Библиографическое описание:

Карпухина К. А. Анализ сотрудничества государственных гражданских служащих как фактор повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти (на примере министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан) // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1297-1300.



В статье предпринята попытка анализа и оценки сотрудничества государственных гражданских служащих как фактор повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти. Проведено исследование коммуникативной компетентности и готовности к сотрудничеству государственных служащих Министерства с помощью методики 16-факторного личностного опросника Р. Кэттелла (коммуникативный блок). Составлена и апробирована анкета по развитию форм сотрудничества государственных гражданских служащих.

Выдвинута гипотеза о том, что низкий уровень развития форм сотрудничества влияет на эффективность деятельности органа государственной власти.

Ключевые слова: формы сотрудничества, коммуникативная компетентность, эффективность деятельности, государственные гражданские служащие, органы государственной власти

Исследование феномена сотрудничества проводилось в два этапа. Первый этап исследования содержал диагностику коммуникативной компетентности и готовности к сотрудничеству государственных служащих Министерства с помощью методики 16-факторного личностного опросника Р. Кэттелла (коммуникативный блок).

Второй этап исследования включал в себя разработку анкеты по выделенным нами ранее формам сотрудничествам и барьерам, им препятствующим.

Гипотезами исследования на данном этапе являются следующие:

  1. Авторитарное вертикальное сотрудничество в органах государственной власти преобладает.
  2. Сотрудничество не рассматривается как механизм качества работы органов государственной власти.
  3. Механизм принятия государственных решений не позволяет развивать горизонтальные формы сотрудничества.
  4. Нет корпоративного духа (корпоративной культуры) в органе государственной власти.
  5. Сотрудничество есть, но никто не анализирует эффективность форм с результативностью.
  6. Эффективность сотрудничества влияет на государственных гражданских служащих, работу отделов и органа государственной власти.

Задачами эмпирической части исследования являлась диагностика коммуникативной компетентности и готовности к сотрудничеству государственных служащих Министерства. Для нашего исследования актуальным является только коммуникативный блок. Результаты исследования по коммуникативному блоку представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования по коммуникативному блоку

Инициалы

Шкалы

A

H

F

N

Ср.

Ин-лы

A

H

F

N

Ср.

1

К. Е

9

5

8

8

7.5

К. М

9

9

8

3

7.25

2

Ж. А

6

4

7

7

6

М. Л

8

8

7

7

7.5

3

З. А

10

10

10

8

9.5

З. Л

6

8

5

5

6

4

А. Ю

9

7

7

5

7

М. Л

9

9

7

5

7.5

5

Б. Ю

5

4

4

9

5.5

М. М

9

5

7

7

7

6

З. Д

7

9

8

4

7

Л. С

6

5

8

7

6.5

7

А. Д

9

4

10

7

7.5

Л. С

9

9

7

3

7

8

М. И

5

6

5

6

5.5

Ш. П

4

9

6

7

6.5

9

Д. И

6

9

7

7

7.25

Б. А

8

8

7

5

7

10

Л. К

10

7

5

6

7

Л. О

4

6

7

3

5

Сумма

7.23

Коммуникативный блок: факторы: А — открытость, замкнутость; Н — социальная смелость; F — сдержанность — экспрессивность; N — социальная проницательность (социальная наивность).

В результате проведенного анализа было установлено, что средняя арифметическая по показателю коммуникативная компетентность больше чем по шкалам эмоционального и интеллектуального блоков. Из этого можно сделать вывод, что у испытуемых в данном возрасте менее выражены черты эмоционального и интеллектуального блоков, наряду с коммуникативным блоком.

Изучение личностных качеств по опроснику Кеттелла позволяет сделать вывод, что у государственных служащих выражены факторы, входящие в коммуникативный блок, что характеризует гибкость в деятельности и установках, развитое чувство эмпатии, жизнерадостность, общительность, смелость, решительность, социальную проницательность, готовность к сотрудничеству.

В исследовании решались задачи диагностики коммуникативной компетенции испытуемых.

Результаты, полученные в ходе данного исследования, позволяют сделать следующие вывод, что коммуникативная компетентность проявляется в коммуникативном поведении, которое предполагает применение интеллектуальных способностей в ситуациях межличностного взаимодействия (общения), то есть, коммуникативная компетентность связана с результатом деятельности.

Следовательно, высокий уровень коммуникативной компетентности, который был выявлен в ходе исследования, показывает стремление государственных служащих к сотрудничеству, научению, расширению знаний и опыта, тренингам вследствие чего можно развивать личностные и коммуникативные свойства и саморегуляцию.

Проанализируем реализацию выделенных нами примерных форм сотрудничества в Министерстве молодежной политики и спорта Республики Башкортостан (рисунок 1).

Исследование было проведено в форме анкетирования, государственные служащие выставляли оценку эффективности формам сотрудничества в баллах от 1 до 10.

Анкета содержала 3 блока: как есть на данный момент, как хотелось бы, что мешает (нужно было отметить помехи в сотрудничестве государственных гражданских служащих, либо дописать свое мнение.

Рис. 1. Результаты исследования по эффективности форм сотрудничества (анкетирование)

Таким образом, по результатам исследования наиболее эффективными формами сотрудничества можно признать прием граждан — 87 %, деловое совещание — 72 %, повышение квалификации, обучение — 68 % и проведение конференций — 69 %. Наименее эффективными формами сотрудничества в результате исследования признаны письменное сотрудничество — 43 %, обмен опытом -36 %, консультации — 49 %.

На удовлетворительном уровне были оценены общение — 59 %, круглый стол — 56 %, проведение дискуссий — 65 %.

В целом сотрудничество государственных гражданских служащих по результатам исследования признано недостаточно эффективным.

Если профессиональное сотрудничество оценено на удовлетворительном уровне, так же, как и вертикальное, то личностное и горизонтальные формы сотрудничества оценены очень низко.

В ходе исследования рассмотрена эффективность деятельности Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан и влияние на ее сотрудничество работников аппарата.

Государственная молодежная политика в республике основана на законах Республики Башкортостан от 12 ноября 1991 года № ВС-9/74 «О государственной молодежной политике в Республике Башкортостан» (принят первым в Российской Федерации в 1991 году), от 31 октября 1996 года № 53-з «О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров», от 24 июля 2002 года № 350-з «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан» и на других нормативных правовых актах.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р (с последующими изменениями), предусматривает в качестве основных целей осуществления этой политики «развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России».

Основным показателем развития массового спорта является увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. За 2015 год данный показатель составил 28,8 %. К концу 2016 года он должен увеличиться до 30 %, причем, быть реальным и соответствовать действительности.

Рассмотрим эффективность выполнения текущих целевых программ в сфере спорта и молодежной политики. В настоящее время Министерством молодежной политики и спорта реализуются две целевые программы:

‒ Республиканская долгосрочная целевая программа «Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан на 2012–2017 годы», утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июня 2012 г. № 201;

‒ Республиканская программа «Развитие физической культуры и спорта в Республике Башкортостан» на 2014–2018 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 августа 2013 года N 374.

Целью программы является повышение интереса населения РБ к занятиям физической культурой, спортом и спортивным туризмом; подготовка специалистов; развитие инфраструктуры и материально-технической базы сферы физической культуры, спорта и спортивного туризма. В программе определены источники и размеры финансирования по годам.

По итогам 2015 года достигнуты плановые значения целевых индикаторов и показателей по вышеупомянутым программам:

‒ Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан — 8,33 %;

‒ Развитие физической культуры и спорта в Республике Башкортостан — 6,67 %.

Не радует информация о реализации запланированных мероприятий (от запланированного):

‒ Развитие физической культуры и спорта в Республике Башкортостан — 28 %;

‒ Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан — 11,85 %.

Выделенные средства на реализацию запланированных программ освоены соответственно в объеме 74 % и 70 % соответственно (Рисунок 2).

Рис. 2. Информация об эффективности реализации целевых программ.

Таким образом, по данным рисунка 2 видно, что эффективность реализации вышеупомянутых государственных программ очень низкая.

В результате исследования некоторые гипотезы были подтверждены:

Авторитарное вертикальное сотрудничество в органах государственной власти преобладает, сотрудничество не рассматривается как механизм качества работы органов государственной власти, механизм принятия государственных решений не позволяет развивать горизонтальные формы сотрудничества.

Корпоративный дух (корпоративная культура) в органе государственной власти находится в процессе зарождения и развития, необходимо на нормативном уровне выстроить систему взаимодействия и сотрудничества государственных гражданских служащих.

Выявлено преобладание формальных форм сотрудничества над неформальными, но никто не анализирует эффективность форм с результативностью.

Эффективность сотрудничества влияет на государственных гражданских служащих, работу отделов и органа государственной власти.

Литература:

  1. Республиканская долгосрочная целевая программа «Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан на 2012–2017 годы», утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июня 2012 г. № 201.
  2. Республиканская программа «Развитие физической культуры и спорта в Республике Башкортостан» на 2014–2018 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 августа 2013 года N 374.
  3. О ходе реализации и об оценке эффективности реализации государственных программ Республики Башкортостан по итогам 2015 года // http://www.pravitelstvorb.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle