Библиографическое описание:

Михелькевич В. Н., Овчинникова Л. П. Проблемы организационно-методического обеспечения и поддержки инклюзивного онлайн образования // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 29-33.



Закон «Об образовании в РФ» гарантирует гражданам возможность получения того уровня образованности, который соответствует потребностям обучаемого, независимо от состояния здоровья и социального положения. По данным ФСГС, на август 2015 года только в высших учебных заведениях обучаются 16768 людей с инвалидностью, и это далеко не все желающие получить среднее высшее профессиональное образование. За последнее десятилетие государство не раз обращало внимание и заботу на людей с ограниченными возможностями здоровья (создание безбарьерной среды, равных возможностей и т.д.), однако, это не в полной мере решает проблемы в инклюзивном образовании. Здесь необходимо использовать индивидуальные, интегрированные программы обучения в соответствии с ограничением возможностей обучаемого. Использование дистанционных методов в обучении позволит повысить доступность среднего и высшего профессионального образования для обучаемых, не имеющих возможность посещать высшее учебное заведение [1].

Для реализации инклюзивного образования, применяя дистанционные технологии, позволяющие студенту работать как самостоятельно, так и под наблюдением преподавателя, можно использовать интегративную систему организации самостоятельной работы студентов, представленную на рис.1.

Интегративная система отображает процесс самоуправляемой СРС, когда студент не имеет возможности посещать учебного заведение, либо в момент организации самостоятельной работы дома. В этой ситуации вся его учебная деятельность самоорганизуется, исходя из поставленных перед ним цели и задач самостоятельной работы, ее содержания и требований к уровню его освоения. В структуре содержится ряд функциональных блоков, обозначенных арабскими цифрами от 1 до 11.

Блок 1 – это блок целеполагания (целезадатчик), в котором представлено содержание и объем (в часах) самостоятельной работы студентов по дисциплине, цель, и требуемый уровень освоения учебного материала (Т). Состав и тексты этого блока разрабатываются и формируются ведущими преподавателями конкретной дисциплины, включая отбор содержания материала, выносимого на самостоятельное изучение, подбор заданий и задач для самостоятельного решения, разработку тем для реферирования, тем и заданий на курсовое проектирование, вопросов для самоконтроля.

Рис.1. Интегративная система самоуправляемой системы индивидуальной учебной деятельности студента

Блок 2 – это процесс самонормирования загрузки студента (в часах) самостоятельной работой, путем решения многокритериальной оптимизационной задачи, учитывающей его одновременную загрузку СРС по всем другим учебным дисциплинам, изучаемым им в рассматриваемом семестре текущего учебного года.

На этапе самопланирования (блок 3) на основании рекомендованных преподавателями норм загрузки, объемов и трудоемкости различных видов СРС по всем дисциплинам рассматриваемого семестра, разрабатывается студентом план-график СРС, который регламентирует сроки выполнения заданий (контрольных работ) на СРС, учитывая формы контроля и сроки его проведения.

Блок 4 – это выбор стратегии/технологии (концентрированное обучение, архивирование материала, солилоквиум) [2, 3, 4, 5], направленные на освоения учебного материала. Самостоятельную учебную деятельность студент осваивает по выбранной им или рекомендованной по онлайн системе преподавателем.

Система онлайн образования предусматривает и самоконтроль студента (блок 5) за уровнем усвоения учебного материала, средствами оценки служат тесты, контрольные вопросы, контрольные задания, находящиеся в блоке 1. Процесс самостоятельной работы студентов, как объект управления, подвержен воздействию различных внешних личностных и внутренних (системных) помех, вызывающих отклонение фактических результатов СРС (Р) от заданных (Т). К числу внешних помех (hл) можно отнести группу объективных (болезни, выполнение бытовых работ и т. д.) и группу субъективных (отсутствие навыков и умений организации, нормирования и планирования СРС, недостаточный уровень знаний и умений) помех. Системные помехи (hс) обусловлены несовершенством нормирования и планирования СРС, недостатками организационно-методического обеспечения и контроля обучаемых. Если фактические результаты имеют отклонения от установленных требований (Т־Р) = О, то проводится:

- самокорректировка (блок 6);

- самонормирование (увеличение учебного времени на СРС (блок 2));

- самопланирование (изменение сроков выполнения работ или заданий (блок 3);

- смена стратегии/технологии освоения учебного материала (блок 8).

При инклюзивном образовании ведущие преподаватели должны учитывать индивидуальные возможности и способности обучаемых студентов, в соответствии с этим проводится педагогический контроль (блок 9) за успешностью индивидуальной работой студента, с учетом этого проводя персонально назначаемые промежутки времени (блок 10) педагогический контроль. При организации педагогического контроля СРС необходимо использовать такие критерии и диагностические инструменты, которые бы обладали не только высокой валидностью оценки освоенных знаний и уровней сформированности универсальных и профессиональных компетенций, но и высокой эффективностью стимулирования студентов к этому виду учебной деятельности [6].

В случае обнаружения отклонения от заданных/требуемых показателей, производится коррекция учебного процесса (блок 11). И здесь ведущим преподавателям учебной дисциплины следует не только отправлять студентов к специализированным учебно-методическим пособиям по рациональной организации и самоорганизации СРС, но и дать им в вербальной форме рекомендации по специфике самостоятельного освоения конкретного материала.

Очевидно, что интегративная система самоуправляемой индивидуальной самостоятельной учебной деятельности студента отражает идеальную, хотя и вполне реально достижимую ситуацию в образовательном процессе студентов, получающих инклюзивное онлайн образование. Именно в связи с этим, усилия преподавателей и работников структурных учебно-методических подразделений вуза, организующих обучение студентов, должны быть направлены, прежде всего, на создание условий реализации этой системы [7].

Для более полного и образного представления о существующей многомерности и многочисленности факторов, в той или иной мере влияющих и определяющих результативность учебной деятельности студентов и, в частности, на эффективность их самостоятельной работы, целесообразно синтезировать и рассмотреть модель иерархической инфраструктуры системы управления, организации,обеспечения и поддержки самостоятельной работы студентов, представленную на рис. 2.

Рис. 2. Модель иерархической инфраструктуры системы управления, организации, обеспечения и поддержки самостоятельной работы студентов

В иерархической структуре управления СРС главенствующее место принадлежит административным учебно-методическим подразделениям, которые:

- разрабатывают нормативную документацию по СРС;

- разрабатывают Положение об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

- информируют структурные подразделения вуза, обеспечивающие организацию СРС о нормативных документах и рекомендациях Министерства образования и науки РФ по активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений [123];

- контролируют нормирование, планирование и организацию СРС на факультетах и кафедрах;

- оказывают методическую помощь и административную поддержку факультетам и кафедрам по организации СРС.

Деканаты отраслевых факультетов совместно с факультетскими учебно-методическими комиссиями по инклюзивному образованию:

- контролируют обоснованность нормативов среднестатистического времени, устанавливаемых отдельными кафедрами на СРС по учебным дисциплинам, которые ведут преподаватели этих кафедр;

- анализируют содержание рабочих программ сопряженных дисциплин с целью устранения дублирования материала;

- участвуют в проектировании общенаучными и инженерными кафедрами междисциплинарных структурно-логических связей и в разработке междисциплинарных дидактических комплексов.

Деканат инклюзивного образования:

- планирует СРС по семестрам;

- составляет обобщенные графики СРС и ее контроля в целом по факультету, согласовывая объемы и сроки выполнения заданий на СРС по всем дисциплинам, количество контрольных мероприятий (промежуточных аттестаций) за межсессионный период (за семестр), определяет (совместно с кафедрами) необходимые работы по информационному и методическому обеспечению заданий на СРС;

- информирует студентов и преподавателей, ведущих учебный процесс, об установленном графике СРС на предстоящий семестр/учебный год;

- контролирует деятельность кафедр по организации СРС.

Кафедры, ведущие занятия со студентами, выполняют наибольший объем работы по организации СРС и несут соответствующую ответственность за ее результативность. Назовем лишь основные виды деятельности, которые выполняет кафедра:

- организует работу по созданию и комплектованию учебных кабинетов научной и учебной литературой, периодическими изданиями, учебными материалами, пособиями и необходимой, в том числе компьютерной техникой;

- обеспечивает доступность для студентов всего необходимого им учебно-методического материала;

- разрабатывает учебно-методические комплексы (программы дисциплин, учебники, учебные и методические пособия, методические указания и др.) как в печатном, так и в электронном формате, в соответствии с Государственными образовательными стандартами ФРОС ВПО;

- разрабатывает методические пособия и рекомендации по организации СРС;

- разрабатывает задания для СРС, темы рефератов и докладов;

- разрабатывает темы курсовых работ и проектов, выпускных аттестационных работ/дипломных работ и проектов и методические рекомендации по их выполнению;

- разрабатывает вопросы и тесты к зачетам и экзаменам;

- разрабатывает методические указания и инструкции по выполнению лабораторных работ и т.д.;

- предоставляет студентам информацию о наличии на кафедре и в вузовской библиотеке учебно-методической литературы и программных средств по своим дисциплинам.

Кроме того, кафедры, организующие и ведущие преподавание учебных дисциплин, и в силу этого отвечающие за организацию и результативность СРС:

- определяют основные направления, содержание, формы и методы подготовки студентов к самостоятельной учебной деятельности, разрабатывают рекомендации по рациональным и здоровьесберегающим способам и приемам индивидуальной самоорганизации студентами своей внеаудиторной учебной деятельности, по формированию у студентов определенного уровня самодисциплины и мотивов к получению знаний и профессиональных умений;

- определяют конкретное содержание и объем материала, подлежащего самостоятельному изучению по каждой дисциплине учебного плана;

- определяют бюджет среднестатистического времени студентов в данном семестре (методом хронометража, самофотографирования, экспертных исследований и т.п.);

- выдают ведущим преподавателям рекомендации по наиболее рациональному изложению учебного материала как во время аудиторных занятий (в период установочных сессий), так и в создаваемых и издаваемых вузом малотиражных учебных и учебно-методических пособиях, методических указаниях в доступной для эффективного усвоения форме;

- обеспечивают контроль организации и качества выполнения студентами самостоятельной работы;

- составляют графики самостоятельной работы студентов по «своим» дисциплинам с указанием форм контроля и сроков выполнения заданий, представляя их в деканат заочного обучения;

- включают вопросы организации СРС в содержание пропедевтических учебных дисциплин;

- анализируют эффективность СРС, вносят (по мере необходимости) коррективы в отдельные элементы подсистемы педагогического управления СРС;

- осуществляют мониторинг развития умений СРС и вырабатывает рекомендации по их совершенствованию.

Ведущие преподаватели:

- знакомят студентов с системой форм и методов обучения в высшей школе, с рациональными и здоровьесберегающими технологиями выполнения самостоятельной работы, с критериями оценки СРС;

- знакомят студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения и формами контроля СРС;

- осуществляют контроль выполнения студентами СРС, проводят ее анализ и дают ей оценку;

- развивают у студентов навыки работы с учебной литературой, с новейшей научной литературой, с электронными учебными пособиями;

- формируют у студентов умение поиска оптимальных решений и вариантов ответов, навыки научных исследований;

- проводят групповые и индивидуальные консультации по методикам выполнения СРС как в периоды установочных и экзаменационных сессий (очно), так и в межсессионный период (дистанционно - онлайн).

Следует отметить, что преподаватели вузов могут найти весьма ценные рекомендации по вопросам организации СРС в условиях реализации требований ФГОС ВПО в работе Н.А. Морозовой [8], представляющей собой образовательный модуль программы повышения квалификации преподавателей в области проектирования основных образовательных программ.

Вузовская библиотека:

- обеспечивает учебный процесс необходимой литературой и информацией (учебной, методической, научной, периодической, справочной, художественной) в соответствии с учебными планами и рабочими программами дисциплин, в том числе на электронных носителях;

- обеспечивает свободный доступ студентов к основным информационным ресурсам, образовательным ресурсам, к информационной базе данных, в том числе, библиографической, возможность выхода в Интернет;

- организует занятия (обычно со студентами первого курса) по библиотековедению и библиографии с целью формирования у них навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных;

- оказывает помощь студентам в поиске нужной им литературы, в использовании ресурсов медиатеки (CDR-ом, Интернет).

Естественно, что к числу структурных элементов подсистемы педагогического управления СРС следует отнести информационно-вычислительный центр вуза, который обеспечивает информационную поддержку учебного процесса, а также университетское издательство, которое удовлетворяет потребности вуза в издании и тиражировании учебной, методической и научной литературы.

Выводы:

1. Основным видом учебной деятельности студентов в системе инклюзивного онлайн образования является самоуправляемая самостоятельная работа студентов.

2. Представлена модель, которая может использоваться в качестве системного навигатора в организации рациональной самоуправляемой самостоятельной учебной деятельности.

3. Рассмотрены условия эффективного функционирования интегративной системы индивидуальной учебной деятельности студента на всех этапах организации, обеспечения и поддержки самостоятельной работы студентов.

Литература:

  1. Инклюзивное образование: право, принципы, практика». / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. Отв. ред. М. Ю. Перфильева. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС». – 2009.
  2. Овчинникова Л. П. Инновационные педагогические технологии подготовки специалистов для железнодорожного транспорта по заочной форме обучения: монография / Л. П. Овчинникова. – Самара: СНЦРАН, 2010. – 210 с.
  3. Михелькевич В. Н., Полушкин И. А. Солилоквиум – способ интеллектуального и творческого развития личности в сборнике научных трудов» Теория и методика непрерывного образования» – Тольятти: ИОСО РАО, ТГУ, 2003. С 78-82.
  4. Овчинникова Л. П. Высокие технологии подготовки технических специалистов по заочной форме обучения / Л. П. Овчинникова, В. Н. Михелькевич // материалы международ. науч.-методич. конф. // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке. т.2. СПб: СПБГПУ, 2010. – С.36-37.
  5. Михелькевич В. Н.Инновационные педагогические технологии: учебное пособие/ В. Н. Михелькевич, В. М. Нестеренко, П. Г. Кравцов. – Самара, СамГТУ, 2004. – 91 с.
  6. Михелькевич В. Н. Рациональная организация самостоятельной работы студентов: учебное пособие / В. Н. Михелькевич, В. П. Сухинин. – Самара: Изд-во: СамГТУ, 2006. – 30 с.
  7. Овчинникова Л. П. Условия эффективного функционирования системы самоуправляемой индивидуальной самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента-заочника / Л. П. Овчинникова, В. Н. Михелькевич // Вестник Самарского технического университета №2 (20) – 2013. – С.166-173.
  8. Морозова Н. А. Организация самостоятельной работы студентов в условиях проектирования ООП ВПО, реализующих требования ФГОС ВПО. Образовательный модуль для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО / Н. А. Морозова – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. – 2010 – 72 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle