Библиографическое описание:

Постникова О. В. Педагогические условия развития смысловой произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 841-842.



В статье рассмотрен вопрос о становлении произвольной памяти в дошкольном возрасте, возможностях ее развития в процессе целенаправленного обучения, условия ее развития.

Ключевые слова: память, произвольная память, процессы памяти, дошкольник, условия развития памяти

Память выступает как специфическая форма отражения действительности, которая обеспечивает накопление, сохранение и воспроизведение впечатлений об окружающем мире. Благодаря памяти формируется система знаний, умений и навыков.

Память как процесс состоит из нескольких процессов, к числу которых относятся запоминание, сохранение, забывание, восстановление. Запоминание обеспечивает ввод информации в память через включение поступающих элементов в соответствующие системы ассоциативных связей. Сохранение представляет собой процесс удержания информации на протяжении определенного времени. Сохранение взаимосвязано тесным образом с забыванием. Забывание это процесс, который характеризуется уменьшением возможности припоминания и воспроизведения информации. Более сложной формой установления является воспроизведение, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, переживания, движения. Существенной особенностью воспроизведения является его избирательный характер: оно связано с переработкой воспринятого, которого определяется конкретными условиями и задачей деятельности, а также индивидуальными особенностями субъекта, тем, как он понимает и переживает воспроизводимое. Память нельзя рассматривать вне зависимости от особенностей и свойств личности, её актуального состояния: направленности, мотивации, склонностей, интересов, уровня активности.

На протяжении дошкольного возраста память интенсивно развивается. Этот процесс идет в нескольких направлениях: происходит постепенное дополнение и замещение механической памяти логической памятью, непосредственное запоминание постепенно переходит в опосредованное, непроизвольное запоминание сменяется произвольным.

Л. С. Выготский, В. С. Мухина подчеркивают, что в дошкольном возрасте преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, прерывистость действия, движения, контраст. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка. Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в 4-летнем возрасте. Память приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил её, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности [1,4].

Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил.

Произвольная память у детей старшего дошкольного возраста может быть сформирована на разном уровне. З. М. Истомина выделяет три таких уровня:

– для низкого уровня характерно отсутствие вычленения цели запоминать и припоминать;

– для среднего уровня характерно наличие цели, но без применения способов, направленных на ее осуществление;

– высокий уровень характеризуется наличием цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого [3].

Дети 6–7 лет достигают второго и третьего уровня развития памяти.

Главным педагогическим условием развития смысловой произвольной памяти является специальное обучение и контроль со стороны взрослого, благодаря которому детям дошкольного возраста становятся доступными логические приемы запоминания. К этим приемам относятся: группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.

Дети 5–6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5–6 летние дошкольники исправляют текстуальные неточности. Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, то есть ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.

Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников — обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5–6 летние дети впервые принимают указания, как надо запоминать. Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:

– степени освоения соответствующих мыслительных операций;

– содержания и характера материала;

– характера обучения. Только при его организации запоминание становится логическим.

– наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.

П. Я. Гальперин считает, что обучение приемам логического запоминания включает в себя 3 основных этапа:

1-й этап — практического действия (дети учатся раскладывать картинки по группам);

2-й этап — речевого действия (после предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие из них можно отнести к той или иной группе);

3-й этап — умственного действия (на этом этапе распределение картинок по группам осуществляется ребенком в уме, затем он называет группу) [2].

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития смысловой произвольной памяти. Для этого могут быть использованы разные виды игр, среди которых особенно выделяют исследователи дидактические игры.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что развитие смысловой произвольной памяти в дошкольном возрасте эффективно происходит в процессе целенаправленного обучения. В ходе такого обучения важно осуществлять знакомство детей с приемами логического запоминания, упражнять их в использовании данных приемов в игровой деятельности, учитывать уровень развития произвольной смысловой памяти детей.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психологияразвития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 190 с.
  2. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 162 с.
  3. Истомина З. М. Развитие произвольной памяти у детей в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с.
  4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
  5. Семененко М. А. Роль игры в развитии произвольной памяти у современных дошкольников 5–6 лет: автореферат диссер. на соиск. уч. степени магистра. М, 2014. 19 с.
  6. Смирнова Е. О., Гударева О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1. С.16–21.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle