Предложения в языке и речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 05.06.2016

Статья просмотрена: 1236 раз

Библиографическое описание:

Исматова, Н. М. Предложения в языке и речи / Н. М. Исматова, М. А. Йигиталиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1696-1698. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31123/ (дата обращения: 26.04.2024).



Предложения в языке и речи

Исматова Нодира Махмудовна, преподаватель английского языка;

Йигиталиева Мухлиса Ахадовна, преподаватель английского языка

Кокандский государственный педагогический институт (Узбекистан)

Язык является основным и важнейшим средством коммуникации членов данного человеческого коллектива, для которых эта система оказывается также средством развития мышления, передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций и т. п.

Предложение (высказывание) является минимальной единицей речевой коммуникации. Через предложение осуществляется главная функция языка -коммуникативная функция.

Предложение можно рассматривать как с точки зрения языка и с точки зрения речи. С точки зрения языка предложение представляет собой модель (схема, формула) с абстрактным типовым значением. Так, например, узбекские предложения Ахад келди, Эркин йиқилди, Салим югурди, Наргизашошилди и т. п. имеют одну и ту же модель и то же самое типовое значение. Модель этих предложений мы можем показать следующим образом: N nom + V- ди.

Где N nom -имя существительное в именительном падеже, V-ди глагол в прошедшем времени, в третьем лице единственного числа, в изъявительном наклонении. Типовое значение этих предложений следующее: агенс (носитель действие) + реальное действие третьего лица единственного числа прошедшего времени.

Аналогичном образом можно записать модель и типовое значение следующих английских предложений:

Bob smokes

Nick works

Helen speaks, etc.

Модель этих предложений: N nom + V -(e)s типовое значение: агенс (носитель действия) + реальное действие третьего лица единственного числа настоящего времени. Модель и типовое значение предложения отражает только постоянные признаки предложения, оставляя «за бортом» переменные признаки.

В языке количество моделей и типовых значений предложений ограничено, но с их помощью можно порождать безграничное число предложений.

О модели предложения Г. А. Золотова пишет следующее: «Модель предложения — центральное понятие синтаксиса предложения. Мы определяем её как минимально достаточное сочетание взаимообусловленных синтаксических форм, образующее коммуникативную единицу с определённым типовым значением» [3:124].

Далее она отмечает, что под моделью предложение понимается живой образец, готовый к употреблению и наблюдаемый в употреблении, но взятый в существенном (в его предикативном минимуме) и в типическом, т. е. в аналогичном ряду, образованном моделями, состоящими из синтаксических форм того же типа и выражающими тоже типовое значение (там же).

При моделировании предложений следует быть осторожным, что бы модель ни имела несколько типовых значений. Так, предложение «У деда сад», «У Маши кошка», «У друга мотоцикл», «У неё сын» представляют модель с типовым значением пассивного наличия (в ней сочетаются обозначение субъекта и объекта владения).

Символическая запись «V+Nloc.+Nnom» не удовлетворяет потому, что зафиксированный в ней морфологический облик словоформ может скрывать и иное типовое значение. Сравните модель с типовым значением локализованного наличия (пространственной соотнесенности предметов): «У озера дуб», «У ворот семья», «У стены диван» и т. п. моделей, совпадающих в морфологической записи, образованный разными синтаксическими формами и выражают различные типовые значения.

Чтобы избегать этого, лингвисты подвергают части речи к субкатегоризации.

В настоящее время моделирование предложения ещё не разработана достаточно. Самое распространенное моделирование — это моделирование с помощью символов, указывающих на части речи и их грамматические категории. Например, N nom + V,N + саn+ Inf и т. д. При изучении порядка слов в предложении лингвисты пользуются символами указывающих на члены предложения: П (подлежащее), С (сказуемое), Д (дополнение), Обс (обстоятельство), Опр. (определение).

Вчера мы смотрели интересный фильм (Обc. + П + С + Опр + Д).

Ванглистике: S (subject), V (predicate, verb), 0 (object), Attr (attribute), Adv (adverbial modifire).

Yesterday we saw an interesting film. (Adv.+S+V+Attr.+O)

Вузбекском: Э (эга), К (кесим), Т (тўлдирувчи), ан (аниқловчи), + (ҳол)

Кечабизқизиқфильмкўрдик.(Ҳ+ Э + Ан + Т + К).

В учебниках по иностранному языку вместо модели предложения даётся речевые образцы предложений и подстановочные таблицы к ним. Упражнение с помощью этих подставочных таблиц, на наш взгляд, является наиболее экономичным способом ввода в мозг учеников модели предложения.

Теперь рассмотрим предложение в речи. В речи предложение обычно называют высказыванием. Высказывание всегда индивидуально и конкретно, и оно обрашено к конкретному лицу. В нем выражена определенная цель говорящего

Предложение в речи — это предложение в контексте, в речевой ситуации, поэтому в некоторых языках, в том числе и в узбекском, нет специальных терминов для предложения и высказывания. Узбекское слова «гап» соответствует русским терминам «предложения» и «высказывания».

С точки зрения языка мы изучаем изолированное предложение и рассматриваем функцию его как конструктивно-синтаксический способ выражения им своего типового значения. В речи предложение приобретает дополнительные функции, оно выступает как часть текста.

Реализуясь в конкретной речевой ситуации, языковая модель предложения заполняется конкретными лексическими единицами (словами), приобретает определённую интонацию, тематический слой.

Предложения как модели высказывания количественно ограничены, а высказывания — количественно не ограничены. Они бесчисленные.

Теперь рассмотрим синтаксическую категорию в языке.

Существуют разнообразные типы предложений. Эта типология строится на основании учета разных признаков.

По содержанию выражаемых в них отношений объективной действительности различаются предложения утвердительные и отрицательные с разнообразными оттенками объективно-субъективно-модальных значений: реальности и ирреальности; предположения, сомнения, уверенности, возможности, невозможности и т. д.

По коммуникативной целенаправлённости и зависящей от этого интонации предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Каждое из предложений этих трех групп может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонации.

Семантико-структурная характеристика предложений строится на основе учета различных признаков предложений.

Так, предложения могут быть простыми и сложными в зависимости от количества предикативных единиц — одной или нескольких.

Простые предложения, прежде всего, характеризуются синтаксической членимостью или нечленимостью и соответственно делятся на членимые (имеющие члены предложения) и нечленимые (предложения, лишённые способности выделять в своём составе члены предложения).

Членимые предложения делятся на односоставные и двусоставные, т. е. имеющие один или два главных члена в качестве организующих центров предложения.По наличию или отсутствию второстепенных членов различаются предложения распространённые и нераспространённые.

Как односоставные, так и двусоставные предложения считаются полными, если все синтаксические позиции, необходимые для данной структуры, словесно представлены, и неполными, если одна или несколько синтаксических позиций данной структуры предложения оказываются незамещенными по условиям контекста или ситуации.

При оформлении предложения большое значение имеет интонация, выполняющая как грамматическую функцию, так и функцию стилистическую. При помощи интонации передается законченность предложения и осуществляется его членение на синтаксически значимые отрезки, выражается эмоциональность речи, передаются волевые побуждения, а также различные модальные оттенки значений.

Предложения могут иметь парадигмы, основанные на соотнесенности форм сказуемого во временном и модальном плане. Например: Он хороший педагог. Он будет хорошим педагогом. Он был хорошим педагогом, Он был бы хорошим педагогом. Он мог быть хорошим педагогом; Не isa goodteacher. Не will be a good teacher. Не would be a good teacher. Hecouldbea goodteacher.

Предложения имеет свои признаки, который позволяет ограничить предложение от других синтаксических объединений слов (в частности, словосочетания), таким признаком являются формы наклонения и времени, категория залогов, модальные слова, специальные частицы.

Одним словом, предложение (высказывание) — продукт творческой деятельности автора высказывания, поэтому оно конкретен, индивидуален, ситуативен, имеет определенную цель.

Предложение как модель высказывания относится языку, а высказываниекак реализация этой модели в определенной ситуации относится речи.

Литература:

  1. Золотова Г. А. Очерки функционального синтаксиса русского языка.- М.,1973.-144 с.
  2. Абдурахмонов X., Рафиев А., Шодмонкулова Д. Узбек тилининг амалий грамматикаси. Т.: Укитувчи, 1992. — 25б
  3. Баскаков Н. А., Содиков А. С., Абдуазизов А. А. Умумий тилшунослик. -Т.: Укитувчи, 1979. — 286
  4. Курбонова М.ва бошк. Узбек тилининг структурал синтаксиси.- Т.:2004.
  5. Махмудов Н., Нурмонов А. Узбек тилининг назарий граматикаси. -Т.: Укитувчи,1995.- 254 б.
  6. Миртожиев М. Хозирги замон узбек тили. -Т.: Фан, 1992
  7. Нематов X., Сайфуллаева Р., Курбонова М. Узбек тили структурал синтаксиси асослари. -Т.,1999. — 246б
  8. Аракин В. Д. Сравнительная типология английского и русского языков. - Л., 1979.-259с.
  9. Бархударов Л. С. Структура простого предложения в современном английском языке. -М., 1966. — 199 с.
  10. Беловопьская Л. А. Синтаксис словосочетания и простого предложения. — Тогангрог, 2001. — 289 с.
  11. Буранов Дж. Сравнительная типология английского и тюрских языков. - М.: Высшая школа, 1983. — 287 с.
Основные термины (генерируются автоматически): предложение, типовое значение, модель, хороший педагог, зрение языка, модель предложения, английский язык, единственное число, реальное действие третьего лица, речевая ситуация.


Похожие статьи

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

В связи с этим в учебном процессе ведущее значение имеют учебно-речевые ситуации (УРС), направленные на мотивацию и стимулирование общения на иностранном языке. В методике эти ситуации относят к упражнениям открытого типа, так как они исключают единственно верный...

Работа с речевыми моделями на занятиях по русскому языку как...

Большую роль в практике преподавания русского языка играет так называемый метод моделирования, то есть речевая тренировка по моделям или речевым образцам.

Этот вид работы носит эффективный характер при работе с предложениями.

Изменение грамматической категории времени в формах глагола...

 категория числа (единственное, множественное)

В таблице 1 представлена модель системы времен в английском языке, согласно О. Ясперсена.

К вопросу о сложном предложении в современном английском языке.

О соотношении логических и грамматических категорий...

«Сравнение языков осуществляется на основе типов, подтипов, моделей предложений и речевых образцов, семантика которых включает абстрактные синтаксические значения моделей».

Семантико-стилистические признаки научного дискурса

В научной речи, как правило, не употребляются местоимения 1-го и 2-го лица единственного числа я, ты, притяжательные местоимения мой, твой

Неопределенно-личные предложения употребляются тогда, когда важным представляется не субъект действия, а само действие.

Вопросительные конструкции, выражающие побуждение в русском...

Вопросительные предложения «со значением эмоционального отклика на сложившуюся ситуацию»

1) Вопросительные высказывания, строящиеся по модели «Не + предикат + (ли) + вы …?» Общеизвестно, что значение побудительного речевого акта могут иметь многие...

Теория ошибки в свете различных подходов | Статья в журнале...

Опора на системно-структурную модель языка позволяет распределить все РО на

К числу РО были отнесены: 1) речевые нарушения, искажающие смысловую сторону речи и

Аликина Е. В. Оценка качества устного последовательного перевода в реальной и учебной ситуации...

Прагматический потенциал модальных высказываний...

Таким образом, употребляясь в контексте первого лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения в специальных актах — промиссивах [48

30. Давыдова Т. А. Речевой акт упрека в английском языке. Дис. … канд. филол. наук. — Иркутск, 2003.

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

В связи с этим в учебном процессе ведущее значение имеют учебно-речевые ситуации (УРС), направленные на мотивацию и стимулирование общения на иностранном языке. В методике эти ситуации относят к упражнениям открытого типа, так как они исключают единственно верный...

Работа с речевыми моделями на занятиях по русскому языку как...

Большую роль в практике преподавания русского языка играет так называемый метод моделирования, то есть речевая тренировка по моделям или речевым образцам.

Этот вид работы носит эффективный характер при работе с предложениями.

Изменение грамматической категории времени в формах глагола...

 категория числа (единственное, множественное)

В таблице 1 представлена модель системы времен в английском языке, согласно О. Ясперсена.

К вопросу о сложном предложении в современном английском языке.

О соотношении логических и грамматических категорий...

«Сравнение языков осуществляется на основе типов, подтипов, моделей предложений и речевых образцов, семантика которых включает абстрактные синтаксические значения моделей».

Семантико-стилистические признаки научного дискурса

В научной речи, как правило, не употребляются местоимения 1-го и 2-го лица единственного числа я, ты, притяжательные местоимения мой, твой

Неопределенно-личные предложения употребляются тогда, когда важным представляется не субъект действия, а само действие.

Вопросительные конструкции, выражающие побуждение в русском...

Вопросительные предложения «со значением эмоционального отклика на сложившуюся ситуацию»

1) Вопросительные высказывания, строящиеся по модели «Не + предикат + (ли) + вы …?» Общеизвестно, что значение побудительного речевого акта могут иметь многие...

Теория ошибки в свете различных подходов | Статья в журнале...

Опора на системно-структурную модель языка позволяет распределить все РО на

К числу РО были отнесены: 1) речевые нарушения, искажающие смысловую сторону речи и

Аликина Е. В. Оценка качества устного последовательного перевода в реальной и учебной ситуации...

Прагматический потенциал модальных высказываний...

Таким образом, употребляясь в контексте первого лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения в специальных актах — промиссивах [48

30. Давыдова Т. А. Речевой акт упрека в английском языке. Дис. … канд. филол. наук. — Иркутск, 2003.

Похожие статьи

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

В связи с этим в учебном процессе ведущее значение имеют учебно-речевые ситуации (УРС), направленные на мотивацию и стимулирование общения на иностранном языке. В методике эти ситуации относят к упражнениям открытого типа, так как они исключают единственно верный...

Работа с речевыми моделями на занятиях по русскому языку как...

Большую роль в практике преподавания русского языка играет так называемый метод моделирования, то есть речевая тренировка по моделям или речевым образцам.

Этот вид работы носит эффективный характер при работе с предложениями.

Изменение грамматической категории времени в формах глагола...

 категория числа (единственное, множественное)

В таблице 1 представлена модель системы времен в английском языке, согласно О. Ясперсена.

К вопросу о сложном предложении в современном английском языке.

О соотношении логических и грамматических категорий...

«Сравнение языков осуществляется на основе типов, подтипов, моделей предложений и речевых образцов, семантика которых включает абстрактные синтаксические значения моделей».

Семантико-стилистические признаки научного дискурса

В научной речи, как правило, не употребляются местоимения 1-го и 2-го лица единственного числа я, ты, притяжательные местоимения мой, твой

Неопределенно-личные предложения употребляются тогда, когда важным представляется не субъект действия, а само действие.

Вопросительные конструкции, выражающие побуждение в русском...

Вопросительные предложения «со значением эмоционального отклика на сложившуюся ситуацию»

1) Вопросительные высказывания, строящиеся по модели «Не + предикат + (ли) + вы …?» Общеизвестно, что значение побудительного речевого акта могут иметь многие...

Теория ошибки в свете различных подходов | Статья в журнале...

Опора на системно-структурную модель языка позволяет распределить все РО на

К числу РО были отнесены: 1) речевые нарушения, искажающие смысловую сторону речи и

Аликина Е. В. Оценка качества устного последовательного перевода в реальной и учебной ситуации...

Прагматический потенциал модальных высказываний...

Таким образом, употребляясь в контексте первого лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения в специальных актах — промиссивах [48

30. Давыдова Т. А. Речевой акт упрека в английском языке. Дис. … канд. филол. наук. — Иркутск, 2003.

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

В связи с этим в учебном процессе ведущее значение имеют учебно-речевые ситуации (УРС), направленные на мотивацию и стимулирование общения на иностранном языке. В методике эти ситуации относят к упражнениям открытого типа, так как они исключают единственно верный...

Работа с речевыми моделями на занятиях по русскому языку как...

Большую роль в практике преподавания русского языка играет так называемый метод моделирования, то есть речевая тренировка по моделям или речевым образцам.

Этот вид работы носит эффективный характер при работе с предложениями.

Изменение грамматической категории времени в формах глагола...

 категория числа (единственное, множественное)

В таблице 1 представлена модель системы времен в английском языке, согласно О. Ясперсена.

К вопросу о сложном предложении в современном английском языке.

О соотношении логических и грамматических категорий...

«Сравнение языков осуществляется на основе типов, подтипов, моделей предложений и речевых образцов, семантика которых включает абстрактные синтаксические значения моделей».

Семантико-стилистические признаки научного дискурса

В научной речи, как правило, не употребляются местоимения 1-го и 2-го лица единственного числа я, ты, притяжательные местоимения мой, твой

Неопределенно-личные предложения употребляются тогда, когда важным представляется не субъект действия, а само действие.

Вопросительные конструкции, выражающие побуждение в русском...

Вопросительные предложения «со значением эмоционального отклика на сложившуюся ситуацию»

1) Вопросительные высказывания, строящиеся по модели «Не + предикат + (ли) + вы …?» Общеизвестно, что значение побудительного речевого акта могут иметь многие...

Теория ошибки в свете различных подходов | Статья в журнале...

Опора на системно-структурную модель языка позволяет распределить все РО на

К числу РО были отнесены: 1) речевые нарушения, искажающие смысловую сторону речи и

Аликина Е. В. Оценка качества устного последовательного перевода в реальной и учебной ситуации...

Прагматический потенциал модальных высказываний...

Таким образом, употребляясь в контексте первого лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения в специальных актах — промиссивах [48

30. Давыдова Т. А. Речевой акт упрека в английском языке. Дис. … канд. филол. наук. — Иркутск, 2003.

Задать вопрос