Библиографическое описание:

Рахматов К. У., Янгибоев Б. Ф. Инновационный потенциал Узбекистана и пути его эффективного использования // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1420-1422.



Инновационный потенциал Узбекистана и пути его эффективного использования

В настоящее время инновационное развитие становится наиболее важным элементом социально-экономического развития странам и регионов мирового хозяйства. Рост экономик США, ЕС, Японии, Южной Кореи, Китая, Индии во многом обусловлен развитием наукоемких отраслей, разработкой и внедрением инноваций. Без инноваций экономическая система не достигла бы устойчивого равновесия, которое будет препятствовать дальнейшему развитию национальной экономики. В Узбекистане, как и в других государствах мирового сообщества, проводится масштабная работа по модернизации, техническому и технологическому перевооружению промышленного производства, вовлечению в этот процесс академической и отраслевой науки. Поэтому в нашей стране должен быть глубоко изучен, проанализирован, максимально использован и адаптирован успешный опыт государств, где инновации обеспечивают ожидаемый экономический рост национальной экономики.

Самого серьезного внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций,направляемых на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразованиям в экономикестраны. В этих целях в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счет всехисточников финансирования в эквиваленте 15,8 миллиарда долларов США, или с ростомпротив 2014 года на 9,5 процента. При этом более 3,3 миллиарда долларов, или свыше 21процента всех инвестиций-это иностранные инвестиции, из которых 73 процентасоставляют прямые иностранные инвестиции. [1, с. 2].

Инновации являются сложным экономическим и организационным процессом, который опирается на использование двух видов потенциала-научного (новейших технологий и техники) и интеллектуального, связанного со способностью внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности. Важным элементом этого процесса выступает его инвестиционное обеспечение-нахождение и рациональное использование финансовых средств. В каждой стране он развивается по-своему, в соответствии со спецификой экономического уклада. Но ясно одно, что эти сложные взаимосвязи должны быть отрегулированы в рамках государственной политики, направленной на создание национальной инновационной системы (НИС). НИС предполагает самое непосредственное взаимодействие общественных и государственных институтов, образовательных учреждений и бизнес-сообществ в проведении общей долгосрочной стратегии развития. Решающая роль в формировании такой стратегии и обеспечении необходимых институциональных условий для ее проведения принадлежит государству.При разработке у нас в стране концепции формирования системы коммерциализации научно-технических разработок и инноваций были определены пять основных элементов инновационной системы. [2, с. 328]. Разработка этих элементов остро необходима для более активного вовлечения науки в сферу экономического развития: нормативно-правовая база инноваций; институты финансирования инновационной деятельности; информационный комплекс; научно-образовательная база инноваций; структура трансферта технологий.

Обобщая международный опыт формирования национальной инновационной системы, можно выделить два основных типа стратегии. [3, с. 335]. Так, первый тип – это стратегия «заимствования» или модель догоняющего развития. При данном типе стратегии инвестиционная политика направлена в основном на формирование технологической базы за счет направления капитала на приобретение новейшего оборудования, техническое и технологическое переоснащение производств. Это способствует снижению себестоимости продукции, повышению уровня производства и конкурентоспособности товаров на мировом рынке. Данный тип присущ развивающимся странам. Второй тип-стратегия «наращивания» или модель повышения существующего научного потенциала с использованием собственного научно-технического потенциала. Здесь используется инвестиционная политика, направленная на поддержку и развитие собственной научной базы. Основной акцент приходится на финансирование исследований и разработок новых товаров, услуг и методов их производства. Этот тип присущ развитым странам.

Главным ориентиром для нас должно быть непрерывное технологическое и техническое обновление производства, а также постоянный поиск внутренних резервов,осуществление глубоких структурных преобразований в экономике, модернизации и диверсификации промышленности. [1, с. 3]. В Республике Узбекистан проходит активнаяполитика, направленная на улучшение технологической базы предприятий реального сектора экономики за счет проведения повсеместной модернизации, технического и технологического переоснащения производств. Так, с 2007 года реализуются программымодернизации отраслей промышленности, направленные на обновление мощностейпроизводства. Однако, не смотря на это, сегодня существует дефицит необходимыхконкурентоспособных мощностей. Функционирующие сегодня на предприятиях производственные мощности малоэффективны и требуют больших затрат на текущееобслуживание, что не позволяет выпускать современные виды конкурентоспособнойпродукции.

Для оценки существующего уровня развития инновационной сферы используется такой показатель как структура затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности. Если в структуре затрат на технологические инновации превалирует доля приобретения машин, оборудования и программных средств, то инвестиционная политика страны придерживается заимствования технологий. Если же большую долю занимают исследования и разработки, то направленность инвестиционной политики находится в сфере создания собственных инновационных товаров за счет внутреннего потенциала.Важнейшим направлением реализации наших внутренних резервов и возможностей должно стать поэтапное увеличение глубины переработки отечественных сырьевых ресурсов минерального и растительного происхождения, которыми богата наша земля, а также расширение объемов и номенклатуры производства продукции с высокой добавленной стоимостью. [1, с. 3].

В развитых странах мира доля затрат на исследования и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства в общем объеме затрат на технологические инновации составляет порядка 60–85 %. В странах со средним уровнем развития данный показатель достигает 50 % расходов на технологические инновации, но при этом доля затрат на приобретение машин, оборудования, программных средств является доминирующей. Такая структура затрат на технологические инновации в развитых и развивающихся странах объясняется тем, что затраты на исследования и разработки оказывают гораздо больший эффект на валовую добавленную стоимость, чем затраты на машины, оборудование и программные средства. Для анализа современного состояния финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), мы определили удельный вес каждого крупного источника финансирования. За период 2000–2013 годов при финансировании исследований и разработок в Узбекистане основным источником являлся государственный бюджет, доля средств которого в общей структуре повысилась с 39,6 % в 2000 году до 58,8 % на конец анализируемого периода. Также наблюдается тенденция роста объёма финансирования за счёт собственных средств организаций с 14,2 % до 19,8 % в 2013 г. Однако исследования и разработки, выполненные за счёт средств заказчиков, имеют обратную тенденцию: при росте абсолютных показателей доля их понизилась с 44,3 % в 2000 г. до 19,1 % в 2013 г. Незначительна доля средств иностранных инвесторов (0,4 и 0,9 соответственно) и внебюджетных фондов (1,5 и 1,4 соответственно) при финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. [4,с.315]. С 2002 года в нашей республике введён порядок, при котором бюджетные ассигнования для финансирования научных учреждений выделяются на основании грантового контракта научного коллектива либо с соответствующей бюджетной структурой, заключенного по результатам конкурса на выполнение конкретного исследовательского задания. Сравнительный анализ структуры распределения государственных инвестиций по направлениям государственных научно-технических программ в 2004 и 2014 гг. показал, что основная их доля приходится на прикладные исследования: они составили 68 % от общего объёма финансового обеспечения в 2004 г. и 58 % в 2014 г. Это объясняется тем, что прикладные исследования, основываясь на результатах фундаментальных наук, имеют практический результат и направлены на создание новых видов техники и технологий, позволяющих осуществить прорыв в той или иной области, что очень важно на нынешнем этапе модернизации национальной экономики. [4, с. 316].

Таким образом, главной целью инновационной политики Узбекистана является освоение результатов науки в производстве для модернизации экономики, обеспечения прогрессивных структурных преобразований, повышения конкурентоспособности продукции.

Литература:

  1. Каримов И. А. Наша главная цель-несмотря на трудности, решительно идти вперёд, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая ещё более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса // Народное слово, № 11. 16.01.2016.
  2. Алимов А. Приоритетные направления повышения инновационного потенциала Узбекистана с учетом международного опыта. Материалы VI Форума молодых ученых-экономистов (т. 1). Ташкент: IFMR, 2014. 327–333 с.
  3. Костюченко А. Анализ влияния факторов инновационной деятельности на рост валовой добавленной стоимости. Материалы VI Форума молодых ученых-экономистов (т. 1). Ташкент: IFMR, 2014. 334–341 с.
  4. Шадиева Д. Пути расширения вовлеченности частного сектора в финансирование инновационной деятельности. Материалы VI Форума молодых ученых-экономистов (т. 1). Ташкент: IFMR, 2014. 313–318 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle