Библиографическое описание:

Ступицкая И. В. Программа оздоровления детей и ее применение [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 135-137. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2106/ (дата обращения: 14.12.2017).

«Здоровье» - это состояние полного физического и социального благополучия, а не просто отсутствия болезней или физических дефектов (ВОЗ).

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны, все мы несём историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

За последние годы в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана.

В нашем детском саду используется целенаправленная программа по оздоровлению детей.

Жизнь прекрасна и удивительна, когда человек здоров. Эта истина известна каждому. Поэтому растить детей физически крепкими, жизнерадостными - задача любого дошкольного учреждения, и всеми усилиями коллектив МДОБУ д /с № 7 старается решить эту проблему.

Тщательно изучив множество литературы, пересмотрев процесс обучения и воспитания, внесла коррективы в воспитательно-образовательный процесс, разработала систему сохранения и укрепления здоровья. Предоставила данный план работы на рассмотрение администрации, медицинскому работнику, родителям. В целом план был

Детский сад расположен в благоприятной экологической зоне города: удалён от трассы, вблизи действующих заводов, густо озеленён. И это позволяет использовать все доступные природные факторы. Один из компонентов, обуславливающий здоровье детей, – чистый воздух. При озеленении территории детского сада и участков не просто высаживаются деревья, но подбираются в соответствии с их целебными оздоровительными свойствами. "Каштановый щит" в аллее своей пышной кроной позволяет задерживать большой процент вредных веществ, пыли. В летний зной образуется тень и удерживает влагу корневой системой, чем увлажняет воздух летом. Хвойные породы деревьев: туя, ель, можжевельник - способны (особенно перед дождём) выделять летучие фитонциды, содержащие йод. Летом под хвойными деревьями влажно и прохладно. Есть у нас и липа, наполняющая ароматом воздух в период цветения, что благоприятно влияет на нервную систему детей. Листья липы хорошо очищают воздух от пыли и копоти. Отвар же сухих цветов липы - душистый целебный напиток, который с удовольствием употребляют дети. Во дворе детского сада растут разные деревья, помогающие оздоровлению детей:

берёзы, молодые клейкие листочки которые выделяют весной антибактериальные фитонциды;

клён, чьи листья содержат большое количество кислорода;

калина -в её ягодах есть и сахар и витамины, и растительные масла....

Чаи, отвары, кисели, добавки в пироги - всё это не только полезно, но и необходимо для профилактики простудных заболеваний.

В группах созданы условия для выращивания комнатных растений: хлорофитум, циперус, аспарагус, герань, клеодендрон. Эти растения выделяют фитонциды, которые поражают или задерживают рост и размножение вредных микроорганизмов. Усилиями сотрудников в здании сада создан зимний сад. Все комнатные растения улучшают водно-газовый обмен, уменьшают сухость в помещении, восполняя этим недостающие положительные ионы в воздухе. Параллельно ведётся работа по формированию осознанно - бережного отношения к растительному миру, прививается любовь к природе, воспитываются трудовые навыки по уходу за растениями.

В саду применяется фитотерапия, под руководством врача и медицинской сестры подбираются травы: - успокаивающие: мелиса, мята.

бактерицидные: ромашка, липа, шалфей.

для иммунной системы детей : шиповник, черёмуха. Применяем ароматизацию воздуха с душицей, шалфеем, эвкалиптом.

Вместе с детьми высаживаем и выращиваем круглый год ( летом - на огороде ,зимой - в группе) лук и чеснок. Лук и чеснок убивает вирусы, стимулирует пищеварение, улучшает сердечную деятельность. Вся данная работа даёт положительные результаты.

Оздоровительная работа приводится в соответствии с условиями воспитания и образа жизни семьи. Даются консультации: меньше смотреть телевизор и компьютер, чаще бывать на свежем воздухе в парке, не включать в рацион детей продукты, содержащие консерванты, искусственные красители, эмульгаторы. Предлагая необычные полезные рецепты: "мармелад из клюквы", "кисель из малины", "варенье из смородины", "малиновый джем", "студень из крыжовника", настои и отвары трав, доступные дома.

Творческое внедрение принципов здоровьесберегающего обучения позволило внести следующие коррективы в существующий воспитательно-образовательный процесс.

  1. Создать систему обучения в режиме динамических поз на индивидуальных массажных ковриках.

  2. Изменить тщательный режим зрительной работы в условиях ближнего зрения на режиме дальнего и частично ближнего.

  3. Проводить специальные занятия по увеличению резерва зрения.

  4. Использовать зрительно-координарный и сенсорно-координарные тренажи.

  5. Увеличить зрительно – пространственную активность.

  6. Использовать на занятиях экологическое панно.

Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшалось общее состояние, стимулировались активные точки и зоны, повышалась иммунная система, мобилизовалась внутренняя сила организма, являлась прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им всё это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.

Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к занятиям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми. В конце года группа по оздоровлению детей была с самым низким процентом по заболеванию и самым высоким процентом по посещению бассейна, самым большим количеством детей первой группы здоровья. В своей работе с детьми использовала современные здоровьесберегающие технологии: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика коррегирующая. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж. Коррекционные технологии: сказкотерапия, технологии воздействия цветом.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.

Применение в работе МДОБУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, т.к. мы создавали условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от наших конкретных условий; опирались на статистический мониторинг здоровья детей, вносили необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечивали индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Это не предел в нашей работе в данном направлении. Будем искать новые возможности растить детей физически крепкими, использовать современные технологии, позволяющие укреплять здоровье детей.

Основные термины (генерируются автоматически): оздоровления детей, оздоровлению детей, оздоровления детей дошкольного, формы оздоровления детей, методы оздоровления детей, здоровье детей, детей дошкольного возраста, Инновационные формы оздоровления, Инновационные методы оздоровления, дополнительного образования детей, здоровья детей, Программа оздоровления детей, дошкольном образовательном учреждении, маршрут оздоровления, вопросу оздоровления детей, проблема здоровья детей, Образовательная программа дополнительного, нервную систему детей, мониторинг здоровья детей, здоровья воспитанников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос