Библиографическое описание:

Коновалова А. Д. Профилактика, социальная реабилитация и борьба с наркопреступностью в Сахалинской области // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 202-205.



Профилактика и борьба с наркопреступностью являются не только национальной, но и международной проблемой. На уровне каждого государства меры борьбы с наркопреступностью должны строиться на научно разработанной и материально обеспеченной антинаркотической программе, включающей меры политического, социального, экономического, медицинского, нравственного, психологического и правового характера. Осуществляться такие меры предупреждения должны в рамках государственной политики в области борьбы с преступностью, с учетом региональных особенностей сложившийся наркоситуации.

Современная наркоситуация в России характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, обладающих психотропным воздействием, а также влиянием на распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения.

В ряде российских регионов отмечается рост распространения наркотиков, изготовленных из местного растительного сырья и лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства, появляются новые виды психоактивных веществ, способствующие формированию зависимых форм поведения.

В 2009 году Совет Безопасности России принял решение, в котором определено, что наркопреступность носит глобальный характер и представляет угрозу национальной безопасности. На основе этого решения была разработана и утверждена Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690 «Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» (далее — Стратегия) [1].

В соответствии с п. 46 Стратегии ее реализация на региональном и муниципальном уровнях осуществляется в форме антинаркотических программ субъектов Российской Федерации и антинаркотических планов органов местного самоуправления.

В Сахалинской области еще до принятия Стратегии была принята и реализовывалась областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Сахалинской области на 2010–2014 годы» [3] (далее — Программа).

Необходимость ее разработки была обусловлена проведенным анализом состояния наркоситуации в Сахалинской области — увеличение численности лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств на 100 тысяч населения, в том числе подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, последствием чего является переход на жесткие, тяжелые синтетические наркотики, зависимость от которых наступает стремительно, обострение криминальной обстановки в сфере незаконного оборота наркотиков, рост организованных преступных группировок, специализирующихся на наркотиках и т. д.

Мероприятиями Программы предусматривалась профилактика злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, организация реабилитационной работы и лечение лиц, потребляющих наркотики без назначения врача, организационные и правовые меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

В рамках Программы была организована большая информационная компания по формированию здорового образа жизни — фестиваль волонтеров «Все в твоих руках», антинаркотические массовые спортивные мероприятия «Спорт Сахалина и Курил против наркотиков», организована работа телефона доверия в областном наркологическом диспансере. Проведено социологическое исследование по теме: «Проблемы немедицинского употребления наркотиков среди населения Сахалинской области» — определены факторы, по мнению экспертов влияющие на наркоситуацию в регионе. Анализ социологических опросов, подтвержденный наркологической статистикой, позволил в рамках исследований сформировать демографический портрет «группы риска».

При участии специалистов Сахалинского областного наркологического диспансера и УФСКН России по Сахалинской области осуществлялось проведение бесед, лекций для родителей несовершеннолетних злоупотребляющих психоактивными веществами.

Во всех детских социальных учреждениях действовали программы «Пока не поздно», «Перекресток», «Волшебная страна чувств», «Навыки жизни», «Все, что тебя касается», «Здоровье плюс» и др. по профилактике употребления психоактивных веществ и по формированию навыков здорового образа жизни.

При участии сотрудников УМВД России по Сахалинской области проведена Всероссийская межведомственная профилактическая операция «Подросток», включающая в себя следующие этапы: «Дорога», «Каникулы», «Хмель», «Всеобуч», «Право ребенка».

Реализация Программы в 2010–2014 годах начала приносить свои результаты: увеличилась доля успешно прошедших медико-социальную реабилитацию из общего числа больных наркоманией, состоящих под наблюдением, доля находящихся в ремиссии из общего числа больных наркоманией, состоящих на диспансерном учете, снизилась заболеваемость синдромом зависимости от наркотических веществ (с 40,6 % до 11,8 % при базовом показателе 2009 года — 36,6 %).

Результатом взаимодействия профилактической работы различных служб и ведомств явилось большое количество потребителей наркотиков, поставленных на учет в Сахалинской области. Лица, употребившие наркотическое вещество, доставляются на медицинское наркологическое освидетельствование сотрудниками УФСКН и УМВД. Это основной источник выявления и передачи сведений врачам психиатрам-наркологам амбулаторно-поликлинической службы. В течение года осуществляется наблюдение за этими лицами, уточняется диагноз, при выявлении симптомов зависимости осуществляется перевод в группу диспансерного наблюдения сроком на 5 лет, более — при условии отсутствия диспансерного наблюдения.

Вместе с тем, опыт реализации Программы свидетельствует об эффективности реализуемых мероприятий, в первую очередь по решению задач, связанных с первичной профилактикой и медицинской реабилитацией. Однако, плановый индикатор «число лиц, больных наркоманией, зарегистрированных на 100 тыс. населения» в ходе реализации мероприятий, достигнут не был. Число лиц, больных наркоманией, зарегистрированных на 100 тыс. населения увеличивается из года в год, что говорит о наличии проблем в работе по организации и осуществлению медицинской и социальной реабилитации, работе с больными наркоманией после прохождения реабилитационных мероприятий, дальнейшем диспансерном наблюдении за указанной категорией лиц. Кроме того, рост показателя связан с распространением синтетических наркотиков и новых наркотических средств, не включенных в перечень запрещенных к обороту.

В целях усовершенствования форм и методов предупредительного-профилактических мер, координации действий органов исполнительной власти Сахалинской области Постановлением Правительства Сахалинской области утверждена государственная программа Сахалинской области «Обеспечение общественного порядка, противодействие преступности и незаконному обороту наркотиков в Сахалинской области» [2].

В перечень подпрограмм включена подпрограмма «Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики в Сахалинской области» (далее — Подпрограмма), которая ориентирована на реализацию положений Стратегии и является звеном единой системы общегосударственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Мероприятиями Подпрограммы предусмотрены меры медико-социальной профилактики, лечения и реабилитации больных наркоманией:

− разработка и внедрение системы социальных реабилитационных услуг для лиц, отказавшихся от немедицинского потребления наркотиков, а также граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеющих членов семей, страдающих наркотической и (или) алкогольной зависимостью;

− оказание социальных услуг родственникам наркозависимых граждан в учреждениях социального обслуживания;

− участие учреждений социального обслуживания в межведомственном постреабилитационном сопровождении наркозависимых;

− внедрение современных методов лечения и медицинской реабилитации наркозависимых лиц;

− направление безработных, прошедших курс реабилитации от наркозависимости и находящихся в стадии ремиссии, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, на курсовую подготовку по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда и другие.

Кроме того, в области утвержден План мероприятий по созданию в Сахалинской области регионального сегмента Национальной системы комплексной реабилитации потребителей наркотических средств и психотропных веществ.

Планом предусмотрены в числе прочих мероприятия, направленные на выявление потребителей наркотических средств и психотропных веществ (далее — потребители наркотиков), мотивирование потребителей к прохождению диагностики, лечения от наркотической зависимости и реабилитации; мероприятия по оказанию медицинской, психологической и социальной помощи потребителям наркотиков.

И все же, принимаемые меры не дают 100 % эффективности реализации Подпрограммы.

Так, в рамках Плана предусмотрено мероприятие «организация предоставления государственных услуг по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудоустройству лицам, успешно завершившим программы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков».

Однако отсутствие механизма, регулирующего процесс сопровождения лиц, прошедших лечение от наркотической зависимости, не позволяет идентифицировать граждан, указанной категории, обратившихся в органы службы занятости за получением государственных услуг в сфере занятости населения.

Для решения этой проблемы службой занятости населения с районными больницами, реабилитационными центрами «Трезвый Сахалин» и «Жизнь», областным наркологическим диспансером заключены соглашения, которые предусматривают информирование наркозависимых, находящихся в учреждениях о возможности трудоустройства и обучения. Организованы и проведены встречи с гражданами, проходящими курс реабилитации по вопросам разъяснения порядка регистрации в целях поиска подходящей работы, услугах, оказываемых службой занятости. Вместе с тем, граждане, прошедшие лечение от наркотической зависимости на учете в службе занятости не состоят, что фактически делает невозможным реализацию запланированного мероприятия.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года». // Собрание законодательства РФ. 14.06.2010. № 24. Ст. 3015.
  2. Постановление Правительства Сахалинской области от 29 декабря 2012 г. № 695 (ред. от 31.12.2014) «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Обеспечение общественного порядка, противодействие преступности и незаконному обороту наркотиков в Сахалинской области на 2013–2020 годы». // Губернские ведомости. 2013. № 14.
  3. Постановление Администрации Сахалинской области от 28 августа 2009 года № 347-па «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Сахалинской области на 2010–2014 годы». // Официальный сайт УФСНК по Сахалинской области

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle