Адаптивные обучающие системы с элементами психофизиологической диагностики при обучении студентов ВУЗов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Григорьев А. П., Чернелевский А. О., Храброва А. Н., Егоров В. С. Адаптивные обучающие системы с элементами психофизиологической диагностики при обучении студентов ВУЗов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2017. — №11.2. — С. 44-53. — URL https://moluch.ru/archive/145/40665/ (дата обращения: 19.08.2018).



Рассматривается возможность алгоритмической и программной реализации различных методик психофизиологической и типологической диагностик студентов, что потенциально позволяет получить дополнительную информацию о нервной системе обучаемого. Анализируется интегрируемость, рассмотренных методик, в проектируемые дистанционные адаптивные обучающие системы.

Ключевые слова: адаптивные обучающие системы, дистанционные адаптивные обучающие системы, адаптивность к психофизиологическим и типологическим особенностям обучаемого, латентные свойства нервной системы обучаемого, определение модальности (доминирующий канал восприятия информации), определение темперамента, мобильность (лабильность/ инертность) нервной системы, динамичность (сила/ слабость) нервной системы.

Адаптивная обучающая система (АдОС) не просто тренирует обучаемого и контролирует его знания, но и по результатам деятельности определяет и сигнализирует, какие знания неполны и/ или недостаточны, ошибочны и т. д., а также возвращает обучаемого к соответствующему разделу теории и/ или практики, дает дополнительные разъяснения, иными словами осуществляет интерактивную поддержку обучаемого в реальном масштабе времени в течение всего учебного процесса (УП), что позволяет адаптировать обучение под характерные особенности каждого конкретного обучаемого, работающего с системой.

При проектировании АдОС авторы [1, 2] в качестве критерия адаптации выделяют только сложность (уровень подготовки), в то время как для повышения эффективности обучения авторами данной статьи предлагается внедрить в АдОС психофизиологическое тестирование.

При освоении предметной области дисциплины (в нашем случае дисциплины «Безопасность жизнедеятельности») каждый обучаемый использует три основных канала получения, переработки и хранения информации [3, 4, 5]. Разница заключается лишь в том, какой из этих каналов обучаемый использует в большей мере. Отличительные признаки типов восприятия подробно рассмотрены в [5, 6, 7].

При определении ведущего канала получения информации для каждого студента конкретной учебной группы появляется возможность адаптации скорости предлагаемых информационных потоков, что в результате оптимизирует схему взаимодействия «обучаемый-преподаватель». При организации УП важнейшей задачей является оптимизация объема восприятия и движения информации. Если не организовано необходимое, обоснованное распределение и направление потока информации соответствующего объема, то его содержание не будет оптимально переработано и превращено в знания студентов. Оптимизация движения информации и ее объема требует связи с формой и средствами ее выражения. Информация, сообщаемая студенту, либо превращается в знания, либо нет. Повышение эффективности в обучении может быть достигнуто путем внедрения интерактивных и мультимедиа технологий.

Психологи сопоставили особенности мобильности (лабильности/ инертности) с успеваемостью студентов. Оказалось, что группа студентов с хорошей успеваемостью обладает более высокой лабильностью по сравнению с группой слабоуспевающих. Таким образом, при равенстве прочих условий (образование, профессиональная направленность, стремление к знаниям) высокая успеваемость обусловлена и лабильностью нервной системы (НС).

В. Г. Зархин, изучив влияние психофизиологических особенностей учащихся при выполнении ими различного рода учебных заданий, показал, что в достаточно однородных по уровню подготовки и мотивации группах, время изучения материала, выполнения отдельных заданий и операций в значительной степени также определяются лабильностью НС. Причину более высокой успешности лабильных Зархин видит не в лучшем усвоении учебного материала, а в особенностях контроля за знаниями учащихся. Например, когда контроль велся при произвольном ограничении времени выполнения, инертные учащиеся в такой ситуации часто испытывали дефицит времени и показывали более низкие по сравнению с лабильными учащимися результаты. При отсутствии же лимита времени, т. е. когда лабильные и инертные находились в равно благоприятных условиях, психофизиологические особенности учащихся не сказывались решающим образом на итоговой успешности. Значит, произвольное ограничение времени выполнения контрольных заданий создает неравные условия для различных по выраженности лабильности НС групп учащихся. Ограничение времени выполнения контрольных заданий может привести к неправильной оценке знаний учащихся. Важно одно условие: свойства НС не будут детерминировать высокие или низкие достижения учащихся только в том случае, когда всем учащимся создаются равно благоприятные условия [8]. Однако равно благоприятные не означают одинаковые. Напротив, внешние факторы, относящиеся к организации обучения, должны соответствовать устойчивым типологическим особенностям учеников, быть разными для сильных и слабых, подвижных и инертных и т. д. Только в этом случае можно ожидать, что высокого уровня достижений в учебной деятельности (при прочих равных условиях: наличии знаний, положительной учебной мотивации и т. п.) добьются учащиеся с противоположными, вообще различными свойствами НС. Задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь учащемуся найти наиболее подходящий для него индивидуальный стиль деятельности.

Очевидно, что при таком подходе обучающий процесс (ОП) можно описать, проанализировать, систематизировать и запрограммировать, тем самым повышая общую эффективность занятий, учитывая индивидуальные особенности каждого студента и оптимизируя для него ОП.

Из известных методик, направленных на определение модальности и темперамента, с учетом их компьютерной реализации и последующей интеграцией в состав АдОС/ дистанционной адаптивной обучающей системы (ДАОС) целесообразно выбрать как наиболее «подходящие» те, что отвечают следующим критериям:

— краткость описания. Так как психофизиологическая (ПФД) и психотипологическая (ПТД) диагностики, являются вспомогательными элементами АдОС, направленными на дополнительную настройку адаптационного алгоритма, то целесообразно разрабатывать их в виде дополнительного программного приложения. Человеку при работе с обучающей системой свойственно постепенное рассеивание внимания и накопление усталости, таким образом, при использовании объемных тестов, ориентированных на установление свойств НС посредством ПФД и ПТД, появляется риск потери должной концентрации внимания (внимание обучаемого отвлекается вспомогательными ПФД и ПТД тестами, после их окончания и перехода к основной работе с АдОС, вероятность появления невынужденных ошибок в результате невнимательности, вызванной усталостью, существенно возрастает). Для сохранения уровня должной мотивации и во избежание переутомления обучаемого предпочтительнее использовать элементы экспресс-диагностики, занимающие по времени не более 10–15 минут;

— эффективность (адекватность, достоверность). Адекватность разработанной методики ПФД и ПТД определяется валидностью тестирования соответствующих психофизиологических характеристик (ПФХ) НС обучаемых. Достоверность характеризуется степенью доверия к результатам тестирования ПФХ НС обучаемых;

— алгоритмическая и программная реализуемость. Выбранные методики ПФД и ПТД, должны быть реализуемы в виде алгоритма и программы, для последующей интеграции в АдОС.

Опираясь на данные критерии, было выбрано психофизиологическое тестирование (ПФТ) следующих авторов: Ефремцева С. В и Белова А. Н., а также разработаны элементы аудиторной и внеаудиторной компьютерной ПФД и ПТД обучаемых на базе языка программирования C# [9] и Java [10].

Авторами данной статьи разработано компьютерное приложение, включающее в себя два теста (тесты могут быть представлены онлайн через сеть Интернет и в виде локальных версий), осуществляющее определение основного канала восприятия информации обучаемым и темперамента. Приложение, осуществляющее тестирование доминирующего канала восприятия обучаемого, реализовано по методике С. В. Ефремцева [7] на языке программирования C# [9].

Для непосредственной работы программы необходимо запустить с персонального компьютера (ПК) исполнительный файл «Test.exe», в результате чего на экране появится основное диалоговое окно в соответствии с рис. 1.

Далее будет предложено ввести личные данные (Ф. И. О. и номер группы), после чего, осуществляется непосредственный переход к ПФД по любому из четырех представленных тестов — см. рис. 1а: «Type of perception» (Определение доминирующего канала восприятия информации), «Power» (Определение силы НС), «Mobility/ Inertness» (Определение лабильности НС), «Temperament» (Определение темперамента). Рассмотрим в качестве примера два теста, первый — более подробно — на определение доминирующего канала восприятия информации и тест на определение темперамента обучаемого.

а б в

Рис. 1. Основное диалоговое окно и интерфейс программы ПФД НС обучаемого

После нажатия на клавишу «Type of perception» откроется окно, в котором нужно будет ответить на 20 вопросов закрытого типа, содержащих по 3 варианта ответа — см. рис. 1б. По окончании выполнения задания необходимо нажать клавишу «Завершить тест», при этом программа прекращает тестирование и выдаёт общее время выполнения и степень принадлежности обучаемого к тому или иному каналу восприятия в процентном отношении — см. рис. 1в.

После нажатия на клавишу «Temperament» откроется диалоговое окно программы определения темперамента по методике А. Н. Белова [11]. В данном тесте необходимо ответить на 80 вопросов закрытого типа (выводятся блоками по 4 вопроса), содержащих по 3 варианта ответа — рис. 2а. По окончании выполнения задания необходимо нажать клавишу «Завершить тест», при этом программа прекращает тестирование и выдаёт общее время выполнения и степень принадлежности обучаемого к тому или иному типу темперамента в процентном отношении — см. рис. 2б.

а б

Рис. 2. Интерфейс программы определения основного канала восприятия обучаемого

Тестирование модальности и темперамента НС обучаемых возможно также в виде онлайн-диагностики (приложение в составе ДАОС) — рис. 3.

а б

Рис. 3. Тест «Определение основного канала восприятия информации»: а) пример первого блока вопросов; б) пример ответа на первый блок вопросов

Допускается, при необходимости, выбор более одного варианта ответа, два и три соответственно. Время и число попыток тестирования не ограничено. После отображения текста вопроса обучаемому необходимо «мышкой» указать наиболее подходящий, по его мнению, вариант ответа и подтвердить свой выбор нажатием на кнопку «Далее» — см. рис. 3. По окончании тестирования, при ответе на последний вопрос обучаемому необходимо нажать клавишу «Завершить тест», при этом программа прекращает тестирование и выдаёт информацию о степени принадлежности обучаемого к тому или иному каналу восприятия в процентном отношении — рис. 4.

а б

Рис. 4. Тест «Определение основного канала восприятия информации»: а) завершение теста; б) результат прохождения теста

Предложенный тест закрытого типа, реализованный по методике А. Н. Белова [11], представляет собой психологический опросник из 4 категорий (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник). Каждая из данных категорий состоит из 20 вопросов, в каждом вопросе по 4 подвопроса с тремя вариантами ответа в каждом — «Да», «Нет», «Не знаю». Допускается выбор только одного варианта ответа. Время и число попыток не ограничено. После отображения текста вопроса, обучаемому необходимо «мышкой» указать наиболее подходящий, по его мнению, вариант ответа и подтвердить свой выбор нажатием на кнопку «Далее» — рис. 5.

а б

Рис. 5. Тест «Определение темперамента»: а) пример первого блока вопросов; б) пример ответа на первый блок вопросов

По окончании тестирования при ответе на последний вопрос необходимо нажать клавишу «Завершить тест», при этом программа прекращает тестирование и выдаёт общее время выполнения и степень принадлежности обучаемого к тому или иному типу темперамента в процентном отношении. По завершении тестирования подсчитывается количество совпадений с нужным вариантом ответа для каждого типа темперамента отдельно (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Процент положительных ответов по каждому типу темперамента определяется, как частное количества положительных ответов по одному типу темперамента на количество положительных ответов по всем четырем типам темперамента и умноженное на 100 % — рис. 6.

а б

Рис. 6. Тест «Определение темперамента»: а) завершение теста; б) результат теста

Ознакомиться и пройти рассмотренные онлайн реализации тестов можно по адресу: http://cpmssmedia.dlinkddns.com/other_web/test2/index.php?route=proc.

Темперамент обучаемого позволяет учитывать комплексные показатели работоспособности обучаемого: прилежание, внимание, усидчивость, производительность.

В УП большинства ВУЗов до сих пор ориентируются лишь на два канала получения информации — зрительный и слуховой, игнорирую особенности темперамента, влияющие на перечисленные выше показатели работоспособности обучаемого.

Таким образом, можно сделать вывод, что систему преподавания следует модернизировать, разрабатывать и использовать в обучении медиа уроки, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, позволяют интенсифицировать воздействие на обучаемого, тем самым потенциально повышая возможности восприятия учебного материала.

В соответствии с Т. Б. Чистяковой [12], А. А. Чирковой [13] динамичность (силу/ слабость) и мобильность (лабильность/ инертность) НС выделяется в качестве приоритетных характеристик на практическом этапе обучения.

Из известных методик, направленных на определение мобильности и динамичности, целесообразно выбрать, как наиболее «подходящее», только те, что отвечают критериям, рассмотренным ранее. Опираясь на данные критерии, было выбрано ПФТ следующих авторов: Небылицина В. Д. [14], Ильина Е. П. [6], Елисеева О. П. [15], Айзенка Г. Ю. [16] и Стреляу Я. [17], а также разработаны элементы аудиторной и внеаудиторной компьютерной ПФД обучаемых на базе языков программирования C# [9], C, Java [10].

Тестирование на определение мобильности и динамичности НС обучаемых на базе методик Небылицина В. Д., Ильина Е. П., Елисеева О. П. с использованием языка графического программирования LabVIEW [18] были подробно рассмотрены в [19], в рамках данной статьи, целесообразно рассмотреть методики Айзенка и Стреляу, а также автономную (с выходом в сеть интернет, удаленную клиент-серверную реализацию) реализацию рассмотренных в [19] методик тестирования.

Опросник Стреляу состоит из 134 личностных вопросов закрытого типа — рис. 7, ответы на которые не требуют специальных знаний, а выбираются в соответствии с особенностями поведения. Примеры вопросов, алгоритм тестирования и вид ключа для интерпретации результатов теста приведены в [20, 21, 22].

По окончании тестирования подсчитывается общая сумма баллов по каждой категории и делается вывод о характеристиках НС — см. рис. 7в. Сильной НС соответствуют высокие баллы и по процессу возбуждения (выше 42, всего 88) и по процессу торможения (выше 42, всего 88), в остальных случаях НС обучаемого считается слабой. Вывод о лабильной НС делается при сумме баллов свыше 42 (из 92 возможных).

а б в

Рис. 7. Реализация компьютерного теста на базе опросника Я. Стреляу: а) диалоговое окно «Регистрация пользователя»; б) пример первого вопроса; в) диалоговое окно «Результат тестирования»

Опросник Г. Ю. Айзенка, программно реализован в среде Microsoft Visual C++ на языке программирования С, что позволяет создать программный продукт, состоящий из одного файла с расширением «.ехе», работающий с любого ПК в операционной системе семейства «Microsoft Windows», без установки специального программного обеспечения — рис. 8, 9.

Рис. 8. Реализация компьютерного теста на базе опросника Г. Ю. Айзенка

Рис. 9. Реализация компьютерного теста на базе опросника Г. Ю. Айзенка. Диалоговое окно «Результат тестирования»

Рассмотрим, предложенный авторами данной статьи, автономный вариант реализации тестирования мобильности и динамичности НС обучаемых на базе методик Небылицина В. Д., Ильина Е. П., Елисеева О. П. [19].

Психологический тест на определение силы НС или «Теппинг тест» («Дятел-тест»), реализованный по методике Е. П. Ильина и О. П. Елисеева, позволяет получить данные о динамике работоспособности.

Тест включает в себя две последовательности кнопок для левой и правой руки. Испытуемый должен нажать кнопку «Начать тест» (рис. 10), и по готовности совершить как можно больше нажатий на каждую кнопку последовательно с 1-ой по 8-ую. Для каждой из 8 кнопок установлен 6 секундный интервал времени, как только время истекает, программа отключает текущую кнопку и включает следующую, обновляя при этом таймер.

а б

Рис. 10. Тест «Определение силы нервной системы»: а) вид диалогового окна теста; б) пример работы обучаемого с тестом

По окончании тестирования, при истечении таймера для последней 8-ой кнопки, необходимо нажать клавишу «Завершить тест» (рис. 11), при этом программа прекращает тестирование и переходит к графическому отображению результатов.

а б

Рис. 11. Тест «Определение силы нервной системы»: а) завершение теста; б) анализ результатов теста

Анализ и интерпретация результатов тестирования: сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и НС в целом. Сильная НС выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

 выпуклый (сильный) тип. Темп нарастает до максимального в первые 10–15 сек. работы; в последующем, к 25–30 сек., он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек. работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

 ровный (средний) тип. Максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует НС испытуемого как НС средней силы;

 нисходящий (слабый) тип. Максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек. Этот тип кривой свидетельствует о слабости НС испытуемого;

 промежуточный (средне-слабый) тип. Темп работы снижается после первых 10–15 секунд. При этом разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая). Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой НС — средне-слабая НС;

 вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой НС.

Тест «Определение мобильности нервной системы» направлен на определение мобильности — готовности к быстрому выполнению заданий. Мобильность (подвижность) нервных процессов — одно из первичных свойств НС, состоящее в способности быстро реагировать на изменения окружающей среды. Свойство подвижности описано и изучено в лабораториях И. П. Павлова. Тогда же были предложены и основные методические приемы для его диагностики, включавшие приемы определения скорости и легкости смены нервных процессов на процессы того же или противоположного знака, а также — скорости возникновения и прекращения нервного процесса. Таким образом, подвижность — способность НС к максимально быстрой взаимозаменяемости возбудимого и тормозного процесса.

Опишем алгоритм тестирования, представляющий собой психологический опросник, реализованный по методике В. Д. Небылицына и состоящий из 50 вопросов, с однозначными вариантами ответа — «Да» или «Нет» (рис. 12).

а б

Рис. 12. Тест «Определение мобильности системы»: а) вид первого вопроса; б) пример ответа

Пользователю требуется последовательно ответить на все 50 вопросов, из чего впоследствии делается вывод о принадлежности к мобильности или инертности. По окончании тестирования, при ответе на последний вопрос, необходимо нажать клавишу «Завершить тест», при этом программа прекращает тестирование и выдаёт степень принадлежности обучаемого к той или иной категории — рис. 13.

а б

Рис. 13. Тест «Определение мобильности системы»: а) завершение теста; б) результат теста

Обработка данных тестирования: каждый ответ, совпадающий с ключом, кодируется в один балл, по окончании тестирования ответы, совпавшие с ключом, суммируются, и делается вывод о мобильности нервной системы.

Интерпретация результатов: от 0–13 — мобильный; 14–27 — проявляет черты инертности и мобильности; 28 и более — инертный.

Ознакомиться с автономной удаленной клиент-серверной реализацией описанных методик тестирования можно по адресу: http://cpmssmedia.dlinkddns.com/other_web/test2/index.php?route=proc.

По мнению авторов данной статьи, психофизиологическая диагностика на базе тестирования может быть комплексно использована при реализации любого вида контроля знаний — входного, рубежного, итогового [23]. В статье [20] проводится анализ целесообразности применения элементов ПФД и ПТД, опирающихся на методики С. В. Ефремцева и А. Н. Белов, при реализации теоретического этапа подготовки с использованием обучающих систем.

Из полученных в статьях [19, 20] результатов можно сделать вывод, что интегрирование ПФД и ПТД в обучающую систему повышает текущую успеваемость. Очевидно, что ПФТ обучаемых не только может быть эффективно интегрировано в обучающий процесс, но и позволит существенно повысить общую адаптивность при разработке обучающих систем, обеспечит должное качество и адекватность полученных результатов.

Литература:

  1. Глова В. И., Дуплик С. В. Модели педагогического тестирования обучаемых // Вестник Казан, гос. техн. ун-та им. А. Н. Туполева. — 2003 г. — № 2 (30). — С. 74–80.
  2. Зайцева Л. В. «Модели и методы адаптации к учащимся в системах компьютерного обучения»/ № 6(3), 2003.
  3. Григорьев А. П., Маров В. Д., Смирнов Г. В. Психофизиологические аспекты организации адаптивного обучения в высшей технической школе. Педагогическая наука и современное образование. Сборник статей II Международной научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015 г. С. 247–249.
  4. Григорьев А. П., Маров В. Д., Смирнов Г. В. Реорганизация лекционных занятий с учетом психофизических особенностей студентов аэрокосмического профиля. Педагогическая наука и современное образование. Сборник статей II Международной научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015 г. С. 250–252.
  5. Григорьев А. П., Смирнов Г. В. Адаптация по типу восприятия окружающего мира и индивидуализация обучения студентов аэрокосмического профиля / Adaptation by type perception of the world, and individualization of teaching students aerospace profile. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. Сборник статей международной ежегодной научной интернет-конференции. Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015 г. С. 226–229.
  6. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий // «Питер» 2004. — 701 с.
  7. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.
  8. Орлов А. А., Григорьев А. П. Разработка и исследование адаптивного контрольного тестирования знаний авиационных специалистов с учетом индивидуальных психофизиологических характеристик / Research and development of adaptive control testing knowledge of aviation professionals, taking into account individual psychophysiological characteristics. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. Сборник статей международной ежегодной научной интернет-конференции. Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015 г. С. 250–254.
  9. Шилдт Герберт. C# 4.0. Полное руководство.: Пер. с англ. — М.: ООО «И. Д. Вильямс». — 2011. — 1056 с.: ил.
  10. Седжвик Р., Уэйн К. Алгоритмы на Java // М.: «Вильямс», 2013. — 848 с.
  11. Батаршев А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. — М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. — 336 с.: ил. — (Психология для всех).
  12. Чистякова Т. Б. Интеллектуальные автоматизированные тренажерно-обучающие комплексы в системах управления потенциально-опасными химическими производствами: Дис. … д-ра техн. наук/ СПбГТИ. — СПб, 1997. — 484 с.
  13. Чиркова А. А. Автоматизированный обучающий комплекс операторов процесса каталитического риформинга: Дис. … канд. техн. наук/ СПбГТИ. — СПб, 1999. — 180 с.
  14. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека // М.: Просвещение, 1966. — 383 с.
  15. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2001. –560 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»)
  16. Айзенк Г., Айзенк М. «Исследования человеческой психики». М; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 480 с
  17. Стреляу Я. «Роль темперамента в физическом развитии». — М.: Прогресс, 1982. — 231 с.
  18. Батоврин В. К., Бессонов А. С, Мошкин В. В., Папуловский В. Ф. LabVIEW: практикум по основам измерительных технологий: Учебное пособие для вузов. — М.: ДМК-Пресс, 2005. — 208 с.
  19. Григорьев А. П., Булухова А. Н., Егоров В. С., Чернелевский А. О. Использование ИКТ и ПФД при проектировании адаптивной системы контроля знаний и умений АС. Ученые записки СПбГИПСР. Выпуск 1. Том 25. 2016. С. 128–140.
  20. Григорьев А. П., Орлов А. А. Адаптация АОС к психофизиологическим особенностям обучаемых. Сб. докл. Научной сессии ГУАП/СПб.: ГУАП, 2014. С. 22–26.
  21. Григорьев А. П., Орлов А. А., Писаренко Е. С. Адаптация к психофизиологическим особенностям обучаемых аэрокосмического высшего учебного заведения. Повышение качества образования: новые идеи, новые подходы. Сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции. — Чебоксары: ЧГПУ им. Яковлева, 2014. — С. 68–71.
  22. Григорьев А. П., Писаренко Е. С. Моделирование психофизиологического тестирования обучаемых высшей технической школы. Сб. докл. Научной сессии ГУАП/СПб.: ГУАП, 2014. С. 26–29.
  23. Григорьев А. П., Писаренко Е. С. Психофизиологические аспекты организации адаптивного обучения в высшей технической школе. Педагогика и психология: проблемы, идеи, инновации. Сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции. — Чебоксары: ЧГПУ им. Яковлева, 2014. — С. 9–11.
Основные термины (генерируются автоматически): нервная система, тест, вариант ответа, окончание тестирования, тип темперамента, закрытый тип, завершение теста, процентное отношение, максимальный темп, методика.


Ключевые слова

адаптивные обучающие системы, дистанционные адаптивные обучающие системы, адаптивность к психофизиологическим и типологическим особенностям обучаемого, ла-тентные свойства нервной системы обучаемого, определение модальности (доминирую-щий канал восприятия информации), определение темперамента, мобильность (лабильность/ инертность) нервной системы, динамичность (сила/ слабость) нервной системы

Похожие статьи

Изучение взаимосвязи особенностей темперамента и типа...

произвольная память, школьник, развитие памяти, нервная система, методика, процесс, память, тип темперамента, зрительная память, долговременная память.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Таким образом, тестирование по своей объективности и скорости получения результата превосходит многие формы контроля.

Наиболее распространенными являются тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из...

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала...

По окончании тестирования, при ответе на последний вопрос, необходимо нажать клавишу «Завершить тест», при

Основные термины (генерируются автоматически): ассоциативный тест, методика, вариант ответа, восстановление знаний, психофизиологическая диагностика...

Тесты интеллекта в диагностической практике психолога

Основным преимуществом теста является быстрота и удобство проведения и обработки данных, высокая валидность и надежность.

В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

Тестовый контроль обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

В современном тестировании употребляются задания следующих типов: - закрытые задания с выбором ответа (от испытуемого требуется выбрать правильный вариант ответа на вопрос среди нескольких возможных)

Компетентностные тесты в системе контрольно-оценочных средств

Выделяется два типа тестов: 1) закрытые, где есть готовые ответы; 2) открытые, которые не имеют готовых ответов, их надо конструировать, самостоятельно дополнить, закончить, составить.

Тематический апперцептивный тест: к вопросу о возможности...

Вопрос — ответ.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — методика, составляющая золотой фонд психодиагностики [1; 2; 4]. Тест был разработан в начале 1930-х в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган и впервые описан ими в 1935 году.

Анализ и сравнение методов контроля при проведении...

Электронное тестирование качественно отличается от тестирования, выполняемого на бумажном носителе, благодаря: 1.Возможности мгновенной автоматической проверки и оценки заданий (с закрытым ответом). 2. Автоматическому статистическому анализу теста и его...

Разновидности заданий в тестовой форме | Статья в сборнике...

тест-процесс [2,154-157]. Обобщая исследования по разновидностям тестов, В.С. Аванесов подчеркивает: «форма тестовых заданий - это

1) задание с двумя вариантами ответов

Мышко С.А. Проблема тестирования в системе образования США. Дисс…к.п.н.-Ужгород, 1982.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Изучение взаимосвязи особенностей темперамента и типа...

произвольная память, школьник, развитие памяти, нервная система, методика, процесс, память, тип темперамента, зрительная память, долговременная память.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Таким образом, тестирование по своей объективности и скорости получения результата превосходит многие формы контроля.

Наиболее распространенными являются тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из...

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала...

По окончании тестирования, при ответе на последний вопрос, необходимо нажать клавишу «Завершить тест», при

Основные термины (генерируются автоматически): ассоциативный тест, методика, вариант ответа, восстановление знаний, психофизиологическая диагностика...

Тесты интеллекта в диагностической практике психолога

Основным преимуществом теста является быстрота и удобство проведения и обработки данных, высокая валидность и надежность.

В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

Тестовый контроль обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

В современном тестировании употребляются задания следующих типов: - закрытые задания с выбором ответа (от испытуемого требуется выбрать правильный вариант ответа на вопрос среди нескольких возможных)

Компетентностные тесты в системе контрольно-оценочных средств

Выделяется два типа тестов: 1) закрытые, где есть готовые ответы; 2) открытые, которые не имеют готовых ответов, их надо конструировать, самостоятельно дополнить, закончить, составить.

Тематический апперцептивный тест: к вопросу о возможности...

Вопрос — ответ.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — методика, составляющая золотой фонд психодиагностики [1; 2; 4]. Тест был разработан в начале 1930-х в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган и впервые описан ими в 1935 году.

Анализ и сравнение методов контроля при проведении...

Электронное тестирование качественно отличается от тестирования, выполняемого на бумажном носителе, благодаря: 1.Возможности мгновенной автоматической проверки и оценки заданий (с закрытым ответом). 2. Автоматическому статистическому анализу теста и его...

Разновидности заданий в тестовой форме | Статья в сборнике...

тест-процесс [2,154-157]. Обобщая исследования по разновидностям тестов, В.С. Аванесов подчеркивает: «форма тестовых заданий - это

1) задание с двумя вариантами ответов

Мышко С.А. Проблема тестирования в системе образования США. Дисс…к.п.н.-Ужгород, 1982.

Задать вопрос