Библиографическое описание:

Куижева З. Н. Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 821-824.



«Новая школа это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация, детей с ОВЗ и детей-инвалидов». Д. А. Медведев Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

В современных социально- экономических условиях в нашей стране сложилось стойкая тенденция к интенсивному росту числа детей с ОВЗ — с ограниченными возможностями здоровья различного генеза. Соответственно, на повестку дня ставятся вопросы оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи, способствующей полноценному развитию ребенка, в различных образовательных условиях.

Тенденция сегодняшнего дня — интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную среду нормально развивающихся сверстников.

Это связано с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), признанием их прав на предоставление равных с другими людьми возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Инклюзия, т. е. включение, присоединение, согласно Саламанкской декларации, предполагает вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его возможностям, а также удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий для детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование — совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений. Как показывает опыт, при инклюзивном подходе выигрывает все дошкольники, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех субъектов образовательных отношений.

Наряду с инклюзивным рассматриваются модели интегрированного (от лат.- соединение, восстановление) обучения которое представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную степень включенности детей с ОВЗ в образовательную систему. Интеграция предполагает, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой общеобразовательной школы. Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает понимания цели- гуманизация общественных отношений и принятия права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование. Развитие инклюзивного образования — не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом.

Интеграция и инклюзия возвращают учащихся с ОВЗ в систему общего образования, так как до этого этапа эти дети преимущественно обучались только в системе специального (коррекционного) образования.

Задача современного образования- обеспечить качество и доступность образовательных услуг для всех категорий детей.

Любая школа, детский сад должны быть доступны для всех без возможностей здоровья, проблем развития. Однако для достижения качества инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ необходимо создать в ДОО специальные условия, важнейшее из которых — взаимодействие педагогов в процесс организации образовательной деятельности ребенка.

Сегодня существует специализированные (коррекционные) образовательные учреждения, в общеобразовательных школах введено обучение по программеVIII вида, созданы классы компенсирующего и коррекционного обучения. Проблема- обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, детей- инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, их обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях. На практике учащиеся оказываются изолированными от социума, лишенными коррекционной, реабилитационной и психологической помощи.

Образовательный процесс обучения детей на дому нужно организовывать с учетом особенностей психофизического развития, здоровья и возможностей обучающихся. Для детей с ОВЗ может быть увеличен срок освоения образовательных программ, изменена форма занятий (занятия могут проводиться в учреждениях, на дому и комбинированно). Просто интегрировать таких детей в класс нельзя.

Сопровождение ребенка — инвалида по классам о помощь в организации учебно- воспитательного процесса осуществляется родителями и тьютором, в роли которого выступает учитель. Учащиеся с ОВЗ постепенно (1–2 урока в неделю) включается в общий образовательно — воспитательный процесс. Частичная инклюзия со временем может перейти в полную при соответственном интеллектуальном и физическом развитии ребенка- инвалида. Существенную роль в реализации данной программы играют педагог- дефектолог и учитель — логопед.

Проведенные исследования показали, что большая часть учащихся с ОВЗ имеют нарушения в развитии речи. Это естественно негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка. При инклюзии в обучении у данной категории детей появляется возможность получения квалифицированной логопедической помощи в стенах учреждения.

Логопедическое сопровождение.

Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным дефектом двигательной сферы, что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Коррекционная работа насыщена различными двигательными упражнениями для различных мышечных групп разного характера и сложности. Это упражнения и для общей моторики, мелкой мускулатуры рук и органов речи. Занятия нацелены на развитие силы, работоспособности, подвижности органов, скоординированности движений, адекватности мышечных усилий, выработку контроля и самоконтроля.

Основным условием успешности коррекционных мероприятий с детьми — инвалидами служат первоначальная индивидуализация процесса обучения, коррекция и дальнейшее постепенное их введение в группу сверстников. Например, на этапе постановки звука занятия должны быть строго индивидуальными, а на этапе автоматизации полезны упражнения в парах и подгруппах. Инклюзия на логопедических занятиях способствует дополнительной мотивации и активации речевой функции, демонстрирует положительные примеры речепроизводства, дает возможность соревновательного момента и т. д.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей

  1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
  2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
  3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
  4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.

Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости — фонематическое восприятие, при дизартрии — звукопроизношение и т. д.

  1. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.

Например, планирование коррекционно-развивающего обучения детей СНР состоит из трех модулей:

Формирование фонетической стороны речи.

Совершенствование лексико-грамматических представлений.

Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой — то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно-логопедического обучения.

  1. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.
  2. Большинство детей с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

– тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

– оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

– компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

– использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

– использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т. д.

Результаты инклюзивного образования обучающихся на дому.

Как показали наблюдения, модель инклюзивного образования для детей, обучающихся на дому, т. е. для тех детей-инвалидов, свидетельствуют о следующих результатах:

– компенсация особых потребностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ происходит успешно: дети посещают школу ежедневно, индивидуально занимаются с учителем по основным предметам, остальные предметы по выбору посещают в классе. Дети с двигательными нарушениями получают необходимую помощь специалиста ЛФК, в результате которой самостоятельно могут передвигаться по школе; дети с речевыми нарушениями посещают логопедические занятия, что делает речь разборчивой и доступной для понимания окружающими; психологическая программа реабилитации, компенсирующая интеллектуальные стороны развития, эмоционально-волевую сферу, позволяет детям вести себя адекватно ситуации, адоптироваться в предложенных обстоятельствах.

– улучшилось качество обученности детей с ОВЗ;

– отмечаются позитивные изменения в формировании регулятивных универсальных учебных действий;

– сформировались положительное отношение к деятельности, навыки организации и самоорганизации учебного процесса, дети учатся планировать и оценивать свою деятельность;

– развиваются коммуникативные универсальные учебные действия (вовлеченность детей с ОВЗ в среду сверстников в учебное и внеучебное время обеспечивает сотрудничество и развитие навыков коммуникации обеих сторон: дети с ОВЗ свободно без стеснения могут общаться с ровесниками, здоровые одноклассники не удивляются особенностям детей-инвалидов);

– формируются различные образовательные компетентности (поиск информации в библиотеке, работа у доски, выступление перед сверстниками);

– всестороннему развитию способностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ способствуют доступность образовательной среды: музыка, компьютерная грамотность, рисование, труд.

Грамотные интеграция и инклюзия детей с ОВЗ в среду сверстников результативны не только в образовательном, но и в коррекционном процессе.

Нас трое: ты, я и болезнь

Если ты объединишься с болезнью,

То я ничего не смогу сделать для тебя.

Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь.

Гиппократ.

Литература:

  1. Журнал «Логопед»-№ 4/2014
  2. Журнал «Логопед»-№ 4/2015
  3. Научно-методический журнал «Практический психолог и логопед» № 3(7), 2014
  4. Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» № 4(62), 2014

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle