Библиографическое описание:

Ширалиева Г. И. Особенности копинг-стратегий у студентов педагогического колледжа // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 806-809.



Человек растет и развивается по мере своей включенности в события, которые играют для него важные роли. На его пути встречаются многочисленные трудности, которые необходимо преодолевать. Однако каждый раз, пытаясь преодолевать проблемы, человек сталкивается с множественными ситуациями, которые травмируют его психику. Именно поэтому в последнее время все большее внимание со стороны психологов уделяется анализу поведения человека в сложных обстоятельствах.

В настоящее время в психологии проблема изучения копинг-стратегий является одной из самых актуальных и обсуждаемых. С момента рождения человек сталкивается не только с глобальными природными и социальными катастрофами, но и постоянно переживает индивидуальные жизненные события, которые требуют от него адаптивных и гибких способов совладания.

Проблема совладания личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине XX века. Впервые термин «копинг-поведение» появился в психологической литературе в 1962 году. Л. Мэфи применил его, изучая каким образом дети преодолевают кризисы развития. А в 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями [2].

Понятие «coping» происходит от англ. «cope» (преодолевать); в германоязычной психологии в этом же смысле используются как синонимы понятия «Bewaltigung» (преодоление) и «Belastungsverarbeitung» (переработка нагрузок). В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление [2].

Совладение (анг. сoping) — психические процессы и поведение, направленные на преодоление и переживание стрессовых ситуаций, особенно психосоциального характера.

По мнению И. М. Никольской и Р. М. Грановской, под копинг-стратегиями подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справится со специфическими внешними и / или внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека с ним справиться [1].

Сирота А. Н. отмечает, что копинг-поведение — это форма поведения, отражающая готовность человека решать жизненные проблемы, умение использовать определенные средства для преодоления психоэмоционального стресса [4].

Таким образом, совладение представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [5]. Современные исследования указывают на то, что психологическая защита нужна личности, чтобы сохранить удобную для себя картину мира и образ самого себя.

В настоящее время выделяют три подхода к толкованию понятия «копинг». Первый, развиваемый в работах N. Haan, трактует его в терминах динамики Эго как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения. Второй подход, отраженный в работах R. N. Moos, определяет «копинг» в терминах черт личности — как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. Согласно третьему подходу, признанному авторами понятия Лазарус и Foklman, «копинг» должен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром [3].

Таким образом, понятие копинг-стратегии охватывает широкий спектр человеческой активности, от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций.

Деятельность современного педагога осуществляется в условиях умственного, психоэмоционального и физического напряжения. Собственное психическое здоровье и психологическое благополучие являются профессионально — важными качествами специалиста, работающего с людьми. Неумение управлять своим поведением, находить оптимальный выход из конфликтных ситуаций может привести к дезадаптации личности, профессиональным деформациям. Это выражается либо в различных формах агрессии и гнева, либо в форме эмоциональной холодности и отчужденности. Поэтому стало очень интересно узнать, какими копинг-стратегиями обладают студенты педагогического колледжа.

Целью моего исследования явилось изучение гендерных особенностей в выборе стратегии совладающего поведения. Объектом исследования является стратегии совладающего поведения. Предмет исследования — гендерные различия в проявлении стратегии совладающего поведения у студентов педагогического колледжа.

Исследование проводилось на базе ГАПОУ «Астраханский социально-педагогический колледж». Выборку составили 70 человек (31 мальчиков, 39 девочек, средний возраст — 18 лет).

Теоретико-методологической основой являются принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), когнитивный транзактный подход к совладающему со стрессом поведению (Р. Лазарус, С. Фолкмен), подход к трудным жизненным ситуациям и совладанию с ними (Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, Р. М. Грановская, И. М. Никольская, Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский).

Для исследования особенностей совладающего поведения студентов педагогического колледжа я использовала методику «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан), «Диагностику копинг-поведения в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой). «Диагностику стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях».

Анализ полученных данных показал, что у 76 % испытуемых, ведущей копинг-стратегией является стратегия, направленная на разрешение проблем, которая отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым, способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья.

52 % испытуемых присущи копинг-стратегии поведения, направленные на поиск социальной поддержки, которые позволяют при помощи внешних социальных ресурсов успешно совладать со стрессовой ситуацией.

У 76 % студентов педагогического колледжа доминирует средний показатель выраженности стратегии, направленной на избегание проблем. Мы полагаем, что это может быть связано с особенностями будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что ведущими стратегиями совладающего поведения студентов педагогического колледжа являются стратегии, направленные на разрешение проблем и на поиск социальной поддержки.

По методике «Стратегии импунитивного поведения в конфликтных ситуациях» нами были получены данные, которые свидетельствуют о том, что для опрошенных ведущими стратегиями являются: самоизменение (44 %), то есть ситуация преодоления конфликта и кризиса оценивается как источник личностного роста, приобретения ценного жизненного опыта и изменения к лучшему. Самовосприятие изменяется в сторону представления о себе как о более сильном, уверенном и зрелом человеке.

36 % испытуемых в стрессовой ситуации применяют рациональные действия, то есть действия, направленные на позитивное разрешение проблемы и выбор целесообразного пути выхода из сложившейся ситуации.

Поиск помощи используют 32 % испытуемых, то есть они нуждаются в социальной поддержке, когда их настигает ситуация угрозы или стресса. Для них очень важно, чтобы рядом были близкие люди.

У 30 % респондентов выявлен контроль эмоций. Они полностью контролируют свое эмоциональное состояние, внешне выглядят сдержанно и не показывают своих эмоций.

Отрицание как ведущая стратегия импунитивного поведения выявлена у 29 % опрошенных. Для данной группы испытуемых характерен уход от реальной ситуации, отрицание сложных, трудных последствий переживаемой проблемы.

Выражение чувств (26 %), то есть для данных испытуемых характерно внешнее проявление своего эмоционального состояния, впечатлительность, низкий уровень самообладания.

Анализ результатов, полученных по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» позволил распределить испытуемых на три группы, в зависимости от преобладающей стратегии совладающего поведения.

Так, 60 % составляют испытуемые, для которых свойственно копинг-поведение, направленное на разрешение задачи, то есть поведение данных испытуемых направлено на поиск альтернативных путей решения проблемной ситуации.

34 % опрошенных в стрессовых ситуациях используют копинг-поведение, ориентированное на эмоции, то есть поведение, контролируется сугубо эмоциональным состоянием, человеком правят эмоции.

Кроме того, у 6 % опрошенных выражен копинг, ориентированный на избегание, то есть для данных испытуемых характерен уход от реальной ситуации, отрицание сложных, трудных последствий переживаемой проблемы.

То есть, студенты педагогического колледжа чаще выбирают копинг-стратегии, направленные на решение задач.

Обобщив результаты экспериментального исследования копинг-стратегий студентов педагогического колледжа нами установлено, что отличительной особенностью их поведения в стрессовой ситуации являются умение разрешать любые конфликтные ситуации, которые испытуемые оценивают как источник личностного роста, приобретение жизненного опыта и изменение к лучшему; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов. Испытуемые способны определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым, способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья.

Литература:

  1. Грановская Р. М. Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. — СПб.: «Эксклюзив», 1994.
  2. Нартова — Бочавер С. К. Copingbehavior в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. — 1997. — № 5.
  3. Рыжов Д. М. Соотношение психологической защиты и копинг-поведения // Эмоциональные и когнитивные аспекты развития личности: сб. межвуз. науч. трудов., 2004.
  4. Сирота Н. Я., Ялтоновский В. М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 1994. — № 1.
  5. Ферихем А. Личность и социальное поведение. — СПб.: Питер, 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle