Библиографическое описание:

Выборнов Р. А. Проблемы зимней навигации речного транспорта в РФ // Молодой ученый. — 2016. — №13.1. — С. 27-29.



В данной статье сделана попытка отразить позиции речного транспорта в РФ в настоящее время, раскрыть проблему зимней навигации, узнать о её решении, а также изучить все аспекты данной проблемы и ситуации в целом.

Ключевые слова: речной транспорт, навигация в зимнее время, проблемы зимней навигации, решение проблем навигации зимой, ледоколы, ледокольные работы, ледостав, перевозки, грузооборот, зимовка кораблей, корабли смешанного плавания, функции ледоколов.

Водный транспорт — один из самых древних способов доставки грузов. Он использовался практически во всех древних цивилизациях. Свою популярность данный вид транспорта заслужил благодаря дешевизне, надежности и достаточно низкой аварийности.

Наша страна– так же не была исключением, еще со времен Древней Руси активно использовался речной транспорт. Важными судоходными реками для славян были Днепр, Дон, Днестр, Буг, Волга. Славяне активно использовали торговый путь «из варяг в греки», о чем свидетельствую находки историков.

И одной из немногих, на тот момент времени, проблем, связанных с транспортом — была проблема зимней навигации. Наши предки не могли решить данную проблему в силу своих технических и научных достижений, но как же эту проблему решают в Российской Федерации.

Поэтому, цель мой статьи разобрать проблемы зимней навигации и какие меры предпринимаются для решения данной проблемы.

Прежде чем приступить к проблеме зимней навигации, стоит узнать позиции и уровень развитости речного транспорта. Согласно федеральной службе государственной статистики (Росстат) на 2015 год количество перевозимых речным транспортом грузов в 2014 составило 119 млн. тонн, что составляет около 1,5 % от общего числа перевозок осуществляемых иными видами транспорта [1]. При этом загруженность речных магистралей составляет примерно 50–60 %.

Что касается пассажирских перевозок, то с 1980 года показатели снизились со 103 млн. человек, до 13 млн. человек, примерно в 7,4 раза. Причиной столь сильного снижения показателей перевозок внутреннего водного транспорта (ВВТ), стало резкое падение объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в 90-е, когда произошел спад в Российской экономике. Помимо этого, вследствие ухудшения инфраструктуры внутреннего водного пространства у речного транспорта, в последнем десятилетии прошлого века, что привело к снижению конкурентоспособности данного вида транспорта [5].

Одной из важнейших задач для современного флота является — необходимость в его срочном обновлении, ведь средний возраст кораблей, участвующих в перевозках грузов, составляет около 32 лет.

Состояние портов, согласно мнению Александра Зайцева (президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта, негативная ситуация продолжает усугубляться. Помимо этого, портовые сооружения подверглись сильному износу, а основные фонды — устаревают. Помимо прочего порты находятся в государственной собственности и в течении 25 лет не получали финансирования, а законодательство устроено так, что частный предприниматель не сможет вложить свои деньги в развитие портовой инфраструктуры. В результате каждый год страна теряет 2–3 порта.

Также Александр Зайцев заявил, что речной транспорт не выдерживает конкуренции с автомобильным транспортом, из-за меньшей скорости и мобильности [6].

Водные магистрали также находятся в упадке. Их количество сократилось в два раза по сравнению с 1985 года, при этом в 3,2 раза сократилась длина водных путей с гарантированными глубинами. По мимо всего, стоит отметить, что несмотря на вступление России в ВТО, наши внутренние водные пути до сих пор закрыты для иностранных судов [5].

В результате, мы имеем очень низкие показатели по количеству перевозимых грузов на километр речных путей — 1 тысяча тонн. Если сравнить этот показатель с другими станами, то мы получим: в Китае этот показатель выше в 10 раз, в США — в 12, а в Германии вообще в 30 раз больше [9].

Рассмотрим далее специфику и проблемы зимней навигации в РФ. Помимо устаревания и постепенной потери конкурентоспособности, у речного транспорта есть еще одна не менее важная проблема: на территории Российской Федерации, практически все судоходные реки, подвергаются ледоставу, причем в разных климатических условиях время и продолжительность замерзания рек разные, от одного месяца до восьми. Стоит отметить, что на сегодняшний день районами, наиболее нуждающимися в речном транспорте, являются северные и восточные территории России там, где навигационный период, из-за климатических особенностей, очень короткий, что дает дополнительную мотивацию в решении данной проблемы.

В России корабли уходят на зимовку в разное время, в зависимости от места нахождения судна и климатических условий в данной области. Но сама технология зимовки примерна одинакова. Корабли зимуют прямо во льду, но прежде чем вода замерзнет проводится целая серия действий, по обеспечению безопасной зимовки для судна:

1) Как правило, место зимовки выбирается со слабым течением, а сами суда фиксируются деревянными балками на Расстоянии 3-х метров от берега. Все эти меры нужны для того, чтобы во время весеннего таянья льдов, ледяные глыбы не выбросили судно на пирс.

2) Из судна сливается вся жидкость, чтобы замершая вода не испортила двигатель, помимо этого, максимально разгружается само судно. Это делается для уменьшения массы корабля, т. к. более легкое судно — имеет более маленькую осадку, на случай, если во время зимовки судно пострадает, то ущерб будет гораздо меньше, если образуется слишком толстый лед.

3) Помимо судов, к зиме так же готовят и непосредственный водоем, где будет непосредственно проходить зимовка. Основным действием, является, при использовании систем шлюзов, понижение уровня воды. Как известно вода в замершем состоянии имеет гораздо больший объем, таким образом, если оставить уровень воды таким же, то толща льда, буквально вытолкнет судно на берег [7].

Замерзание рек грозит не только нарушением работ речных портов, компаний и навигации на реках в целом, но и может привести к аварии самого судна. Последствия аварийных ситуаций — могут быть самые разнообразные, от попадания на мель и поломки двигательно-рулевого комплекса, до повреждения корпуса и возможной гибели судна [4].

Таким образом, в России существует большая необходимость в решении проблемы зимней навигации. И нечто подобное уже существует. Применение ледоколов на реках России, позволило несколько продлить навигационный период. Хотя многие уходят на зимовку вовремя, опасаясь, ледяных аварий, которые могут погубить судно. Так что ледоколы имеют просто колоссальное значение для современного речного транспорта РФ [3]. Основными функциями ледоколов являются:

1) прокладка канала для других судов, а именно, создание узкого прохода во льдах.

2) буксировка крупных кусков льда, расчистка водных путей.

3) освобождение судов из ледового плена

4) уничтожение ледовых перемычек на водных путях.

5) доставка грузов в те места, до которых не могут добраться иные суда.

6) Создание условий для выполнения научных, военных, или иных задач.

7) Туризм, сейчас, можно приобрести путевку на Северный полюс в качестве транспорта здесь как раз и выступает непосредственно сам ледокол. [8].

Одной из основных функций ледокола также является более раннее вскрытие ледяной корки весной, тем самым еще немного продлевая навигационный период. Одной из подобных процедур является — проводка судов к боковым устьям судоходных рек. Дело в тои, что весной, в боковых реках паводок проходит гораздо быстрее иногда 12–15 суток. И основная задача состоит в том, чтобы сосредоточить флот в устьях боковых рек до наступления паводка, если же этого не сделать, то завоз грузов будет сорван.

Еще одним решением стало создание кораблей смешанного плаванья, которые за счёт своих характеристик могут осуществлять навигацию в зимнее время. Основными особенностями данного транспорта являются относительно не большая глубина осадки и высокая прочность остова. Главной сложностью при создании такого судна, является необходимость не только в сочетании основных качеств речного и морского транспорта, но и избежание их недостатков. Например, корпуса кораблей, предназначенных для морских перевозок, из-за суровых морских условий, имеют более высокую прочность, чем внутренний водный транспорт, хотя при этом проигрывает в весе. Речной же транспорт имеет менее прочные характеристики остова. Преимущество этих судов в том, что они могут, доставлять грузы, как по рекам, так и не далеко от морской береговой линии, что гораздо выгоднее.

Итак, речной транспорт в нашей стране, благодаря географическим особенностям, все еще пользуется популярностью, как способ дешевой доставки грузов. Но из-за проблем с зимней навигацией и невозможностью полностью решить данные проблемы, он может полностью лишиться конкурентоспособности и фактически исчезнуть с российских рек.

На сегодняшний день речной транспорт, хоть и проигрывает иным видам транспорта по скорости и грузоподъемности, все же необходим в некоторых регионах на севере и востоке нашей страны, где в нем сохраняется необходимость, а именно, в регионах с низкой инфраструктурой, где у речного транспорта есть нескрываемое преимущество.

На данный момент времени многие проблемы речного транспорта, связанные с сезонностью — полностью не решены, что сохраняет проблему зимней навигации в Российской Федерации. Хотя и есть способы продлить навигационный период, зачастую, решения либо дорогие, либо не гарантируют полную безопасность судна. Но в самом речном транспорте, при попытке разобраться в проблеме, начинаешь понимать, почему проблема сезонности отходит на второй план.

Литература:

  1. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) — Россия 2015 статистический справочник.
  2. Министерство транспорта Российской Федерации. — Транспорт России информационно-статистический бюллетень январь-декабрь 2014 года.
  3. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — Ледокольные работы. 2012г.(http://enc-dic.com/brokgause/Ledokolne-rabot-61721.html)
  4. Лобанов Василий Алексеевич — Ледовые качества и ледовая аварийность флота внутреннего и смешанного плавания.2014г. (http://naukovedenie.ru/PDF/70tvn413.pdf)
  5. Г. Л. Гладков — Обеспечение условий судоходства на внутренних водных путях, 2012г.(http://www.rostransport.com/science_transport/pdf/8/8–14.pdf)
  6. Вячеслав Лобов — Условия меняются, проблемы остаются, 30.12.2014г.(http://www.gagarinalg.ru/_ld/4/427_HHZ.pdf)
  7. Корабельный портал(korabley.net), где и как зимуют теплоходы. (http://korabley.net/news/gde_i_kak_zimujut_rechnye_teplokhody/2012–02–14–1095)
  8. sivilink.ru, атомный ледокольный флот России — единственный в мире (http://sivilink.ru/atomnyj-ledokolnyj-flot-rossii-edinstvennyj-v-mire/)
  9. Biofile.ru, Речной транспорт в России. (http://biofile.ru/geo/4875.html)
  10. Информационный портал «О теплоходах», Проблемы российского речного флота. (http://www.oteplohodah.ru/novosti/novosti-sudohodstva/problemy-rosiiskogo-rechnogo-flota.html).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle