, вынуждает постоянно противостоять негативному влиянию воздействия криминальной идеологии на уровне ценностно-смысловых ориентаций.

Особе место в структуре ценностных ориентаций сотрудников исправительного учреждения играют ценности профессии, которую они реализуют. Как отмечает Н. А. Самойлик, в процессе профессионального становления необходимо опираться на личностные ценности, детерминирующие формирование профессиональную значимость труда [4].

В связи с этим сформированность и устойчивость ценностных ориентаций личности курсантов является актуальной проблемой в процессе подготовки сотрудников УИС. Исследование ценностных ориентаций курсантов младших курсов позволяет составить представление об особенностях сформированности иерархии их ценностей, как будущих работников УИС.

В исследовании приняли участие 80 человек. Из них курсанты образовательных учреждений ФСИН России (далее-курсанты) 40 человек и сотрудники исправительных учреждений ФСИН России (далее-сотрудники) 30 человек.

В таблице 1 представлены результаты диагностики терминальных ценностей курсантов и сотрудников исправительных учреждений.

Таблица 1

Терминальные ценностные ориентации сотрудников УИС

Ценность

Курсанты

Сотрудники ИУ

Различие

М

σ

М

σ

Активная деятельная жизнь

8,60

4,3

7,74

3,8

Интересная работа

8,34

3,6

6,32

2,8

p<0,01

Наличие хороших и верных друзей

6,40

5,5

6,85

3,7

Материально обеспеченная жизнь

7,83

4,3

3,91

2,3

p<0,01

Развлечения

11,50

12,1

11,18

4,6

Уверенность в себе

8,00

4,5

7,47

4,1

Любовь

8,06

4,7

8,65

4,0

Свобода

7,91

4,7

5,26

4,3

p<0,01

Счастливая семейная жизнь

7,80

4,7

5,03

3,7

p<0,01

Здоровье

4,34

5,1

3,71

3,6

Творчество

11,09

5,1

14,44

3,2

p<0,01

Продуктивная жизнь

9,77

4,2

11,21

3,5

Общественное признание

10,97

5,0

12,65

3,7

Развитие

9,77

4,9

9,53

4,3

Познание

11,46

5,0

12,88

2,4

Красота природы и искусства

11,80

4,9

15,82

3,2

p<0,01

Жизненная мудрость

11,51

4,8

13,18

3,7

Счастье других

14,03

4,6

15,50

2,3

В качестве предпочитаемых терминальных ценностей у курсантов нами были выявлены следующие: «здоровье» (М=4,34), «наличие хороших и верных друзей» (М=6,4), «счастливая семейная жизнь» (М=7,8), «материально обеспеченная жизнь» (М=7,83), «свобода» (М=7,91), «уверенность в себе» (М=8). Предпочитаемые терминальные ценности сотрудников выглядят следующим образом: «здоровье» (М=3,71), «материально обеспеченная жизнь» (М=3,91), «счастливая семейная жизнь» (М=5,03), «свобода» (М=5,26), «интересная работа» (М=6,32), «наличие хороших и верных друзей» (М=6,85).

Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что предпочитаемые терминальные ценности курсантов и сотрудников исправительных учреждений согласуются между собой. Существенных противоречий в иерархии ценностей-целей нами не выявлено. Следовательно, представители уголовно-исполнительной системы, которые находятся на начальной стадии профессионализации, в своей деятельности ориентируются на систему ценностей, которая характерна для действующих сотрудников исправительных учреждений.

Несмотря на согласованность предпочитаемых терминальных ценностей, нами был выявлен ряд статистически значимых различий между группами курсантов и сотрудников исправительных учреждений, который подтверждается вычислением критерия Манна-Уитни.

Для сотрудников исправительных учреждений характерна более высокая значимость следующих терминальных ценностей: «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «свобода», «счастливая семейная жизнь». У курсантов более высокая значимость ценностей: «творчество» и «красота природы и искусства».

Результаты анализа инструментальных ценностей курсантов и сотрудников исправительных учреждений представлены в таблице 2.

Таблица 2

Инструментальные ценностные ориентации сотрудников УИС

Ценность

Курсанты

Сотрудников ИУ

Различие

М

σ

М

σ

Жизнерадостность

8,66

3,94

8,17

5,75

Самоконтроль

7,49

4,79

5,11

3,22

Рационализм

8,06

4,80

8,50

4,99

Эффективность в делах

7,40

4,42

11,28

3,98

p<0,01

Независимость

7,77

4,83

9,06

5,02

Твёрдая воля

6,89

4,10

7,22

3,80

Ответственность

8,17

4,48

7,17

3,73

Широта взглядов

7,31

5,00

13,22

4,25

p<0,01

Честность

6,80

5,28

7,28

5,38

Терпимость

8,71

5,44

8,72

4,17

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

8,66

4,89

12,72

3,23

p<0,01

Воспитанность

9,97

4,95

5,83

3,85

p<0,01

Аккуратность

12,20

4,46

8,06

4,72

p<0,01

Чуткость

11,03

4,17

11,00

5,28

Исполнительность

11,77

4,92

8,94

4,62

p<0,05

Образованность

11,91

4,49

8,44

5,02

Высокие запросы

13,66

4,40

15,39

4,35

Непримиримость к недостаткам в себе и в других

14,09

5,55

15,44

3,47

В качестве предпочитаемых инструментальных ценностей у курсантов нами были выявлены следующие: «честность» (М=6,8), «твёрдая воля» (М=6,89), «широта взглядов» (М=7,31), «эффективность в делах» (М=7,4), «самоконтроль» (М=7,49), «независимость» (М=7,77). Предпочитаемые инструментальные ценности сотрудников пенитенциарных учреждений выглядят следующим образом: «самоконтроль» (М=5,11), «воспитанность» (М=5,83), «ответственность» (М=8,17), «твердая воля» (М=6,89), «честность» (М=6,8), «аккуратность» (М=8,06).

Анализ предпочитаемых инструментальных ценностей позволяет сделать вывод о наличии различий между группами курсантов и сотрудников исправительных учреждений. В отличие от работников исправительных учреждений курсанты, для достижения своих целей опираются на такие ценности как «независимость», «широта взглядов» и «эффективность в делах, в то время как сотрудники исправительных учреждений убеждены, что реализация целей связана с такими ценностями как «воспитанность», ответственность» и «аккуратность».

В ходе обработки полученных результатов были выявлены достоверные различия в значимости инструментальных ценностей. Для курсантов более значимы такие инструментальные ценности как: «широта взглядов», «эффективность в делах», «смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов». Для действующих сотрудников исправительных учреждений более значимы ценности: «воспитанность», «исполнительность», «аккуратность».

Таким образом, проведенное исследование позволило выделить нам ведущие терминальные и инструментальные ценности представителей уголовно-исполнительной системы, находящихся на разных стадиях профессионализации. Среди предпочитаемых терминальных ценностей существенных различий выявлено не было, однако, анализ результатов инструментальных ценностей, показал, что курсанты и сотрудники исправительных учреждений по-разному ориентируются на средства достижения целей.

Литература:

  1. Ицкофич М. М. Ценностно-смысловая направленность личности сотрудников уголовно исполнительной системы: дис. к. психол. н.: спец. 19.00.05. — социальная психология. — Казань, 2008. — 149 с.
  2. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
  3. Мишин А. А. Профессиональная самореализация личности курсанта образовательной организации ФСИН России // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики материалы научно-практической конференции.– Новокузнецк, 28–29 октября 2015 г.– С. 180–182.
  4. Самойлик Н. А. Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы // Психология в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 20016. — С. 34–36.
Основные термины (генерируются автоматически): уголовно-исполнительная система, Россия, ценность, курсант, ориентация, профессиональная деятельность, работник, стадий профессионализации, ценностная ориентация работников, ценностная ориентация сотрудников.


Ключевые слова

ценностные ориентации, профессиональная деятельность, работники уголовно-исполнительной системы, профессионализация

Похожие статьи

Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных...

Психологические особенности ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессионализации.

Педагогические условия формирования...

Ключевые слова:уголовно-исполнительная система, профессионально-ценностные ориентации, сотрудники УИС, обучение в вузе, профессиональная деятельность. Динамика современного темпа жизни...

Профессионально-ценностные ориентации как основа...

Психологические особенности ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессионализации.

Специфика эмоционального интеллекта сотрудников...

Психологические особенности ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессионализации.

Отношения в структуре профессионально-ценностных...

Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Профессионально-ценностные ориентации как условие...

Ключевые слова: профессиональные ценности, профессионально-ценностные ориентации, учитель музыки, профессиональная самореализация.

профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей музыки.

Психологическая характеристика структуры...

Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы. Особенности информационной компетенции студентов педагогического вуза (на примере студентов КГПУ им. В. П. Астафьева).

Материальные и духовные ценности курсантов высших военных...

Ключевые слова: ценностные ориентации, профессионально-важные качества, структура ценностей. В каждом обществе существует своя ценностная культура, которая отражается в различных материальных и нематериальных объектах (искусстве, религии, языке и т. д...

Особенности профессиональной идентичности курсантов вузов...

Б.Вилман высказывался за первичность структурных образующих социального окружения индивида по отношению к его ценностно-нормативным ориентациям [7, с. 28–29]. Профессиональная идентичность — это психологический уровень самоидентификации...

Похожие статьи

Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных...

Психологические особенности ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессионализации.

Педагогические условия формирования...

Ключевые слова:уголовно-исполнительная система, профессионально-ценностные ориентации, сотрудники УИС, обучение в вузе, профессиональная деятельность. Динамика современного темпа жизни...

Профессионально-ценностные ориентации как основа...

Психологические особенности ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессионализации.

Специфика эмоционального интеллекта сотрудников...

Психологические особенности ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессионализации.

Отношения в структуре профессионально-ценностных...

Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Профессионально-ценностные ориентации как условие...

Ключевые слова: профессиональные ценности, профессионально-ценностные ориентации, учитель музыки, профессиональная самореализация.

профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей музыки.

Психологическая характеристика структуры...

Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы. Особенности информационной компетенции студентов педагогического вуза (на примере студентов КГПУ им. В. П. Астафьева).

Материальные и духовные ценности курсантов высших военных...

Ключевые слова: ценностные ориентации, профессионально-важные качества, структура ценностей. В каждом обществе существует своя ценностная культура, которая отражается в различных материальных и нематериальных объектах (искусстве, религии, языке и т. д...

Особенности профессиональной идентичности курсантов вузов...

Б.Вилман высказывался за первичность структурных образующих социального окружения индивида по отношению к его ценностно-нормативным ориентациям [7, с. 28–29]. Профессиональная идентичность — это психологический уровень самоидентификации...

Задать вопрос