Библиографическое описание:

Найденова И. С. Электронное портфолио учителей социально-гуманитарного цикла // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 63-65.



Портфолио учителя сегодня уже далеко не новое явление российского образования, а требование, которое предъявляет время к каждому педагогу, не только в нашей стране, но и за рубежом и становится все более популярным. Портфолио можно рассматривать как одно из форм и методов оценки профессиональной деятельности педагога социально-гуманитарного цикла оно является отражением развития его профессиональных компетенций. Требования, на которые опираются учителя социально-гуманитарного цикла, обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом, где перед учителем стоит задача помимо освоения учеником предметных дисциплин, направлять работу на обеспечение формирования гражданской идентичности, овладение духовно-культурными ценностями, социализацию, созданию условий для развития и самореализации обучающихся и т. д. Часто низкий уровень развития социально-гуманитарной компетентности выпускника не позволяет ему в полной мере реализовать свой потенциал в дальнейшем саморазвитии, в трудовой деятельности и социальной жизни [1]. В связи с этим возникает необходимость оценки состояния социально-гуманитарного образования через оценку профессиональной деятельности педагога и одной из оценок может быть профессиональное портфолио. Навыки формирования портфолио должно формироваться еще в школьном возрасте, но для того, чтобы научить обучающегося, педагогу самому необходимо научиться навыкам его формирования, понимать значение и его цель. Можно выделить несколько видов портфолио: методическое портфолио, которое содержит методические разработки учителя; тематическое портфолио, содержащее творческие достижения в деятельности педагога; портфолио достижений, где акцент делается на полученные документы, подтверждающие непрерывное повышение квалификации в процессе профессиональной деятельности; презентационное портфолио, помогающее, как правило, при трудоустройстве; портфолио развития, формирующееся на протяжении всей педагогической деятельности, в котором фиксируется опыт и прогресс в работе педагога; комплексное портфолио, объединяющее несколько видов портфолио.

Какой бы вид портфолио не был выбран педагогом, в любую разновидность в обязательном порядке должно быть включено документальное подтверждение его профессиональной деятельности. Формироваться портфолио может как на бумажном носителе, так и в электронной версии [2; 3]. Для формирования любого вида портфолио педагог проделывает большую работу по систематизации и обобщению своего наработанного материала. Таким образом, происходит преобразование педагога из практика в исследователя [4]. Однако, в век информационных технологий современной визитной карточкой педагога, может стать электронное портфолио, которое представляет весь спектр педагогической деятельности. Оно помогает представить целостную картину профессионального самоопределения педагога, его развития и роста. В электронном портфолио можно представить информацию шире и разнообразнее. Оно позволяет охватить разные аспекты педагогической деятельности преподавания в области социально-гуманитарных наук, представить свое резюме в текстовой более наглядной иллюстративной форме с включением социально-эмоциональных конструктов. Надо отметить, что электронное портфолио — это не просто собранные документы и методические разработки на электронном устройстве (компьютере), как это могло пониматься еще недавно. Такой подход устаревает и имеет свои ограничения, например, результаты своей деятельности можно продемонстрировать ограниченному кругу людей (администрации, педагогическому коллективу конкретного образовательного учреждения, родителям). В настоящее время сложно представить свою жизнь без наличия интернета и это дает огромные возможности педагогам. Электронное портфолио современного учителя — это сайт-портфолио учителя, его может увидеть более широкая аудитория преподавателей социально-гуманитарного цикла, при необходимости воспользоваться идеями, оценить работу учителя, его прогресс, появляется возможность обсудить профессиональные вопросы и обменяться опытом. Электронное портфолио современного педагога должно включать: разработку контрольно-измерительных материалов, направленных на измерение социально-гуманитарное развитие учащегося и его динамику; применение современных теорий и практик в разработке и анализе тестов; освоение современных методов оценки открытых заданий; проведение мониторинга социально-эмоционального развития учащихся; учет индивидуальных особенностей учащихся; отражение внеклассной работы; использование информационных технологий при создании анимационных обучающих программ; опыт он-лайн преподавания при индивидуальной работе с учащимися; владение психологическими, социально-нравственными технологиями развития учащихся; интеграцию знания из разных областей социально-гуманитарных наук и др.

Очевидно, что выбор учителя будет склоняться в пользу электронного портфолио и цифровые технологии, несомненно, будут оказывать влияние на индивидуальную образовательную траекторию и учителя и ученика, а накопленный профессиональный опыт и обмен этим опытом выходит за рамки конкретной школы, города и даже страны, приобретая наднациональные черты [5]. Создание профессионального электронного портфолио поможет учителю более эффективно проследить динамику своего профессионального роста, анализировать свою работу не только в рамках преподаваемого предмета, но и развития учащегося как личности, экономить время на систематизацию материалов и обмен опытом. Наличие современного профессионального портфолио у учителя социально-гуманитарного цикла может говорить о том, что учитель не просто выполняет свою работу механически, а заинтересован в своем профессиональном развитии, становится проводником и партнером для ученика, раскрывая и развивая его способности и возможности не только в области изучения предмета, но формируя социально-эмоциональные компетенции, помогая ученику стать полноценным членом общества.

Литература:

  1. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Дымарская О. Я., Чередниченко Г. А. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. — М.: ЦСП, 2006. — 264 с.
  2. Копылова С. А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога // Практика административной работы. — 2006. — № 8. — С. 31–33.
  3. Hannelore B., Rodriguez-Farrar. The Teaching Portfolio: A Handbook for Faculty, Teaching Assistants and Teaching Fellows. The Harriet W. Sheridan Center for Teaching and Learning Brown University, 2006.
  4. Paul S. George. What Is Portfolio Assessment Really and How Can I Use It in My Classroom, 1995.
  5. Найденова И. С., Найденова Н. Н. Структура измерения качества образования наднациональным инструментарием // Инновации образования. — 2010. — № 12. — С. 96–109.
  6. Копылова С. А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога // Практика административной работы. — 2006. — № 8. — С. 31–33.
  7. Тагунова И.А, Сухин И. Г., Селиванова Н. Л., Дудко С. А., Курдюмова И. М. Теоретико-методологические подходы, обеспечивающие усиление научности современных западных теорий обучения: Монография. — М.: Издательский дом «NewTimes», ООО «Новое время», 2015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle