Библиографическое описание:

Масленкова В. А. Организация проектной деятельности обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы как средство мотивации в процессе обучения тригонометрии // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 471-473.



Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является скорее открытие, нежели обучение

Маршал Маклюэн

Тригонометрия — один из обязательных разделов школьного курса математики. Тригонометрические вычисления применяются во многих областях геометрии, физики, инженерного дела и др.

Наблюдения за реальной практикой обучения школьников показывают, что большая часть из них не понимают значимости тригонометрии в системе других наук. В связи с чем данный раздел математики вызывает трудности у некоторых обучающихся из-за обилия формул и многообразия задач, а зачастую просто нежелание изучать данный раздел.

Большинство тригонометрических задач в школьном курсе математики не имеют прикладной направленности. А ведь задачи с практическим содержанием мотивируют учеников на изучение теоретического материала, поскольку именно на примере прикладных задач можно показать необходимость знания тригонометрических функций и формул для решения проблем, возникающих перед человеком в повседневной жизни или профессиональной деятельности.

К одной из инновационных педагогических технологий, способствующих развитию мотивации учебной деятельности обучающихся, относится проектная деятельность. Метод проектов направлен на индивидуализацию учебного процесса. Данный метод даёт школьникам возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий.

Приведём пример проектной деятельности по математике: «Тригонометрия в медицине». Проект ориентирован на обучающихся 10 классов биолого-химического профиля, представляет собой исследовательскую работу школьников по изучению тригонометрических функций в различных областях медицины. В рамках данного проекта обучающиеся установят связи такого раздела математики, как «Тригонометрия» с другими науками. Работая над проектом, ученики научатся анализировать и интерпретировать найденную информацию; представлять её с помощью средств информационно-коммуникационных технологий; интегрируя знания по биологии и химии, объяснять, где на практике встречаются тригонометрические функции.

Приведём список примерных вопросов, направляющих проект:

– Что такое биоритмы? Какую роль тригонометрические функции играют при построении моделей биоритмов?

– Что изучает кардиология? Какие знания по тригонометрии помогут при исследовании кардиограммы?

– Что изучает офтальмохирургия? Какие знания по тригонометрии необходимы хирургу для совершения операции по лазерной коррекции зрения?

На основе вопросов выделим темы исследования:

  1. Биоритмы. Роль тригонометрических функций при построении моделей биоритмов.
  2. Тригонометрия в кардиологии.
  3. Тригонометрия и лазерная коррекция зрения.

Выделим основные этапы организации проектной деятельности обучающихся:

Этап I.

  1. Выбор учениками темы исследования.
  2. Выдвижение целей и задач проекта.
  3. Формирование учеников в микрогруппы.
  4. Обсуждение плана работы в микрогруппах.

В ходе данного пункта ученики распределяют обязанности в микрогруппах, планируют дальнейшие действия; приступают к заполнению листа планирования работы группы, представленного в таблице 1.

Таблица 1

Лист планирования работы группы:

Группа

Тема исследования:

Цели исследования:

Задачи исследования:

Ресурсы, необходимые для проведения исследования:

Форма представления результатов исследования:

Работа над проектом:

Участники группы:

Роль каждого участника группы:

Результаты проведённого исследования:

Вывод:

Этап II.

  1. Осуществление обучающимися проектно-исследовательской деятельности (анализ научной, научно-популярной литературы; обработка найденной информации).
  2. Разработка доклада по исследуемой теме.

Разработка доклада включает в себя написание текста самого доклада выступления и сопровождающую его презентацию. Ресурс, с помощью которого будет разработана презентация, выбирают сами ученики. Например, можно предложить следующие ресурсы: Microsoft Power Point, Prezi, VideoScribe, Mindomo.com и др.

Этап III.

  1. Защита проектов.
  2. Оценивание результатов.

После защиты проектов, учитель совместно с учениками оценивает представленные проектные работы по критериям, представленным в таблице 2.

Таблица 2

Критерии оценки доклада:

максимальный балл выставляется при полном соответствии требованию;

— 0 баллов выставляется при полном невыполнении требовании;

— при частичном выполнении требования выставляется промежуточное значение.

Группа №

Тема исследования:

Требования

Максимальный балл

Самооценка группы

Оценка другими группами

Оценка учителя

Итоговый балл

Структура:

8

- присутствуют основные этапы исследования

5

- присутствуют и оформлены ссылки на все используемые источники

3

Оформление:

15

- текст на слайде представляет собой опорный конспект (ключевые слова, маркированный или нумерованный список)

3

- наиболее важная информация выделяется с помощью цвета, размера текстовой информации, эффектов анимации и др.

3

- оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания

3

- текст легко читается

3

- презентация не перегружена эффектами

3

Наглядность:

10

- иллюстрации помогают наиболее полно раскрыть тему, не отвлекают от содержания

5

- используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и др.)

5

Содержание:

32

- презентация оригинальна, не дублирует содержание других презентаций

3

- презентация содержит ценную, достоверную, понятную информацию по теме проекта

5

- поставленные цели соответствуют проблеме проекта

3

- сформулированная гипотеза соответствует проблеме проекта

3

- методы проведённого статистического исследования описаны качественно

5

- обработанные результаты исследования представлены качественно

5

- в выводах присутствует и развёрнут ответ на поставленный проблемный вопрос

5

- ошибки и опечатки отсутствуют

3

Выступление:

16

- выступающий свободно владеет содержанием, ясно излагает основные идеи

5

- выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории

5

- презентация служит иллюстрацией к выступлению, но не заменяет его

3

- выступающий обращается к аудитории, поддерживает контакт с ней

3

Коллективная деятельность:

10

- проект является результатом коллективных усилий, отражён вклад каждого участника в работу группы

10

Итого:

91

  1. Подведение итогов.

В заключении урока проводится рефлексия по результатам проектной деятельности.

В рамках предполагаемого проекта деятельность обучающихся направлена на решение задач прикладного характера, что в свою очередь позволяет заинтересовать учеников на изучение такого раздела математики, как тригонометрия; расширяет кругозор; формирует навыки самостоятельной познавательной деятельности; учит ориентироваться в различных источниках информации; сотрудничать со сверстниками и педагогом.

Литература:

  1. Тумашева О. В., Берсенева О. В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе, 2015. № 10 С. 27–30.
  2. Пахомова Н. Ю. Метод проекта в образовательном учреждении/Н. Ю. Пахомова.–М.:АРКТИ, 2003.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle