Библиографическое описание:

Питерцева Ю. В., Удина Е. Н. Изучение уровней краеведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 497-500.



В статье изложены результаты изучения уровней краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, краеведческая компетенция, когнитивный, деятельностно-поведенческий, эмоциональный компоненты, критерии, показатели, уровневые характеристики

The article covers the results of investigation on the local history competence levels of high preschoolers.

На современном этапе особое значение имеет наличие у дошкольников краеведческой компетенции. Это отражено и в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, требованием которого является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей, объединение обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно–нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе привил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [1].

Актуальность исследования.

О необходимости использования краеведческого материала в обучении и воспитании писали Я. А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, А. Дистервег. В России эту идею развивали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский, а также А. С. Барков, В. Н. Буданов, В. К. Кондаков, Н. И. Новиков, Д. Д. Семёнов, Д. С. Лихачев и многие другие.

В настоящее время к проблеме формирования краеведческой компетенции значительно возрос интерес, о чем свидетельствует ряд диссертационных исследований, раскрывающих разные аспекты нового направления — эколого-краеведческого образования, это работы О. Ю. Бабайцевой, Н. В. Гусаковой, Г. Н. Ищук, П. В. Станкевич, О. Н. Шитиковой, Погореловой Я. О., С. А. Шемшуриной и др.

Так С. А. Шемшурина рассматривала краеведческую компетенцию, как совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности, проявляющуюся в осознании ценностей родного края [4].

По мнению А. И. Алейник, краеведческая компетенция — это погружение ребенка во всестороннее изучение им родного края, усвоение краеведческого материала, природоведческого, социального, этнокультурного содержания и выражение к нему эмоционально–ценностного отношения [2].

Исследователи едины во мнении о том, что краеведческая компетенция это знания, умения и навыки краеведческого содержания, усвоенные и применяемые ребенком в его деятельности и выражающиеся в эмоционально ценностной оценке. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы обеспечило нам возможность выделить в краеведческой компетенции старших дошкольников когнитивный, деятельностный, эмоциональный компоненты.

Цель статьиосветить результаты изучения краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Организация иметоды исследования. Экспериментальное изучение проводилось на базе ГБДОУ «Детский сад № 70» (2 группы тершего дошкольного возраста – в дальнейшем именуется как группа А) и ГБДОУ «Детский сад № 90» (2 группы старшего дошкольного возраста – группа Б) в г. Севастополе. Всего в изучении приняли участие 100 детей. Методами изучения выступили: индивидуальные беседы с детьми, трудовые поручения, наблюдение за соблюдением правил поведения в природе, на улице, в детском саду, а также во время образовательной деятельности и в повседневной жизни, количественная и качественная обработка данных.

Диагностикой уровней краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста выступила адаптированная нами методика, разработанная авторским коллективом Т. С. Комаровой, О. А. Соломепниковой [3]. Данная методика позволила взглянуть на изучаемую проблему с разных точек зрения. Критериями выступили когнитивный, деятельностный и эмоциональный компоненты.

Для изучения когнитивного компонента нами была разработана методика, которая включала в себя беседы: «Мой Родной край», «Моя страна, моя история». Целью первой беседы являлось изучение знаний представлений детей о крае, в котором живет ребенок, его природе, географическом положении, жителях (народах Крыма). Целью второй беседы было изучение знаний и представлений о стране и городе, в котором живет ребенок, его символике, истории.

Для изучения деятельностного компонента использовалось наблюдение за выполнениями поручений и соблюдением правил поведения, с целью выявления умения проявлять краеведческую компетенцию в повседневной жизни. Для диагностики были подобраны посильные трудовые поручения на игровой площадке, в группе и на огороде и предоставлено необходимое оборудование. Также проводилось наблюдение за поведением детей на природе, улице и в детском саду.

Для изучения эмоционального компонента проводились беседы «Мой Родной край», «Моя страна, моя история», занятия «Я – Крымчанин», «Мой город», наблюдение за деятельностью детей во время занятий, бесед и в повседневной жизни. Целью было изучение интереса и эмоциональной реакции детей на информацию о родном крае.

Когнитивный компонент предусматривал наличие элементарных краеведческих знаний и представлений о природе, географическом положении, истории родного края, его символике. Его показатели: полнота, обобщенность, доказательность знаний и представлений.

Деятельностный компонент предусматривал деятельностно-поведенческие проявления краеведческих знаний, его показателями были сформированы умения и навыки детей.

Эмоциональный компонент предусматривал наличие положительного эмоционального отношения к родному краю. Показателями были проявление эмоций, эмпатии.

Результаты исследования иих анализ.

Обобщая результаты характера проявлений краеведческой компетенции, мы пришли к определенной констатации: полнота знаний и представлений о природе, географическом положении, истории родного края, его символике у детей групп А и Б старшего дошкольного возраста носят бессистемный, поверхностный характер, сформированы на среднем и низких уровнях. Познавательный интерес не всегда устойчив и требует побуждения взрослого. Дошкольники не всегда различают названия объектов природы, не ориентируются в названиях географических единиц, государственной символике, народах, проживающих в родном крае.

Наблюдение за деятельностно-поведенческими проявлениями детей во время изучения деятельностного компонента в группах А и Б показало, что трудовые умения и навыки сформированы слабо, и проявляются на среднем и низком уровнях. Дети не всегда соблюдали правила поведения в природе, в детском саду. Так можно было наблюдать, как дети давили насекомых, ломали ветки и рвали цветы на участке детского сада, а в группе небрежно относились к игрушкам и оборудованию.

Анализ эмоционального компонента во время изучения показал, что дети в обеих группах не проявляли бурных эмоциональных реакций, чувства гордости, восхищения красотой природы родного края, у детей слабо развито чувство эмпатии к людям, совершившим подвиги в годы войны и в мирное время.

В результате, мы можем констатировать, что высокий уровень краеведческой компетенции не продемонстрировал ни один ребенок из группы А. Достаточный уровень наблюдался у 6 детей, что составило 12 % от общего количества детей, средний уровень наблюдался у 24 детей, что составило 48 %, низкий уровень показали 20 детей, что составило 40 %. Результаты изучения отражены на рис. 1.

Рис. 1. Уровневая краеведческая компетенция старших дошкольников группы А

В группе Б 2 ребенка продемонстрировали высокий уровень, что составило 4 % от общего количества детей, достаточный уровень наблюдался у 7 детей, что составило 14 %, средний уровень проявили 25 детей, что составило 50 %, и 16 детей показали уровень низкий, что составило 32 %. Результаты изучения отражены на рис. 2.

Рис. 2. Уровневая краеведческая компетенция старших дошкольников группы Б

Таким образом, дети из группы А и Б продемонстрировали, в целом, средний и низкий уровни краеведческой компетенции, достаточный уровень по отношению к общей массе очень мал, а высокий уровень краеведческой компетенции присутствует в незначительном количестве.

Вывод. Полученныеэкспериментальные данныесвидетельствует о недостаточном внимании со стороны педагогов дошкольных учреждений к формированию краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Перспективу дальнейшего исследования видим в использовании краеведческого проекта для формирования краеведческой компетенции.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //http://www.rg.ru.2013/11/25/doshk-standart-dok.htm
  2. Алейник А. И. Развитие познавательного интереса младших школьников в образовательном процессе на основе краеведческого материала [Электронный ресурс] / А. И. Алейник // Белгородский институт развития образования. — Режим доступа: http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op11/apo_11/nach11.asp
  3. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под редакцией Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. — М: Мозаика-синтез, 2011. — 96 с.
  4. Шемшурина С. А. Формирование краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Шемшурина Светлана Анатольевна. – Шадринск, 2011. – 7 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle