Библиографическое описание:

Адылова Т. Б. Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2016. — №12.1. — С. 13-14.



Мечта каждого учителя — научить всех детей: и умных, и талантливых, и не очень способных. Как это сделать? Как на уроке у одних не вызвать скуку, а у других страх непреодолимости? Как сделать так, чтобы не получилось, как у Михалкова С.: «Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал».

Сегодня существует большое количество методик, направлений, педагогических трудов, обобщающих опыт не одного поколения учителей, цель которых — помочь учителю в профессиональном росте. Современный учитель должен оперативно воспринимать то новое, что становится наиболее актуальным в вопросах образования, владеть технологиями, которые позволяют ему формировать человека ищущего, стремящегося к самопознанию, самоопределению, самореализации.

Например, технология уровневой дифференциации.

Цель данной технологии: обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, что ведет к индивидуализации обучения, а, следовательно, к развитию личности. Создается комфортная среда для развития каждого ребенка с учётом его индивидуально-психологических особенностей.

Основная задача дифференцированного обучения — вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Дифференцированное обучение — технология обучения, ставящая своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучаемых [1].

Дифференциация процесса обучения предполагает, прежде всего, разделение обучающихся на группы по каким-либо признакам. При этом необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может быть явным, то есть группы будут четко определены, отделены друг от друга, и неявным, когда границы между группами размыты, стерты, реален переход учеников из группы в группу. Другим, не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в выделенных группах. В условиях дифференциации обязательно должно происходить изменение процесса обучения.

Исходя из подготовленности группы, условно можно поделить учащихся по уровню знаний, сформированности умений и навыков, а также способов познавательной деятельности на три группы: сильные, средние и слабые. Но эти группы не являются постоянными. В процессе работы время от времени можно делить группу на тематические группы. Это позволяет уделить внимание тем учащимся, которые не усвоили новый материал.

1 группа — сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания можно выдавать повышенной трудности.

2 группа — учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, нужно стараться развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

3 группа — учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. В работе с ними следует применять письменные инструкции-алгоритмы, образцы рассуждений, таблицы [2].

Основа технологии уровневой дифференциации — формирование познавательного процесса. Путь к нему лежит через разнообразные формы работы: карточки с дифференцированными заданиями, продуманная последовательность заданий, работа по заданному алгоритму, игровые формы организации познавательной деятельности, комментирование заданий, дифференцированная работа с общим текстом, работа над сообщением и докладом, разноуровневые зачеты, тесты, презентации домашних заданий и т. д.

Задания 3 группы — это базовый уровень знаний. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Работа на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приемов запоминания. Такие задания должен уметь выполнять каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе.

Задания 2 группы обеспечивают овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эти задания вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину боле цельной.

Выполнение заданий 1 группы поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эти задания предусматривают свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Учащийся решает проблему, опираясь на полученные в школе знания, осваивает сведения, углубляющие материал, ищет логическое его обоснование, творчески применяет на практике. Этот уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

Обобщив результаты работы по данной теме, можно сделать ВЫВОД, что у ребят появляется интерес к таким формам учебной деятельности как индивидуальная, парная, групповая. Работая в парах, группах, учащиеся ставят цель к выполняемой работе, делают выводы, учатся быть коммуникабельными, учатся помогать друг другу, поддерживать, разъяснять, производить самопроверку, взаимопроверку, самостоятельно работать в любой ситуации.

Дифференциация обучения позволяет обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Основной смысл дифференциации в обучении заключается в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них наиболее рациональный характер работы. Таким образом, процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям [3].

Литература:

  1. Лаврентьев В. В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением. // Завуч № 1 2005.
  2. Фролова Т. Я. Организация дифференцированного подхода при обучении правилосообразным действиям. // Русский язык в школе № 5 2003.
  3. http://videouroki.net/ Дифференцированное обучение на традиционных уроках русского языка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle