Библиографическое описание:

Сурикова М. А. Учёт психологических реакций осуждённых при проведении воспитательной работы сотрудниками УФСИНа // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 100-103.



Настоящая статья посвящена вопросу учёта психологических реакций осуждённых при проведении воспитательной работы сотрудниками УФСИНа. В статье перечисляются наиболее уязвимые группы лиц, которые содержатся в СИЗО и свойственные им характеристики. В представленной статье так же рассказывается о группах «современных» лидеров, находящихся в условиях заключения. И конечно же, ключевым аспектом выступает способ преодоления внутриличностных барьеров, который заключается в общении заключенных с животными (анималотерапия).

Ключевые слова: преступник, девиантное поведение, адаптация, окружающая обстановка, психика, анималотерапия.

В реальной жизни волевое поведение человека определяется чаще всего сразу несколькими волевыми качествами, сочетающимися с нравственными установками. Поэтому при характеристике волевого поведения используются понятия, отражающие сложные морально-волевые качества, такие как самостоятельность и инициативность, дисциплинированность и организованность, старательность, героизм и мужество, самоотверженность, принципиальность. Но нас интересуют другие качества, которые необходимы человеку для преодоления внутриличностных трудностей индивида, оказавшегося в тюрьме. Для того, чтобы личность не сломалась, ей необходимо обладать такими качествами, как уверенность в себе, коммуникабельность, дисциплинированность и самая необходимая черта, это стрессоустойчивость. Эти черты мы выдвигаем на первый план, так как они помогут человеку привыкнуть к новой обстановке и тем самым не потерять себя в стрессовой ситуации.

Непросто определить, сколько будет длиться первоначальный этап адаптации осужденных. В общей сложности период адаптации продолжается около года. Стоит только переждать, перетерпеть определенный этап, как ситуация сменится на противоположную: меньше страданий, больше результата в положительную сторону. Это можно назвать стартовым надломом. То есть если побороть себя, попытаться стерпеть мучения, то потом, человек станет намного сильнее.

Сложности возникают потому, что человек попадает в непривычную для него обстановку. И тут возникает вопрос о том, что дальше станет с личностью. Она либо сломается, либо останется прежней.

Так же психика человека оказывает огромное влияние на его поведение, когда он лишается свободы. Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта [2, с. 9].

Когда человек меняет обстановку, в абсолютно любых ситуациях, он испытывает чувство страха. А особенно если он осознает, что потеряет свою свободу. Чувство страха зарождается в том, что он знает, что ему придется лишиться определенных моментов в своей жизни. Личность понимает, что не сможет осуществлять какую-либо привычную для него деятельность.

Необходимо отметить, что большую часть осужденных, поступивших в карантинные отделения ИУ в 2004 г., отличают явные признаки социальной дезадаптации:

 отсутствие полноценных семейных отношений и неумение (или нежелание) их создать;

 злоупотребление алкоголем до степеней, не позволяющих контролировать собственное поведение;

 низкая образовательная и профессиональная подготовленность;

 отсутствие мотивации обеспечивать себя средствами существования за счет профессиональной деятельности и т. д.

В психологии выделяются наиболее уязвимые категории лиц, которые содержатся в СИЗО. К таковым относятся:

Несовершеннолетние. Нравственный инфантилизм подростков выражается в безразличном отношении к нормам морали и права, в отсутствии готовности бороться со своими недостатками. Они не переживают чувства раскаяния в совершенном преступлении и чувство вины для них не существует.

Женщины, содержащиеся в СИЗО с детьми. Пребывание женщины с ребенком в условиях изоляции порождает множество проблемных ситуаций. Сначала возникает вопрос о сохранении или прекращении беременности, затем вынашивание и рождение ребенка в изоляции от близких людей. Далее необходимо определить, где и с кем ребенок останется. Во время беременности у некоторых женщин проявляется избыточная тревожность, мнительность, боязливость, склонность к навязчивым страхам, агрессия, подозрительность. В основном это связанно с состоянием тревоги и чувством обеспокоенности за судьбу своих детей.

Лица с психическими аномалиями. Лица с органическими заболеваниями, в зависимости от личностных и характерологических особенностей, могут являться не только активными нарушителями дисциплины, но и подстрекателями к неподчинению законным требованиям администрации исправительного учреждения, оказать сопротивление. Умственно отсталые чаще всего становятся представителями категории «опущенных».

Лица с социально значимыми заболеваниями (туберкулез, ВИЧ-инфицированные). Страх стать отвергнутым, оставить семью без поддержки, потери физических и умственных способностей, потери конфиденциальности обоснована опытом других людей и недостатком информации о заболевании. Хроническая неопределенность с потерей физической и финансовой независимости, горе и вина перед близкими людьми за то, что инфицировал и причинил потери, любимым людям, порождают депрессивные реакции у больных.

Лица, склонные к деструктивному поведению. Личностные характеристики суицидальных личностей: повышенная личностная тревожность, низкий уровень коммуникабельности, низкий уровень интеллекта, быстрая утомляемость, раздражительность, негативизм, психическая ущербность. Им присуще чувство отверженности, ощущение безнадежности и беспомощности, настойчивые мысли о самоубийстве, наличие сильной зависимости от алкоголя или наркотиков.

Опираясь на результаты психодиагностических обследований, «современных» лидеров асоциальных группировок можно условно разделить на три группы, в зависимости от их личностных особенностей и характера поведения.

К первой группе относятся эмоционально неустойчивые, склонные к агрессивному поведению индивиды. У них наблюдается прямолинейно-агрессивный стиль внутригруппового поведения и равнодушие к чувствам других. Так же им свойственна высокая адаптивность, пренебрежительное отношение к социальным нормам, правилам и обязанностям, крайне низкая толерантность к внешним воздействиям и низкий порог, сдерживающий агрессивность, в том числе насильственного характера, а также наличие постоянной раздражительности.

Основной чертой этой группы является стремление получать удовольствие и наслаждения, как можно больше отстраняясь от напряженной деятельности. Их биография включает довольно таки насыщенную картину асоциальных поступков, в том числе раннюю вовлеченность в криминальные группы, драчливость, лживость, склонность к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств.

Вторая группа осужденных отличается спонтанностью и неуправляемостью поведения. Здесь отмечается низкий уровень эмпатии и доверия к окружающим, признаки агрессии и садомазохизма. Реакция на критику обычно выражается в негодовании или насмешках относительно установленных правил и порядков отбывания наказания, моральных принципов, духовных ценностей и социальных интересов.

В конфликтных ситуациях их неуправляемость характеризуется озлобленностью или отсутствием самоконтроля эмоциональных состояний, например, вспыльчивостью или агрессией. Такие лица могут демонстрировать или провоцировать акты самоповреждения для манипулирования лицами и обращения различных ситуаций в свою пользу.

Третья группа лидеров отличается корыстной мотивацией и является наиболее многочисленной. Повседневное поведение представителей этой группы характеризуется неадекватным восприятием позитивных и негативных качеств окружающих, совершением агрессивных поступков без учета последствий. Им свойственны завышенный уровень самооценки, высокая энергетика, бесцеремонность поведения. Они очень быстро адаптируются в незнакомой обстановке, стремятся к неформальному лидерству и обычно достигают успеха.

При отбывании наказания в ИТУ процесс перевоспитания осужденных осуществляется все же в неблагоприятной среде. Антиобщественная направленность личности осужденного искажает ценностные ориентации, нередко приводящие к круговой поруке, насилию, паразитизму, стремлению к противопоставлению администрации. Среда осужденного неоднородна по своему составу даже в пределах одной колонии. Она очень разнообразна по национальному составу, возрасту, образованию, интеллекту, антисоциальной направленности, социально-нравственной испорченности.

При выборе критериев эффективности психокоррекционной работы желательно руководствоваться тем, чтобы они удовлетворяли следующим условиям:

 достаточно полно отражали происходящие изменения в палитре девиантных нарушений, а также в процессе социальной адаптации осужденного;

 оценивали поведение и личностные черты не только с точки зрения объективного наблюдателя, но и включали субъективную оценку самого пациента;

 предлагаемые критерии должны быть достаточно независимы друг от друга.

Ученые отмечают положительное влияние животных на душевное состояние человека. На сегодняшний день анималотерапия признана во всех развитых странах мира, в том числе и в России. Во многих странах созданы специальные институты, в которых исследуется влияние животных на человека. Ежегодно проводятся различные международные семинары и конференции, посвященные участию животных в лечении разных заболеваний.

Анималотерапия открывает широкие возможности в лечении и профилактике множества заболеваний. Специалисты выделяют несколько основных функций анималотерапии:

 функция общения: животные в процессе взаимодействия с человеком помогают ему преодолеть чувство одиночества, становясь партнерами в общении, — эта функция считается первостепенной;

 психофизиологическая функция: общение человека с животными нормализует работу нервной системы и снимает различные проявления стресса;

 реабилитационная функция: взаимодействие человека и животного ускоряет социальную и психическую реабилитацию.

На сегодняшний день анималотерапия считается самостоятельным методом психотерапии, получившим широкое распространение во многих странах мира. Успех в лечении зависит не только от профессионализма терапевта и используемого животного, но и во многом от отношения пациента к конкретному питомцу. В анималотерапии довольно часто используются не только сами животные, но также их изображения или символы. Нередко в психотерапии применяют и звуки живой природы, например, пение птиц или стрекот цикад.

Когда человек попадает в условия изоляции, он становится уязвимым, проявляет агрессию по отношению к окружающей его среде. Так же осужденный может замкнуться в себе, либо специально начать провоцировать администрацию исправительного учреждения, либо он пытается разжалобить окружающих, для того, чтобы обратить ту или иную ситуацию в свою пользу.

Очень важно разграничить людей на отдельные группы, чтобы легче было искать к ним подход, для разрешения проблем. Существуют наиболее уязвимые группы, например, такие как несовершеннолетние, женщины с детьми содержащиеся в СИЗО, лица с психическими аномалиями, лица с заболеваниями ВИЧ и туберкулез и лица склонные к деструктивному поведению. По нашему мнению, особое внимание стоит заострить именно на них. Психологи в основном сталкиваются с проблемами именно этих категорий людей. В этой связи, необходимо проводить систематическую социально-психологическую работу с осуждёнными, чтобы нивелировать такие негативные черты характера как агрессия, склонность к самоубийству, угроза окружающим, подстрекательство сокамерников, угроза убийства своего ребенка и прочее.

Литература:

  1. Васильев В. Л. Юридическая психология: Учебник для вузов / В. Л. Васильев. – 5-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2005. – 656 с.: ил.
  2. Еникеев М. И. Юридическая психология: Учебник для вузов / М. И. Еникеев. – М.: НОРМА, 2005. — С. 9.
  3. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие/ А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2009. — 583 с.: ил.
  4. Немов Р. С. Психология: учебник/ Р. С. Немов. — М.: Юрайт, 2009. — 640 с.
  5. Психология для юристов: учебник/ [Аминов И. А. и др.]. — М.: Омега-Л, 2005. — 552 с.: ил. — (Высшее юридическое образование).
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2008. — 713с.
  7. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle