Библиографическое описание:

Панина А. И., Завьялов О. А., Иванов С. Н., Исачкина Н. С., Рогачева Е. А., Колмакова Т. С. Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года // Молодой ученый. — 2016. — №18.1. — С. 69-71.



Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования организма. Изучено влияние учебных нагрузок на функциональное состояние аппарата внешнего дыхания школьников старших классов и студентов первого курса, на их психофизическое состояние, а так же силу нервных процессов. Выявлено, что высокая учебная нагрузка снижает адаптационный потенциал как старшеклассников, так и первокурсников, и повышает риск возникновения и развития патологических процессов.

Ключевые слова: адаптационные возможности, учебный процесс, старшеклассники, первокурсники, стресс- факторы.

This study is aimed to research capacity of senior pupils` and first-year students' adaptation to study workload, which amount and intensity often cause psychological and physiological disturbances of the body. The impact of study workload on the functional condition of external breathing apparatus of senior pupils` and first-year students,on thepsychophysical condition and force of nervous processes was researched. It was found, that high study workload reduces adaption capacity of senior pupils and first-year students and increases risk of appearance and development of pathological processes.

Keywords: the abilities of adaptation, the educational process, senior pupils, first-year students, stress factors.

В настоящее время изучение адаптации человека приобретает особую актуальность в связи с увеличением числа стресс-факторов, влияющих на процесс адаптации к быстро меняющимся условиям окружающей среды. Эффективность учебной деятельности, сохранение психического и физического здоровья во многом зависит от успешной адаптации человека. Необходимость исследования данного процесса у старшеклассников и студентов вызвана рядом причин: быстрыми темпами научно-технического и социального прогресса; модернизацией образования; различиями в формах, методах и организации обучения в средних и высших учебных заведениях; недостаточной базовой учебной подготовкой; отсутствием необходимых навыков самоконтроля; перестройкой стереотипов мышления. Актуальность проблемы еще более возрастает в связи с переходом в РФ на усложненную систему высшего образования, которая предусматривает увеличение доли самостоятельной работы и интерактивных методов познания уже на начальном этапе обучения. Все это позволяет прогнозировать осложнение процесса адаптации и, следовательно, необходимость изучения данного явления. Адаптация к условиям обучения в ВУЗе это процесс, который часто имеет неблагоприятный характер из-за существенного изменения факторов окружающей среды и, в первую очередь, учебных нагрузок [1, 2]. Объем и интенсивность нагрузок часто становится причиной нарушений психологической устойчивости и физического функционирования организма [3]. В период экзаменационной сессии у большинства студентов и школьников регистрируется расстройство обоих отделов вегетативной нервной системы [4].

На основании вышеизложенного очевидна актуальность исследования адаптации старшеклассников и первокурсников, как групп обучающихся, наиболее подверженных состояниям стресса, тревожности и переутомления вследствие повышенной учебной нагрузки в связи с интенсивной подготовкой к экзаменам в первом случае, поступлением в ВУЗ и адаптацией к смене условий обучения во втором.

Цельисследования заключалась в проведении сравнительного изучения адаптации школьников старших классов и студентов первого курса к условиям учебного процесса, а также поиске путей снижения влияния факторов риска.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить влияние учебных нагрузок на функциональное состояние аппарата внешнего дыхания школьников старших классов и студентов первого курса;
  2. Сравнить психофизиологическое состояние старшеклассников и первокурсников;
  3. Установить взаимосвязь учебных нагрузок с силой нервных процессов.

В исследовании участвовали 60 человек в возрасте от 17 до 22 лет с удовлетворительным самочувствием. Первую группу испытуемых составили старшеклассники, посещающие клуб довузовского образования «Юный медик» (30 человек). Во вторую группу вошли первокурсники РостГМУ (30 человек). Для исключения побочного влияния острого периода воздействия учебных нагрузок на процесс адаптации студентов первого курса исследования проводились через 3 месяца после начала занятий (декабрь 2015 г.).

В исследовании использовался комплекс методик, состоящий из: 1). Физиометрических (теппинг-тест Е. П. Ильина, проба Штанге, дермографическая проба). 2). Психофизических (методика оценки тревожности Спилбергера-Ханина, тест Л. Х. Гаркави, тест Хорна-Остберга). 3). Статистических методов.

Диагностика силы нервных процессов (лабильности, выносливости) испытуемых проводилась с использованием теппинг-теста (по методике Е.П Ильина). Для изучения влияния учебной нагрузки на ЦНС измерения проводились до и после занятия.

Проба Штанге, характеризующая функциональные способности дыхательной и сердечно-сосудистой системы, была так же проведена до и после учебного занятия.

Для определения тонуса вегетативной нервной системы была проведена дермографическая проба. Данный тест помогает определить, какой отдел вегетативной нервной системы доминирует у человека — симпатический или парасимпатический.

Оценка психофизиологического состояния проводилась при помощи теста на тревожность Спилбергера-Ханина и теста Л. Х. Гаркави. Исследование проводилось бланковым методом.

Для определения биологического ритма испытуемых использовался тест Хорна-Остберга. Данная методика позволяет условно разделить всех людей в зависимости от хронотипа на три категории: «совы», «жаворонки» и «голуби». Статистическую обработку данных проводили с помощью сравнения средних показателей в программе Statistica 6.0.

Результатыисследования показали, что адаптационный потенциал как студентов первого курса, так и школьников старших классов снижен. Это позволяет предполагать ослабление функции внешнего дыхания, что подтверждается оценкой психофизиологического состояния и силы нервных процессов.

Установлено, что до занятия у 31 % школьников и 20 % первокурсников отмечались неудовлетворительные результаты функциональной пробы дыхательной системы, а после занятия — у 26 % и 13 % соответственно, что свидетельствует о мобилизации сил организма в ответ на учебную нагрузку.

При помощи теппинг-теста в обследовании до занятия у 82 % школьников и у 77 % первокурсников были обнаружены типы нервных процессов слабой и средне-слабой силы, а после занятия эти показатели наблюдались у 80 % школьников и у 90 % первокурсников. Полученные данные сигнализируют о том, что у большей части студентов первого курса имеют место медленное “врабатывание”, быстрая утомляемость, и соответственно нарушение процессов адаптации, в отличие от старшеклассников.

Использованная в исследовании дермографическая проба помогла выявить, что 33 % старшеклассников и 30 % студентов первого курса являются симпатотониками, т. е. преобладающим отделом нервной системы у них является симпатический. Выявленный факт свидетельствует о состоянии повышенной возбудимости и тревожности не только в стрессовых ситуациях, но и в период относительного покоя.

Тест Хорна-Остберга для определения жаворонков и сов показал, что преобладающее большинство обучающихся старших классов (81 %) и студентов первого курса (67 %) относится к типу «голубь», то есть не имеет четко выработанного режима дня, что положительно сказывается на процессе адаптации к изменяющимся условиям среды.

При обследовании психофизиологического состояния было установлено, что 18 % школьников и 20 % первокурсников находятся в состоянии переактивации или стресса. Данные реакции являются неспецифической основой многих патологических процессов.

У 21 % школьников и 37 % первокурсников отмечалась высокая тревожность. Это говорит о том, что тревожность студентов первого курса выше, чем у старшеклассников, которым в скором времени предстоит сдавать единый государственный экзамен. При этом следует отметить, что в обеих группах отсутствуют люди с низким уровнем тревожности. При сравнении показателей двух групп с использованием критерия Стьюдента статистически значимая разница не была выявлена.

Вывод. Высокая учебная нагрузка снижает адаптационный потенциал, как старшеклассников, так и первокурсников и повышает риск возникновения и развития патологических процессов. Основной мерой профилактики негативного воздействия на здоровье является индивидуальный подход в организации режима труда и отдыха, направленного на формирование сберегающего здоровье поведения.

Литература:

  1. Панина А. И. Колмакова Т. С. Показатели сердечнососудистой системы студентов из стран Дальнего Зарубежья при адаптации к условиям обучения в российском вузе // Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый». — 2013. — № 2 (49). — Том II. — ISSN 2072–0297. — С 441–443.
  2. Ляхова О. Л. Особенности процесса физиологической адаптации у студентов в зависимости от влияния количества учебных нагрузок // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2011. — № 3. — С.134–137.
  3. Белик С. Н., Дорохова И. М., Османова У. Ш., Сайпуллаева М. М. Синдром хронической усталости как основной признак дезадаптации у студентов первого курса медицинского университета // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 43. -С. 201–206.
  4. Белик С. Н., Свинтуховский О. А., Аветисян З. Е., Жукова Т. В., Харагургиева И. М. Оценка вегетативного статуса и показателей физической и функциональной подготовленности обучающихся военно-медицинским профессиям // В мире научных открытий. — 2015. — № 10.1 (70). — С. 425–436.
  5. Елизарова Л. Ю., Колмакова Т. С., Рогачева Е. А., Панина А. И. Особенности вегетативных реакций у иностранных граждан при адаптации к обучению в российском вузе // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». Серия Медицина. — 2012. — № 2. — Том 14. — ISSN 2226–7425. — С. 115–116.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle