Библиографическое описание:

Дикий Е. А., Андреев С. Ю. Совершенствование регионального управления развитием мусороперерабатывающей сферы деятельности в Краснодарском крае // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 246-248.



В современных условиях государственное регулирование развития той или иной отрасли предполагает принятие определенной стратегии на среднесрочную или долгосрочную перспективу, в которой отражаются формы и направления государственной поддержки конкретной сферы деятельности [1], а также планируемые результаты от реализации данной стратегии. В этой связи, учитывая неразвитость мусороперерабатывающей отрасли в Краснодарском крае, мы предлагаем региональным органам власти разработать и внедрить стратегию развития данной сферы деятельности на территории края.

В свою очередь также отметим, что ценность и эффективность любой стратегии характеризует заложенный в ней организационно-экономический механизм. Поэтому мы сделали ряд предложений, направленных на адаптацию планируемой стратегии к меняющимся внешним и внутренним условиям функционирования всех участников обращения с бытовыми отходами, способствующим совершенствованию организационно-экономического механизма регионального управления развитием мусороперерабатывающей отрасли в Краснодарском крае.

Учитывая тот факт, что краевая целевая программа «Обращение с ТБО на территории Краснодарского края на 2009–2013 гг.» уже прекратила свое действие и не показало каких-либо кардинальных изменений относительно ликвидации проблем обращения с ТБО в регионе, считаем важным создание новой долгосрочной региональной стратегии по обращению с отходами.

Структура региональной стратегии по обращению с твердыми отходами должна предполагать наличие целевого блока, описание существующей ситуации в сфере обращения с твердыми отходами в регионе, определение стратегических направлений развития системы обращения с твердыми отходами в регионе и механизма формирования обеспечивающих подсистем. Предлагаемая нами структура региональной стратегии обращения с твердыми отходами в крае должна выглядеть следующим образом:

Целевой блок: Улучшение экономических, экологических и социальных показателей региона посредством разработки и внедрения комплекса взаимосвязанных мероприятий, рассчитанных на средне- и долгосрочную перспективу и затрагивающих организационно-экономические, технико-технологические и социально-психологические аспекты обращения с твердыми отходами.

Описание существующей ситуации может быть проведено в форме SWOT-анализа функционирующей в настоящее время в регионе системы обращения с твердыми отходами в разбивке по обеспечивающим подсистемам: насколько хорошо налажен сбор информации о различных аспектах функционирования системы обращения с твердыми отходами, каково законодательное обеспечение, какова техническая и технологическая база системы обращения с твердыми отходами (анализ существующих технологий сбора, транспортировки, переработки и захоронения), какие экономические и регулирующие инструменты применяются для воздействия на участников системы обращения с ТБО, каково кадровое обеспечение.

Стратегические направления также будут включать следующее:

– минимизация образования твердых отходов;

– организация селективного сбора твердых отходов;

– оптимизация транспортных потоков в сфере обращения с твердыми отходами;

– развитие рециклинга вторичных ресурсов;

– внедрение инновационных технологий переработки твердых отходов;

– обеспечение безопасного захоронения твердых отходов.

Считаем, что определение стратегических направлений должно проводиться с учетом особенностей потоков твердых отходов, имеющихся в нашем регионе, и стратегии развития Краснодарского края в целом [3].

На наш взгляд, разработка стратегии должна производиться на основании анализа широкого спектра данных, отражающих особенности развития Краснодарского края. Только это позволит достичь обоснованности предлагаемых в стратегии мероприятий и учета местной специфики отдельных муниципальных образований региона. Данные, используемые при разработке стратегии, можно подразделить на первичные и вторичные в зависимости от источников их получения.

Сбор первичной информации должен включать проведение наблюдений текущей ситуации по обращению с твердыми отходами в регионе, организацию личных и телефонных анкетных опросов населения, сотрудников и руководителей предприятий по сбору, транспортировке, переработке и захоронению твердых отходов, приемных пунктов вторичного сырья, представителей территориальных органов управления.

Сбор вторичной информации предлагаем производить на основании изучения различных отчетов, анкет опрошенных субъектов, плановой документации предприятий по сбору, транспортировке, переработке и захоронению твердых отходов, приемных пунктов вторичного сырьяи т. п. на территории Краснодарского края.

В результате сбора и анализа данных будут формироваться две базы данных — текущая и прогнозная. Создание прогнознойбазы данныхнеобходимо проводить с учетом применения методов экономико-математического моделирования и (или) на основании информации об изменении показателей системы обращения с твердыми отходами в Краснодарском крае за предыдущие периоды.

На наш взгляд, региональная стратегия обращения с твердыми отходами должна представлять собой совокупность взаимосвязанных мероприятий, интегрирующих организационно-экономические, технико-технологические и социально-психологические аспекты обращения с твердыми отходами в регионе, рассчитанных на средне- и долгосрочную перспективу и способствующих улучшению экономических, экологических и социальных показателей региона.

Считаем, что мероприятия, включенные в состав предлагаемой стратегии, должны быть нацелены на решение задач, иерархичность которых определена в «Стратегии Союза по обращению с отходами», принятой странами ЕС в 1990 г [2]. Реализация мероприятий должна быть направлена на то, чтобы:

– все производимые в населенном пункте твердые отходы собирались официальным путем с взиманием оплаты согласно установленным тарифам;

– максимальное количество собранных твердых отходов нужно переработать, а за их переработку также платят производители отходов;

– все фракции, подлежащие повторному использованию, должны быть вовлечены в процесс рециркуляции;

– образование твердых отходов должно быть минимизировано всеми производителями отходов;

– во всех случаях, где есть возможность избежать образования твердых отходов, это нужно сделать.

Предлагаемый нами механизм формирования эффективной региональной стратегии обращения с твердыми отходами в Краснодарском крае предполагает наличие следующих разделов:

Во-первых, по технико-технологическому обеспечению обращения с твердыми отходами;

Во-вторых, по оптимизации организационной структуры обращения с твердыми отходами;

В-третьих, по финансово-экономическому обеспечению обращения с твердыми отходами;

В-четвертых, по нормативному обеспечению обращения с твердыми отходами;

В-пятых, по информационному обеспечению обращения с твердыми отходами;

В-шестых, по кадровому обеспечению мусороперерабатывающей отрасли Кубани.

Считаем, что мероприятия, предусмотренные нами в различных разделах, должны быть взаимосвязаны между собой. Например, совершенствование технического и технологического обеспечения обращения с твердыми отходами невозможно без соответствующего повышения квалификации обслуживающего персонала, а процедура предоставления налоговых льгот предприятиям, использующим в производственном процессе вторичные материалы, должна быть закреплена законодательно.

Для того, чтобы обеспечить эффективную разработку и реализацию региональной стратегии обращения с твердыми отходами в Краснодарском крае, руководство и управление этим процессом должно быть сосредоточено «в одних руках». Поэтому мы предлагаем возложить эти функции на специальную структуру, которую необходимо создать при администрации края, в виде структурного подразделения Министерства природных ресурсов Краснодарского края, который мы предлагаем назвать «Комитетом по управлению обращением с твердыми отходами Краснодарского края». В функции этого комитета предлагаем включить:

– проведение SWOT-анализа состояния системы обращения с твердыми отходами в регионе (собственными силами или сторонними организациями);

– аккумулирование информации о различных характеристиках функционирования системы обращения твердыми с отходами от всех организаций, непосредственно являющихся ее участниками или оказывающих на ее существенное влияние

– разработка мероприятий на перспективный период по различным направлениям совершенствования системы обращения с твердыми отходами в регионе;

– выявление мнения всех заинтересованных сторон о мероприятиях по совершенствованию системы обращения с твердыми отходами и выработка взаимоприемлемого решения;

– формирование итогового документа «Региональная стратегия обращения с твердыми отходами в Краснодарском крае» и доведение его до сведения всех заинтересованных сторон;

– контроль за реализацией мероприятий, намеченных в стратегии;

– проведение периодической оценки достигнутых в ходе реализации стратегии результатов и соответствия дальнейших мероприятий изменению внешних условий;

– проведение организационно-психологической подготовки различных групп участников процесса обращения с твердыми отходами и вовлечение их в процесс разработки и реализации стратегии;

– разработка вариантов и привлечение дополнительных источников финансирования осуществления мероприятий, намеченных в стратегии;

– координация процесса кадрового обеспечения реализации стратегии.

Следующим важным аспектом реализации региональной стратегии обращения с твердыми отходами является механизм привлечения финансовых ресурсов и финансирования мероприятий в этой сфере. Причем, речь идет не только о мероприятиях по совершенствованию системы обращения с твердыми отходами, но и о текущем ее функционировании.

В рамках нашей работы мы также предлагаем ввести дополнительный вид таможенных платежей «плата за последующую утилизацию ввезенных товаров». При внедрении нашего предложения может возникнуть недовольство импортеров введением нового вида поборов. Но его несомненным достоинством является появление новых источников средств, имеющих целевой характер для решения экологических проблем в Краснодарском крае.

Также отметим, что функционирование существующей системы обращения с твердыми отходами в Краснодарском крае отличается низкой эффективностью, как экономической, так и экологической. Оказание услуг утилизации ТБО производится не по экономически обоснованным тарифам, а по административно установленным. В то же время в зарубежных странах сфера обращения с отходами, в частности, их переработки, является рентабельной, в нее охотно вкладывают деньги инвесторы, в ней работает частный бизнес. В этой связи считаем важным разработку ряда предложений по повышению инвестиционной привлекательности мусороперерабатывающей сферы деятельности в Краснодарском крае.

Литература:

  1. К вопросу о повышении эффективности государственного управления национальной экономикой / Андреев С. Ю. // материалы Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной науки», 2015. — С. 87–90
  2. Мубаракшина Ф. Д. Современные проблемы и технологии переработки мусора в России и за рубежом / Ф. Д. Мубаракшина // Известия КГЛСУ. — 2011. — № 4. — С. 91–99
  3. Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных антикризисных мероприятий на территории Краснодарского края / Андреев С. Ю., Тауш Л. Э. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2010. — № 55. — С. 207–213.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle