Библиографическое описание:

Милушкина Е. А. Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного словаря у детей с ОНР III уровня // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1480-1483.



Рассмотрены трудности в формировании глагольного словаря у детей с ОНР III уровня. Автором предложены методика обследования, технология и программа по устранению данных затруднений. Материалы можно внедрить в коррекционно-образовательный процесс через такие формы работы как консультации, вебинары, семинары, лекции, публикации в учебно-методических и наглядных пособиях для педагогов, родителей и студентов. Возможно применение и при подготовке детей к школе, а также воспитывающихся в условиях двуязычия, при обучении иностранцев русскому языку.

Ключевые слова: глагольный словарь, общее недоразвитие речи, методика обследования, технология, программа.

В последние годы значительно возрастает число детей с общим недоразвитием речи. Эту тенденцию отражают такие неблагоприятные биосоциальные факторы, как плохая экология, родовые травмы и послеродовые осложнения, педагогическая запущенность, безграмотная информация СМИ. В связи с этим у детей наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря (в том числе и глагольного), несформированность связной речи, что негативно сказывается на обучении в школе русскому языку.

Методики диагностики глагольного словаря Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. В. Серебряковой, Т. А. Ткаченко включают его в состав лексики или лексико-грамматического строя, а не изучается самостоятельно, то есть этому уделяется недостаточно времени и заданий, чтобы выявить полноту усвоения и понять механизмы его несформированности.

В связи с этим нами было решено создать собственные методику обследования, технологию и программу по формированию глагольного словаря у детей с ОНР III уровня.

Формирование глагольного словаря — долгий развивающийся процесс, связанный с постепенным формированием речи ребенка и прохождением каждого из этапов усвоения языка: «доречевой» (крик, гуление, лепет) и «речевой период».

Известным ученым Н. С. Жуковой, на основе книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», была предложена последовательность овладения ребёнком различными элементами родного языка по периодам формирования грамматического строя речи в возрасте от 1 года 3 месяцев до 7 лет. Согласно ей, определены такие периоды, как: предложения из аморфных слов корней (1 год 3 месяца-1 год 10 месяцев), усвоение грамматической структуры предложения (1 год 10 месяцев-3 года), усвоение морфологической системы языка (3 года-7 лет).

С 3 лет дети употребляют глаголы в форме повелительного наклонения и инфинитива. Словарный запас к 4 годам возрастает до 1600–1900 слов. К 5 годам увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания. С помощью глаголов дети объясняют поступки и выражают свое отношение к людям, самостоятельно образуют глаголы от других частей речи. В возрасте от 6–7 лет, можно выделить наиболее употребительные глаголы — «пойти», «говорить» [2, с. 63–67].

Эти особенности в усвоении глаголов у детей в норме помогают оценить речевое развитие детей, а также избежать преждевременной или запаздывающей подачи лексического материала при планировании коррекционной работы на занятиях.

Формирование глагольного словаря у детей с ОНР изучалось многими учеными. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова и другие указывают на трудности, испытываемые детьми с ОНР при создании новых глаголов, что существенно обедняет возможности детей в использовании языковых средств.

Трудности формирования глагольного словаря у детей с ОНР III уровня: замены, смешения звуков; бедный активный глагольный словарь; употребление глаголов обиходного значения; замена действий жестами или словом «делает»; недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий; недостаточное понимание изменений значений слов, выражаемых приставками, суффиксами; трудности в изменении глаголов по числам и родам; ошибки в различении форм единственного и множественного числа глаголов, в понимании глаголов совершенного и несовершенного вида; трудности в овладении пересказом, составлением рассказов [2, с. 63–67].

По мнению Н. Н. Трауготт, Р. Е. Левиной и др. в устной речи детей, более развитой оказывается функция номинации по сравнению с предикативной функцией [3, с. 20–21].

На основе разработок Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Р. И. Лалаевой нами составлена методика обследования состояния глагольного словаря у 10 детей с ОНР III уровня. Экспериментальное исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 23 «Солнышко», г. Шадринска, Курганской области.

Детям предлагались задания: Покажи по картинкам и ответь: «Кто как передвигается?», «Кто как говорит?», «Кто как работает?»; Замени слово похожим по смыслу; «Прикажи сделать!»; Скажи, «Что делаю я?», «Что делаем мы?», «Что делаешь ты?», «Что делаете вы?», «Что делает он, она, они?»; «Кто это сделал: он, она или оно?»; «Что ты делал?», «Что делаешь?», «Что будешь делать?»; «Что делает?» и «Что делают?»; «Что делала?» и «Что сделал(а)?»; Придумай к слову (слову-признаку) — слово-действие.

Задания оценивались по 2-балльной шкале (2 балла — правильное выполнение задания, 1 балл — выполнена половина задания, 0 баллов — не смог ответить, отказ от ответа). У детей с 6–12 баллами — низкий, 13–18 баллами — средний, 19–24 баллами — высокий уровень сформированности глагольного словаря.

При показе действий по картинкам, все дети не ответили на вопросы: «Покажи, кто воспитывает?», «Покажи, кто чинит трубы?»; «Покажи, кто ползает?». При назывании действий животных 4 ребенка заменяли глаголы на слова близкие по звучанию («лает» — «гавкает», «мычит» — «мукает», «ржет» — «игогокает», — «игогочет», «цокает», «блеет» — «бекает», — «беет»); профессиональных действий — 6 детей смешивали по значению слова: «рисует» — «разукрашивает», «водит машину» — «рулит», «воспитывает» — «учит», 4 ребенка не ответили на вопросы: «Что делает воспитатель?», «Что делает слесарь?».

В задании на замену глагола синонимом 6 детей ошиблись в словах: «торопиться» — «бежать», «рисовать» — «красить», 1 ребенок: «трудиться» — «делать что-то», 4 детей: «стукнуть» — «бить», «танцевать» — «двигаться». В задании «Прикажи сделать!» отмечались такие ошибочные замены в словоизменении глаголов: вместо «бежит» — «бежи», «беги», «ест» — «еди», «поет» — «поей», «шьет — шии». При изменении глаголов по лицам 4 ребенка допустили ошибки: «ты рисую», «вы играити», «вы кушите», «они ходют», «он играит». В изменении глаголов прошедшего времени по родам 5 детей путались с определением мужского и женского рода: «Саша нарисовал картинку», и «Саша нарисовала картинку» и допускали ошибки при ответе на вопросы: «Кто это сделал: он, она или оно?», называя: «полотенце намокла», «мыло упал», «лето наступил», «поле зазеленел». При изменении глаголов по временам чаще всего дети неправильно образовывали глаголы прошедшего и будущего времени: вместо ответа на вопрос: «Что делал? Спал» отвечали: «Выспался» (2 ребенка); а вместо ответа на вопрос: «Что будешь делать?» отвечали: «Буду спать» — «посплю» (3 детей), «Буду плавать» — «Поплыву» (5 детей). В образовании глаголов единственного и множественного числа с помощью ответов на вопросы: «Что делает?» и «Что делают?» дети называли глаголы в неправильной грамматической форме, например, «стоют» — вместо «стоят», «бежут» — вместо «бегут», «плавает» — вместо «плывет».

При ответах на вопросы: «Что делала?» «Что сделала?» дети допускали ошибки в образовании глаголов несовершенного и совершенного вида: вместо «девочка мыла куклу» — «девочка вымыла куклу». В образовании глаголов-антонимов девять детей с трудом подбирали нужный глагол или заменяли его глаголом-синонимом. Например, вместо «плакать-смеяться» — «плакать-радоваться», вместо «подъезжать-отъезжать» — «заезжать-уходить», вместо «одевать-раздевать» — «наряжать-раздевать». Детям было сложнее образовывать глаголы от существительных, чем от прилагательных. Так, при образовании глаголов от прилагательных были допущены ошибки: «зеленый» — «зеленет», «синий» — «синевать», «красный» — «красновать», «молодой» — «молодовать», «черный» — «чернет», «старый» — «старет». При образовании глаголов от существительных: «завтрак» — «завтрать», «ужин» — «ужанеть», «стук» — «стукать», «горе» — «гореть». Не были образованы глаголы от существительных: «тоска» — «тосковать» и «рыба» — «рыбачить».

В ходе диагностики были обнаружены: у 3 детей высокий (30 %), у 5 детей средний (50 %) и у 2 детей низкий (20 %) уровни сформированности глагольного словаря.

Итак, с 7 детьми в течение 2 месяцев по 3 раза в неделю, нами была проведена коррекционная работа по развитию глагольной лексики, на основе разработанной нами технологии формирования глагольного словаря у детей с ОНР III уровня (таблица 1).

Таблица 1

Технология формирования глагольного словаря у детей с ОНР III уровня

  1. Диагностический блок

Сбор анамнеза и работа с детьми

Этапы диагностики словаря, словоизменения и словообразования глаголов:

1. Пассивный и активный глагольный словарь

2. Словарь синонимов

4. Преобразование глаголов изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа настоящего времени в форму повелительного наклонения 2-го лица единственного числа

5. Изменение глаголов по лицам

6. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

7. Изменение глаголов по временам

8. Образование глаголов единственного и множественного числа

9. Дифференциация и образование глаголов совершенного и несовершенного вида

10. Образование глаголов с противоположным значением

11. Образование глаголов от имен существительных

12. Образование глаголов от имен прилагательных

  1. Коррекционно-развивающий блок

Работа с родителями (консультация) и детьми

Коррекция словаря, словоизменения и словообразования глаголов*

  1. Оценочно-контрольный блок

Повторная диагностика словаря, словоизменения и словообразования глаголов *

*По этапам I блока

По коррекционно-развивающему блоку нами была составлена коррекционная программа, которая включала в себя серию заданий и упражнений (таблица 2).

Таблица 2

Программа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР III уровня

Этапы коррекции

Упражнения изадания

1. Пассивный и активный глагольный словарь

Игра «Кем быть?», «Кто как кричит?», Лото «Кто как передвигается?»

2. Словарь синонимов и антонимов

«Подбери слово-приятеля», «Третий лишний», «Скажи по-другому»; Выбери слово — «неприятеля», «Закончи предложение», «Унылый и веселый»

3. Преобразование глаголов изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени в форму повелительного наклонения 2-го лица единственного числа

«Прикажи», «Скажи, как я», «Король говорит», «Если я, то ты…»

4. Изменение глаголов по лицам

«Назови по цепочке», «Расскажу я вам друзья»

5. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

«Мальчик или девочка?», «Кто это сделал?», «Он, она или оно?»

6. Изменение глаголов по временам

«Что ты делал?», «Что делаешь?», «Что будешь делать?», «Остров времени»

7. Образование глаголов единственного и множественного числа

«Что делает?» и «Что делают?», «Делает один — делаем вместе»

8. Дифференциация и образование глаголов совершенного и несовершенного вида

«Что делала?» и «Что сделал (а)?», «Как было и как стало?»

10. Образование глаголов от имен существительных и прилагательных

Придумай к слову — слово-действие, «Что делает предмет?»; Придумай к слову-признаку — слово-действие

В ходе повторной диагностики были обнаружены: у 4 детей высокий (57 %) и у 3 детей средний (43 %) уровни сформированности глагольного словаря.

У всех детей улучшились знания о характере передвижения людей и животных и о профессиональных действиях людей. Задание на замену слова похожим по смыслу стало удаваться легче 4 детям. С заданием «Прикажи сделать!» справились все дети.

Изменение глаголов по лицам доставило сложность лишь двум детям из семи. Они ошиблись в сочетаниях: «вы хожите», «они ходют» и они «кушат». В отличие от успешного изменения глаголов прошедшего времени по родам у всех детей, изменение глаголов по временам было сложнее, но лучше, чем в начале исследования.

В образовании глаголов единственного и множественного числа настоящего времени у 3 детей пострадала грамматическая форма окончаний глаголов: «они стоют», «они бежут», «она плавает» — вместо «плывет». С образованием глаголов несовершенного вида справились большинство детей. Легче, чем в начале исследования стали даваться задания на образование глаголов от других частей речи. По-прежнему задание на образование глаголов от существительных осталось сложнее, чем от прилагательных. Обнаружены такие ошибки в словоизменении: «горе» — «гореть», «тоска» — «тащить»; «молодой» — «молодостеть», «черный» — «черневеть», «старый» — «староветь».

Наиболее эффективными считаем задания: «Кем быть?», «Кто как говорит?», «Скажи наоборот», «Прикажи», «Назови по цепочке», «Кто как передвигается?», «Если я, то ты…», «Расскажу я вам друзья», «Делает один — делаем вместе», «Унылый и веселый».

В итоге коррекционной работы была получена положительная динамика в повышении уровней сформированности глагольного словаря: из 7 детей 4 со среднего поднялись на высокий, 1 ребенок остался на среднем и 2 детей с низкого поднялись на средний уровни, что говорит об эффективности наших технологии и программы, которые можно внедрить в коррекционно-образовательный процесс через консультации, семинары, лекции, публикации в учебно-методических и наглядных пособиях для педагогов, родителей и студентов. Возможно применение и при подготовке детей к школе, а также воспитывающихся в условиях двуязычия, при обучении иностранцев русскому языку.

Литература:

  1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. — М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. — 463 с.
  2. Сычева, Н. В. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Н. В. Сычева // Вестник Шадринского государственного педагогического института: науч. журн. — 2014. — N 2. — С. 63–67.
  3. Шерстова, О. Б. Формирование глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О. Б. Шерстова // Образование в современной школе, АсНООР. — 2016. — № 1–2. — С. 20–21.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle