Библиографическое описание:

Васюкова О. Б. Развитие творческих способностей детей с помощью техники оригами в процессе ознакомления с художественным словом // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 22-26.



Значение оригами, его широкие возможности применения в комплексе с другими видами обучающей деятельности.

Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука — это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. «Источники способностей и дарований у детей — на кончиках их пальцев» писал В. А. Сухомлинский.

Я решила обратить самое серьёзное внимание на значение оригами, его широкие возможности применения в комплексе с другими видами обучающей деятельности.

Прочитав и изучив пособие Т. И. Тарабариной «Оригами и развитие ребёнка» я заинтересовалась методикой проведения занятий. Чтобы вызвать у ребёнка интерес к конструированию из бумаги и эмоционально настроить его на деятельность, в книге предлагаются произведения художественной литературы. Прежде чем приступить к изготовлению поделки детям читаются стихи или рассказы. Ребёнок воображает себе происходящее событие и своё отношение он передаёт в работе.

Моей целью стало необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста.

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Оригами в комплексе с чтением художественных произведений помогает:

– сделать рывок в развитии речи;

– улучшить произношение и обогатить лексику;

– подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;

– развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз — умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

– стимулировать фантазию, проявить творческие способности;

– играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве.

Задачи исследования

  1. Изучить педагогическую литературу по проблеме обучения детей оригами
  2. Разработать перспективный план воспитательской работы, направленный на совершенствование техники «Оригами» на три учебных года (средний, старший, подготовительный возраст)
  3. Подобрать комплекс занятий (оригами + художественная литература) доступных каждому возрасту.
  4. Разработать проект для подготовительного возраста по данной теме.

Педагогические средства, используемые в работе

1) Формы проведения — игры, занятия, чтение худ. литературы, театральные постановки;

2) Формы организации — групповая, по подгруппам, индивидуальная;

3) Методы — словесные, наглядные, практические;

4) Приёмы — показ, художественное слово, задания индивидуальные и коллективные, музыкальное сопровождение

5) Стиль общения — личностно — ориентированное взаимодействие с детьми.

Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Меня, как педагога заинтересовал вопрос, почему бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях? Тем более что бумага — материал малозатратный и доступный.

Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой предполагает, на мой взгляд, недостаточный объём возможного использования бумаги как материала для конструирования. Значительно большее внимание уделяется аппликации.

Оригами — один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений, мелкую моторику и воздействуют на интеллектуальное развитие. А при совмещении использования художественной литературы решаются множество актуальных проблем обучения и развития детей.

Ни в одном источнике нет планирования по оригами от средней до подготовительной группы. Я попыталась определить темы изготовления поделок всех возрастных групп, исходя из совмещения с ознакомлением с художественной литературой. Сказки, стихи, загадки, рассказы –прекрасный речевой материал, на основе которого у дошкольников обогащается речь, формируется мировоззрение.

Чтобы разнообразить занятия я решила составить проект по обучению оригами и добавить ознакомление с художественной литературой. Свой проект я назвала «В гости к сказке вместе с волшебным квадратиком» Т.е я беру за основу сказку, рассказ, стихотворение, где герои звери, птицы и мы сначала прочитав произведение начинаем делать её героев, тем более, что значение чтения художественной литературы так же немаловажно в развитии детей. Как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже дома родители читают детям книги. Интерес к традиционным сказкам, рассказам, стихам постепенно угасает. А ведь худ. литература формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир. Данный проект является формой работы по приобщению детей к чтению, с продуктивной деятельностью- оригами.

Краткое содержание проекта

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга, меньше становится время для совместной деятельности. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых людей. Сказка– прекрасный речевой материал, на основе которого у старшего дошкольника формируется его мировоззрение, обогащаются его чувства и речь, открываются такие духовные ценности, как любовь и милосердие, добро и красота, храбрость и благородство, а техника оригами- это отличный повод для времяпровождения и создания персонажей любимых сказок.

Задачи:

а) овладение ребенком дошкольником изготовления поделок в технике оригами

б) умение работать по схемам

в) развитие творчества, фантазии, художественного вкуса

г) развитие уверенности в своих силах и способностях.

д) развивать желание придумывать свои поделки

е) обыгрывание своих поделок, показ спектаклей (настольный театр), составление рассказов и сказок по своим поделкам.

Предмет

Ознакомление с художественной литературой. Техника оригами.

Возраст

Старший дошкольный возраст (6- 7 лет)

Приблизительная продолжительность проекта

Долгосрочный проект в виде кружковой работы.8 месяцев

Дидактические цели/ ожидаемые результаты обучения

Познакомить детей со способами и приёмами складывания фигурок из бумаги. Создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой используя театр оригами.

Формировать коммуникативные навыки через знакомство со сказками. Развивать художественно- речевые навыки через театрализованную деятельность, артистические способности. Воспитывать нравственные качества, любовь к творчеству, аккуратность и терпеливость.

План оценивания

График оценивания

Оценивание происходит на заключительном этапе

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Чтение сказок, умение слушать сказку, умение складывать из бумаги простейшие фигуры оригами

Мероприятия проводимые в ходе проекта

1) Погружение в проект::консультация для родителей на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к технике оригами»; Предварительная работа: разучивание песни «Что такое оригами». Задание на дом — изготовление фигурок — собачка, кошка, мышка (для постановки театра) Разучивание ролей для постановки сказки.

Закрепление изученных в старшей группе базовых форм

2) Вводное занятие с детьми «Добро пожаловать в сказку».

3) Чтение р.нар. сказок Царевна –лягушка, Грибы, Круть и Верть. Авторские- Рябиновая сказка, Г. Х. Андерсен — «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», Три поросёнка.

Изготовление персонажей и предметы сказки.

4) Чтение и разучивание стихотворений «Ёлка» К.Чуковского, «Про ежа» И.Усачёва. Складывание из бумаги.

5) Мастерская проекта: родители принимают участие в изготовлении сказочных героев способом оригами, а также родители совместно с детьми изготавливают коллажи по любимой сказке, для использования их в дальнейшем для выставки работ детей

6) Постановка спектакля по русской народной сказке «Теремок»(шапочки сделаны совместно с детьми)

7) Отгадывание загадок о Снегурочке, лисе, зайце, коте. Краткий пересказ знакомых сказок с этими героями. Изготовление поделок.

8) Слушание сказки «Жихарка». Складывание из бумаги.

9) Защита проекта: «Путешествие в страну сказок». Показ итоговой презентации.

Этапность.

Эту работу я начала со средней группы. Учила детей сгибать лист бумаги прямоугольной формы, добиваясь, чтобы дети совмещали углы и стороны. Полученная поделка у нас превращалась в альбом, где мы наклеивали овощи, фрукты, игрушки.

В следующий раз такой же сложенный лист у нас превращался в автобус, приклеив окна и колеса. В дальнейшем, закрепляя умение складывать лист бумаги пополам, мы сделали дома, грузовики. И вот у нас появился целый бумажный город, с разным транспортом. Мальчики увлеченно играют со своими поделками.

Следующий этап — выполнение поделок из квадратов. Учу детей складывать квадрат по диагонали, чтобы совпадали углы и стороны: поднимаем углы наверх -получился цветок и вот у нас уже запестрел коврик разноцветными тюльпанами. В следующий раз также складываем квадрат, но углы опускаем вниз. Дети определяют, кого они увидели в своей поделке. Катя видит собачку, а Арсений — поросёнка. В течение первого года мы сделали поделки — мордочка лисы, котёнка, зайца. Оформили коллективное панно — «бабочки на лугу», «заюшкин огород», «самые красивые тюльпаны для мамы»...

На занятиях я использую сочетание наглядного и словесного метода объяснения.

В старшем возрасте работа по изучению базовых форм продолжается. Мы знакомимся с новой формой «блинчик», «двойной треугольник» и конечно отрабатываем ранее изученные базовые формы, которые вводятся в процесс изготовления различных игрушек. При этом используются ситуации с заданиями в стихотворной форме.

С детьми старшего возраста начинали занятия оригами с изготовления поделок из квадрата -изображали рыб. Учила детей делить квадрат на 4 части так, чтобы боковые стороны его оказались согнутыми вовнутрь. Для украшения используем обрезки цветной бумаги, фольгу. Дети дополняют изображение глазами, жабрами, чешуей, хвостом. И вот перед нами множество разнообразных рыбок. Дети с восхищением смотрят на них и решают: «А давайте сделаем аквариум и запустим наших рыбок». Так у нас появился «аквариум» с золотыми рыбками. Дети дали названия своим рыбкам: Мы отметили, что делали все одинаковых рыбок, а в результате украшения все рыбки получились разными. В дальнейшем мы учились делать птиц: домашних (курочка, петух); зимующих (синица, ворона, воробей) — работа называлась «Покормите птиц зимой», экзотических (попугай). Причем дети придавали изделиям черты индивидуальности, выразительности, я предлагала им самостоятельно из обрезков цветной бумаги украсить птиц, этим стимулируя детей на творческую направленность. На третьем заключительном этапе предусмотрено создание условий для самостоятельного конструирования. Дети по словесному указанию умеют выполнять основные базовые формы.

Для того, чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, я в своей группе создала определенные условия. В уголке по ручному труду находятся в достаточном количестве квадраты разного размера и цвета; обрезки цветной бумаги, схемы по изготовлению тех поделок, которые дети уже научились делать и новые, чтобы они могли самостоятельно попытаться, глядя на схему, сделать ту или иную поделку. Здесь же есть образцы различной бумаги, чтобы дети могли убедиться, в чем отличие и сходство бумаги.

Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать такие художественные произведения: «Федорино горе», «Крокодил» К.Чуковского, сказок «Колобок», «Репка», «Заячья избушка», «Теремок» и другие. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Персонажи, выполненные в технике оригами, мы используем в разных видах театра. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни.

Проведя данную работу сдетьми решаются следующие проблемы:

1) Подготовка ребенка к школьному обучению.

Развитие мелкой моторики, формирование ловкости пальцев и кистей рук. Подготовка ребенка к школе. Техника оригами способна решить многие задачи к школьному обучению

2) Дефицит игровой деятельности.

Ведущей в дошкольном возрасте является игра, а мы пытаемся увеличить объем информации, и на первое место ставим учебную деятельность. У детей практически не остается свободного времени, когда они могли бы самостоятельно играть. Оригами создаёт условия, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой.

3) Творческая активность и самостоятельность в художественно-эстетическом развитии ребенка через совершенство овладения техникой оригами.Оригами помогает развить уверенность в своих силах и способностях — неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус, а также самостоятельную творческую деятельность

4) Применение продуктов детской деятельности в самостоятельных играх детей и театральных постановках.

5) Создание сюжетно-тематических композиций.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации.

6) Развитие коммуникативных способностей детей.

Складывая фигурки оригами, выполняя оригинальные подарки своими руками ребенок мысленно вкладывает в нее все свои добрые намерения и пожелания. Выполняя работу нельзя мешать друг другу, прийти на помощь товарищу.

7) Связь оригами с другими видами деятельности.

Ни в одном источнике нет единого планирования по оригами от младшей до подготовительной группы. Я попыталась определить темы изготовления поделок всех возрастных групп, исходя из совмещения с ознакомлением с художественной литературой. Сказки, стихи, загадки, рассказы — прекрасный речевой материал, на основе которого у дошкольников обогащается речь, формируется мировоззрение.

Литература:

  1. 3.А. Богатеева“Чудесные поделки из бумаги”, Москва “Просвещение”, 1992 год.
  2. Г. И. Долженко “100 оригами”, Ярославль Академия развития 1999 год
  3. И. А. Рябкова «Художественно- творческая деятельность. Оригами», «Учитель» 2015 год.
  4. Т. И. Тарабарина “Оригами и развитие ребёнка» Издательство Академия развития, Ярославль,1998 год.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle