Библиографическое описание:

Чудакова Н. В., Тонова А. С. Горизонтальный пластический балет как технология оздоровления, коррекции и творческого самовыражения детей с ОВЗ на основе авторской программы «Горизонтальный пластический балет. Театр физического воспитания и оздоровления детей Н. Н. Ефименко» // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 134-137.



В данной статье рассматривается влияние горизонтального пластического балета на проблемы большинства детей дошкольного возраста, связанные со здоровьем и двигательным развитием. Особое внимание обращается на количество ослабленных новорожденных детей из-за травм, полученных при родах. В статье широко раскрыты цели и задачи горизонтального пластического балета и его влияние на детский организм.

Ключевые слова: горизонтальный пластический балет, система физического воспитания, большая нагрузка, позы горизонтального пластического балета

Горизонтальный пластический балетэто новая система физического воспитания, спортивной тренировки коррекции, оздоровления и творческого самовыражения детей. Стиль работы оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя программу горизонтально-пластического балета, занимающиеся как бы погружаются в особый мир движений, музыки, образов, порождающих соответствующие ассоциации.

Совершенно очевидно, что сегодня у большинства детей дошкольного возраста имеются проблемы, связанные со здоровьем, и чаще всего — с двигательным развитием.

В последние годы заметно возросло количество ослабленных новорожденных детей из-за травм шестого, поясничного отдела, а также черепно-мозговых травм, получаемых во время родов. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители очень увлекаются интеллектуальным развитием ребёнка (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков по подготовке к школе). Именно поэтому у детей дошкольного возраста нарушается осанка.

Система физического воспитания в детском саду позволяет повысить интерес к физическим занятиям и стимулировать их двигательную активность без ущерба для здоровья.

В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс ДОУ.

Одной из важнейших проблем физкультурно-оздоровительной работы ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий. Острота проблемы состоит в том, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс систематических и интеллектуальных проблем.

Большая нагрузка физического развития ложится на физкультурные занятия. Но, несмотря на это, физкультурных занятий порой не хватает, чтобы глубже развить физические качества детей. Поэтому было решено создать кружок физического развития «Степ — аэробика». Для организации и проведения работы за основу была взята педагогическая технология «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Н. Н. Ефименко. Ключевыми позициями являются строгое следование законам природы и всеобъемлющий игровой метод. В рабочей программе представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей. Методика этой технологии заключается в том что все упражнения выполняются в лежаче-горизонтированных позах (упражнения в положении лёжа на спине, на животе, ползание по-пластунски, на средних и высоких четвереньках, упражнения в положении сидя, на низких и высоких коленях). Не исключаются движения и в положении стоя. Таким образом, в этой форме работы акценты переносятся с традиционных танцевально-оздоровительных движений — в горизонтированный, четырёх опорный вектор, относительно медленный, плавный стиль движений под музыку. В горизонтально-пластическом балете естественная красота движений, изящество, законченность, выразительность. Все упражнения сопровождаются текстом-сказкой, которая позволяет тренировать тело, развивать интеллект и формировать у детей необходимые духовные качества.

Новизнаданной физкультурно-оздоровительной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления. Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей, как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.Все позы в программах «горизонтального пластического балета» горизонтальны:

– упражнения в позах лежа на спине;

– упражнения в позах лежа на животе;

– упражнения в позе на боку;

– упражнения в переворачиваниях со спины на живот и наоборот;

– упражнения в упоре лежа;

– упражнения в упоре сзади;

– упражнения в ползания по-пластунски;

– упражнения в ползании на низких, средних и высоких четвереньках;

– упражнения в позе сидя;

— упражнения в позе на низких и высоких четвереньках.

Слово «пластический» отражает характер движений, рекомендуемых в «горизонтальном пластическом балете». Все движения, преимущественно в начале программы, плавные, мягкие, пластичные. Они словно растягиваются по времени. Из программы должны быть исключены быстрые, резкие, инерционные движения, особенно в позвоночном столбе. Слово «балет» сразу подчеркивает, что физические упражнения выполняются под соответствующую музыку, с использованием элементов хореографии.

Движения в горизонтальном пластическом балете должны быть красивыми, изящными, законченными, с сохранением необходимых поз, жестов, мимики. У детей развивается чувство ритма, столь важное в хореографии и спорте. Программы горизонтального пластического балета могут проводиться вместо комплексов гимнастики пробуждения — как утром, так и после дневного сна. Укороченные программы могут быть использованы в качестве физкультурных минуток, физкультурных пауз. Специальные коррекционные программы оправдают себя в индивидуальной работе с «отстающими» детьми. Да и некоторые знания по физической культуре можно вполне провести в этом стиле. А какими интересными, музыкальными, эстетичными могут стать физкультурные праздники, если в них включить программы горизонтального пластического балета. Интересные возможности можно реализовать в «горизонтальном пластическом балете» и как в новом виде соревнований. Перспективны их колоссальны, а правила могут быть самыми разными.

  1. «Координатная сетка» — ребенку предлагается в течение музыкальной программы (от 3 до 10 минут) коснуться кистью или стопой предварительно разложенных в определенных местах предметов (это могут быть кубики, кегли и т. п.), причем сделать это нужно красиво, изящно, искусно сочетая движения с музыкой, За отведенное время надо успеть коснуться всех расставленных предметов, обычно образующих какую-либо геометрическую фигуру.
  2. «Собирание искладывание предметов» — в этой программе ребенку предлагают собрать, двигаясь под музыку, разложенные на полу предметы и сложить их в одном (указанном заранее) место за определенное время (до 10 минут).
  3. «Оживление предметов» — в этой программе мальчик (или девочка) должны последовательно коснуться каждого из спортивных предметов (например, мяча, скакалки, гимнастической палки, обруча), разложенных по углам условного квадрата, «оживить их», выполнив с ними под музыку несколько движений в горизонтальных позах. Необходимо за определенное время (от 3 до 10 минут) успеть «оживить» все предметы.
  4. «В тесноте, да не вобиде». — Данный класс программы горизонтального пластического балета кроме всего прочего развивает у детей точность и координацию движений, чувство схемы собственного тела, ориентировку в малом и большом пространстве. С одной стороны зала по линии раскладываются кубики (или кегли) одного, например, желтого цвета. На расстоянии 4–6-8 метров от них на другой стороне зала выстраивается с интервалом в 1–1.5 метра аналогичная шеренга кубиков, но другого цвете, например, красного. С обеих сторон таких кубиков может быть по 4, 5, 6 и т. д. Дети принимают исходное положение лежа на спине, каждый у своего кубика. Задача противоположных шеренг — за отведенным музыкальным звучанием время (от 3 до 10 минут) поменяться с партнерами местами (каждый со своим партнером сидящий напротив). Причем надо успеть это сделать вовремя, выполнять перемещения в горизонтальных положениях, двигаясь эстетично, в соответствии с характером музыки, и, не задев при встрече партнера, умело разойтись.
  5. «Джунгли» — этот класс программы горизонтального пластического балета предполагает наличие в зале в заданном пространстве множества предметов, например, кегли, кубиков, мячей, которые имитируют джунгли. Дети должны так умело двигаться между ними, чтобы постараться не сбить ни один из предметов.
  6. «Эстафета»в этом классе программы обычно соревнуется две команды, каждая из которых располагается в линию или по кругу. У первых участников обеих команд имеется одинаковое количество эстафетных палочек (по 8–12 шт.), длина которых составляет 25–30 см. На протяжении времени звучания музыки (от 3 до 10 минут) каждая команда должна передать все эстафетные палочки последнему своему участнику, замыкающему колонну или круг. При этом движения выполняются в горизонтальных позах, в соответствии со звучащей музыкой.
  7. «Рисуем музыкой образ без предметов» — в этом классе программ детям предлагается придумать и создать свой образ движений под заданную музыку. Так, предварительно прослушивая фрагмент музыкальной записи, дети должны, исходя из характера музыки, постараться наяву воспроизвести то, что они услышали в этой мелодии, показано то, что им привиделось. О чем они подумали. Причем выполнение упражнений можно сопровождать словесным комментарием — рассказом, описывая то. Что слышишь, чувствуешь и делаешь.

Естественно, что перечисленные выше классы программ горизонтального пластического балета, описанные как соревновательные, могут применяться и каждодневно в качестве учебно — развивающих. Количество детей, занимающихся одновременно с педагогом, может варьироваться: от подгруппы в 8–10–12 человек при фронтальном занятии 1–2 — 3–4 малышей во время индивидуальной коррекционной работы.

Следует также сказать о трех ступенях сложности программы:

  1. «По подражанию» — самый легкий, простой уровень, когда малыш повторяет за педагогом все его движения.
  2. Самостоятельно, но с необходимой помощью педагога отдельным детям или при выполнении каких-то композиций.
  3. «Полное самовыражение» — самый зрелый, сложный и заключительный уровень программ горизонтального пластического балета. Дети здесь должны самостоятельно, без участия педагога, создать свою двигательно-музыкальную композицию, полностью выразить свое понимание музыки и чувству движений.

Программы горизонтального пластического балета могут быть как общими (развивающе — оздоровительными), так и специальными — коррекционными, направленными на преодоление тех или иных двигательных нарушений.

DSC_0020

Рис. 1. Выполнение упражнений

DSC_0009

Рис. 2. Упражнения в положении лежа

Применение в физкультурно-образовательной работе ДОУ методики горизонтального пластического балета гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, лёгкую походку, является профилактикой нарушения осанки.

Литература:

  1. Н. Н. Ефименко «Горизонтальный пластический балет» Таганрог. 2001г.
  2. Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Таганрог. 2000 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle