Библиографическое описание:

Сапрыкина А. О., Сапрыкин А. Н., Сапрыкина Е. Н. Содержание электронного портфолио как отображение дифференцирования предоставляемой информации [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 201-204.



Данная статья рассматривает содержание и различные модели электронного портфолио и потенциал их использования для структурирования предоставляемой информации.

Ключевые слова: электронное портфолио, модели портфолио

Современные требования к организации процесса обучения создают благоприятную обстановку для активного внедрения в него все новых электронных средств обучения. Разнообразие таких электронных средств и инструментов, как находящихся в открытом доступе, так и разрабатываемых специально для каждой конкретной ситуации, делает нелегким выбор подходящих средств обучения и создает необходимость создания методик наиболее эффективного их использования. Технология электронного портфолио является одним из таких электронных средств обучения. Внедрение ее в учебный процесс имеет множество преимуществ по сравнению с другими электронными средствами обучения, и в качестве одного из наиболее важных преимуществ стоит отметить, что электронное портфолио удовлетворяет требованиям ФГОС, в которых сказано, что каждый обучаемый должен иметь свое личное портфолио достижений, а также иметь неограниченный доступ к электронной образовательной среде своего учебного заведения, частью которой и является электронное портфолио, рассматриваемое в данной статье. Данная технология обладает также рядом других сильных сторон, которые обуславливают эффективность ее использования в качестве электронного средства обучения [5]:

  1. электронное портфолио является удобным и наглядным инструментом отслеживания процесса обучения и самосовершенствования обучаемых, а также позволяет педагогу его контролировать;
  2. электронное портфолио развивает у обучаемых навык целеполагания;
  3. электронное портфолио является объединением всех когда-либо созданных обучаемыми работ и поддерживает не только функции сохранения, но и редактирования, демонстрации и предоставления доступа другим обучаемым;
  4. электронные портфолио разных обучаемых можно собирать в своеобразные базы данных, которые позволят педагогам и потенциальным работодателям видеть полную картину конкретного образовательного учреждения, района, города и т. п.;
  5. электронное портфолио является формой развернутого резюме;
  6. электронное портфолио позволяет сразу нескольким педагогам и даже обучаемым участвовать в процессе контроля и оценивания образовательных достижений, что делает его более открытым и объективным;
  7. ведение электронного портфолио формирует и развивает у обучаемых навыки самоанализа и саморефлексии;
  8. ведение электронного портфолио мотивирует обучаемых, делает их работу более наглядной, повышает их самооценку;
  9. ведение электронного портфолио развивает у обучаемых навыки письма и подачи материала;
  10. электронное портфолио стимулирует обучаемых к сотрудничеству, повышает их интерес к работам друг друга;
  11. электронное портфолио формирует и развивает у обучаемых навыки оценивания и самооценивания.

Содержание электронного портфолио не является строго фиксированной характеристикой и может быть изменено в соответствии с конкретными целями любого отдельно взятого обучаемого, но также существует стандартный набор элементов электронного портфолио, без которых оно не может обойтись. Таким образом, следует выделить обязательные и необязательные элементы содержания электронного портфолио (Рисунок 1).

Рис. 1. Элементы содержания электронного портфолио

Наиболее важным обязательным элементом содержания электронного портфолио является раздел завершенных работ, который содержит все работы обучаемого (эссе, презентации, рисунки, результаты тестов и проч.), готовые к демонстрации. Именно работы из этого раздела представляют наибольший интерес как для педагогов, так и для родителей, других обучаемых и потенциальных работодателей. Они не подлежат исправлениям, но могут быть скопированы в раздел незавершенных работ, где могут быть изменены и доработаны. После внесения изменений работа может как заменить свой оригинал, находящийся в разделе завершенных работ, так и стать независимой работой, демонстрируемой в этом разделе. Помимо этих двух разделов к обязательным элементам содержания также относятся раздел оценивания, где педагоги дают оценку работам обучаемого, и раздел комментирования, где оцениванием и обсуждением работ занимаются уже другие обучаемые [3, 4].

Помимо обязательных элементов содержания электронного портфолио в него по желанию пользователя могут быть добавлены и необязательные элементы [2]. В качестве примера таких разделов следует упомянуть раздел рефлексии, где обучаемые могут давать и получать не только оценку собственных работ, но и намечать пути дальнейшего их совершенствования; раздел наград, в который помещаются все награды и сертификаты обучаемого, а также любые свидетельства его образовательных достижений, которые могут впоследствии оказать влиянии на успешность его дальнейшего обучения и работоустройства; раздел целеполагания, где обучаемый сможет четко сформулировать и зафиксировать цели своего обучения, корректировать и дополнять их.

Электронное портфолио может содержать различные элементы содержания, опираясь на готовые модели электронного портфолио, наиболее точно соответствующие различным целям обучаемых и педагогов. Существуют следующие основные модели электронного портфолио [1: с. 134–136]:

Презентационное портфолио. Данный вид электронного портфолио наиболее полно реализует возможности по предоставлению имеющегося материала, например, с помощью него можно демонстрировать доклады обучаемых педагогам или сертификаты о прохождении курсов работодателям. Основными характеристиками такого портфолио являются широкие возможности по редактированию и оформлению материала, а также возможность добавления и демонстрации материалов, не связанных с процессом обучения напрямую, но тем не менее имеющих значение при демонстрации достижений обучаемого.

Квалификационное портфолио. Данная модель портфолио близко связана с презентационным портфолио, так как целью квалификационного портфолио также является демонстрация достижений сторонним лицам, но в данном случае материалы портфолио ограничены только прямыми подтверждениями владения определенной квалификации обучаемым.

Образовательное портфолио. Представляет собой наиболее распространенную модель электронного портфолио, которая принимает участие непосредственно в процессе образования и сосредоточена исключительно на нем. Оно представляет собой электронную образовательную среду с возможностью не только хранения, редактирования и демонстрации файлов обучаемого, но и получения обратной связи от педагогов, других обучаемых, родителей и потенциальных работодателей. Данная модель электронного портфолио формирует множество необходимых навыков, в том числе самооценку, рефлексию, умение планировать собственное обучение.

Непрерывное портфолио. Является расширенной версий образовательного портфолио. Данная модель портфолио охватывает профессиональную и образовательную стратегию обучаемого или педагога на протяжении всей жизни, а не только на протяжении срока обучения в каком-либо отдельно взятом учебном заведении. Непрерывное портфолио перемещается вместе с его владельцем при смене места обучения или работы, что позволяет ему продолжать свою образовательную и профессиональную деятельность без необходимости начинать все с нуля. Несомненными плюсами данной модели портфолио являются его универсальность и высокая структурированность данных и материалов, накопленных его владельцем на протяжении долгого периода времени.

Личное портфолио. Данная модель портфолио содержит только информацию, предназначенную для личного пользования, но при необходимости она может легко быть отредактирована и перенесена в любую другую модель портфолио.

Таким образом, широкие возможности редактирования и наличие готовых моделей делают очевидным потенциал использования электронного портфолио в процессе обучения не только как средства обучения, но и как эффективного инструмента развития творческих способностей и структурированного хранилища цифровой информации, накопленной на протяжении долгого периода времени.

Литература:

  1. Панюкова С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / С. В. Панюкова. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 224 с.
  2. Barrett H. What to consider when planning for electronic portfolios, 1998. URL: Http://transition.alaska.edu/www/portfolios/LLTOct98.html
  3. Cole D., Ryan C. Kick F. Portfolio across the curriculum and beyond / Corwin Press Inc, California. — 1995.
  4. Fischer C., King R. Authentic assessment: a guide to implementation / Corwin Press Inc, California. — 1995.
  5. Hewitt G. A portfolio primer: teaching, collecting, and assessing student writing / Heinemann, Portsmouth NH. — 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): электронного портфолио, электронное портфолио, содержания электронного портфолио, модели электронного портфолио, ведение электронного портфолио, модель портфолио, Содержание электронного портфолио, модель электронного портфолио, Непрерывное портфолио, портфолио разных обучаемых, обучаемых навыки, Технология электронного портфолио, элементов электронного портфолио, вид электронного портфолио, использования электронного портфолио, личное портфолио достижений, Презентационное портфолио, Личное портфолио, Образовательное портфолио, Квалификационное портфолио.

Ключевые слова

электронное портфолио, модели портфолио

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос