Библиографическое описание:

Чугунова И. А. Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 463-465.



Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога

В статье представлены главные личностные характеристики руководителя, которые способствуют эффективности его управленческой деятельности. При этом авторы приходят к выводу, что в современных условиях только системный, комплексный, нестандартно-креативный подходы позволяют успешно осуществлять управление образовательным учреждением, обеспечивает высокое качество результатов обучения и воспитания, реализацию намеченных целей.

Ключевые слова: культура управления, интуиция, педагогическая деятельность, креативность

Управленческая культура людей, занятых в сфере образования, представляет собой часть их профессионально-педагогической культуры. Важность образования как исходного положения социального, экономического и духовного формирования общества отображена в положениях Национальной доктрины образования РФ, которая устанавливает базовые направления совершенствования системы образования. Суть управленческой культуры педагога основывается на необходимости целостного отражения культурного подхода, осуществления педагогом креативного управления на таких уровнях, как самоуправление и управление творческим учебно-воспитательным процессом.

Педагогическая деятельность — это особый вид общественно-полезного занятия взрослых людей, осмысленно обращенный на подготовку растущего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.

Креативность — это занятие, зарождающее нечто новое, ранее незнакомое на основе преобразований имеющегося опыта и выработки новых комбинаций познания и умения. В «Современном психологическом словаре» креативность определяется как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [4, с. 192].

При этом следует подчеркнуть, что креативность как особый вид человеческой деятельности наряду с «новизной» характеризуется и «прогрессивностью». Педагогическую креативность следует рассматривать как высокий уровень педагогического мастерства, т. е. совокупности педагогических умений, основанных на глубоких педагогических убеждениях. Основой педагогического искусства, как известно, являются знания. Умение применять эти знания и умения на практике — основной компонент педагогического искусства.

Поскольку главным условием педагогической креативности является общение, то его можно определить, как комплекс знаний, умений и техники общения в тесном единстве с профессиональной увлеченностью, убежденностью, оптимизмом и импровизацией. Общим для всех определений является то, что креативность определяется как способность к творчеству. Следовательно, руководитель должен уметь создать такую деловую обстановку, в которой творческие люди и исполнители не будут конфликтовать, а напротив, объединят свои усилия в общем деле, в результате чего их деятельность станет более продуктивной.

В нынешнем стремительно переменчивом обществе необходимы креативные личности. Касательно этого возникает вопрос: можно ли обучить творчеству, сформировать креативную личность, выработать опыт творческой деятельности. Ответ на него скорее будет отрицательным, нежели положительным. Креативность не есть отдельная характеристика познавательных процессов, а выступает в роли одной из самых глубоких характеристик личности. Личность же нельзя сформировать, ее можно только воспитать. Воспитание, конечно же, не может быть ничем иным, как созданием условий для самовоспитания личности. Но если истинное обучение творчеству невозможно, то вполне возможно создание условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность.

В целях эффективного управления руководителю необходимы не только талант, способности, навыки, но также и интуиция, воображение, наблюдательность, зоркость. Задачами улучшения профессиональной подготовки педагогических кадров в системе образования сопряжены со сменой методологических приоритетов в образовании, которые направлены к личности, её творческому потенциалу, ценным ориентирам, становлению основных внутренних механизмов профессионального творческого становления. Значимыми особенностями этого таланта являются сила воображения и интуиция, до конца не изученное орудие творчества, проявляющееся в способности увидеть единое целое. Под интуицией мы понимаем способность чувствовать и понимать суть происходящего без формальных доказательств.Роль интуиции особенно значима в принятии управленческих решений, если учесть, что они нередко принимаются в условиях дефицита времени, недостатка информации и отмене не подлежат [2, с. 12].

Труд педагога является созидательным, творческим. Он направлен на создание свежих, оригинальных решений и подходов. Творческие способности педагога выражаются в умении передать оправдавшую себя идею или метод из одной сферы деятельности или среды в другую, умении заимствовать интересные идеи из окружающего пространства и использовать их в управленческой деятельности. Повседневный труд педагога сопряжен с поиском новых подходов, нестандартных решений, созданием и использованием авторских приемов и методов, инновационных форм работы с детьми [3, с. 26].

Актуальность данной темы обусловлена кризисом традиционной системы образования и необходимостью её модернизации, поэтому вопрос управления и развития управленческой культуры остаётся важным в практической деятельности педагогов.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что ступенями профессионального роста педагога являются педагогическое творчество и педагогическое новаторство. Педагогическое творчество — это всегда поиск и нахождение нового. Практика показывает, что любой педагог в той или иной мере преобразует педагогическую действительность, но только творческий педагог активно выступает за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Новаторство характеризуется разработкой и практической реализацией новых наиболее оптимальных моделей образовательного процесса, педагогических открытий и инноваций, обогащающих педагогическую теории и практику.

Делая вывод анализу взаимосвязи креативности и творчества, следует обозначить, что творчество является процессом создания новых вещественных и духовных ценностей, тогда как креативность не что иное как внутренний потенциал личности, определяющий ее готовность и способность к намеченному процессу. При этом невозможно однозначно определить значение и эффект результатов творческого процесса. В инновационной деятельности, сущностью которой становится создание и освоение педагогических новшеств, важной характеристикой нововведений является их положительное влияние на учебно-воспитательный процесс и систему образования в целом [1, с. 18]. Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность педагога не обязательно является инновационной, в то время как инновационная деятельность всегда предполагает творчество, а значит ее важной характеристикой становится креативность как интегральное качество педагога-новатора.

Литература:

  1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. — М., 1965. — С.124–145.
  2. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. — М.: Издательский центр: «Академия», 2006.
  3. Образцов, П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П. И. Образцов. — СПб.: Питер, 2006.
  4. Современный психологический словарь / под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко.— СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle