Библиографическое описание:

Остапенко А. Г., Лукьянченко Н. Ю. Общая характеристика земельного сервитута // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1327-1329.



В данной статье авторы попытались дать общую характеристику институту земельного сервитута, а также более подробно рассмотреть последние изменения в законодательстве в данной области.

Ключевые слова: земельный кодекс; сервитут; изменения в законодательстве; ограниченное право; земельное право; земельное законодательство; гражданское законодательство.

Отношения в сфере распределения, использования и распоряжения землей имеют особое значение. А среди всех вещных прав на землю наибольшего внимания требует право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Например, Копылов А. В. говорит о том, что земельный сервитут — это самое старое и первоначально единственное право на чужую вещь. И с этим сложно не согласиться, ведь древнейшее происхождение данного института подтверждается источниками римского частного права. Так, например, первые упоминания о сервитуте можно найти у известного римского юриста Ульпиана, а в Законах XII таблиц были закреплены: право прохода и проезда верхом; право прогона скота и проезда в легких повозках; право пользоваться вымощенной дорогой для перевозки тяжелых грузов; право провести воду через чужую землю [1, c.255].

С тех пор институт сервитута своей актуальности и значения не потерял. Но со времен римского частного права понятие сервитута поменялось, ведь римские юристы считали предметом сервитута не право пользования чужой вещью, как принято сейчас, а ту часть чужой вещи, которой пользуются.

Существует также два направления в теории возникновения сервитута, их характеристика дана в работе Г. Диозди. Первое направление говорит о том, что сервитут возник непосредственно из права собственности, а второе направление говорит о том, что сервитут возник как самостоятельное вещное право.Сервитут является древнейшим видом права, возникшим вслед за правом собственности [2, c.109].

Понятия сервитута, как такового, в земельном законодательстве не содержится, имеется только отсылочная норма, которая просит нас обратиться к гражданскому законодательству.

Данное понятие можно найти в научной литературе, например, В. Нечаев определил сервитут как ограничение собственности, сообщающее лицам, в пользу которых оно установлено, самостоятельные вещные права пользования (так называемые права в чужой вещи) чужим недвижимым имуществом, в точно определенном размере [3, c.41].

В данном случае земельный сервитут подразумевает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитутустанавливается по взаимному соглашению сторон, по решению суда или в соответствии с законом, и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Таким образом, выделяются следующие характерные черты сервитута:

1) постоянное и продолжительное пользование чужим имуществом;

2) пользование чужой вещью не в полном объеме, а лишь в каком-то определенном отношении;

3) ограничение права собственника на данное имущество лишь в тех пределах, которые установлены сервитутом.

В современном российском законодательстве институт сервитута впервые появился в 1994 году, что отразилось в «Основных положениях государственной приватизации государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 года». Были урегулированы 3 вида публичного сервитута:

‒ для использования объектов общего пользования, которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность;

‒ для размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

‒ для ремонта объектов инфраструктуры [4].

На современном этапе развития, сервитут урегулирован нормами гражданского и земельного законодательства. В Гражданском кодексе данному вопросу посвящено несколько статей, а в земельном всего одна — статья 23.

Традиционно выделяют следующие виды сервитутов: частный и публичный.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. В данные отношения вступают граждане и юридические лица, которые являются владельцами смежных земельных участков и, как правило, это происходит путем соглашения.

Публичный сервитут — это отношения между собственником участка и органами государственной власти. Данный вид сервитута устанавливается законом или нормативным правовым актом для обеспечения интересов государства, местного самоуправления.

В Земельном кодексе содержится исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута, и это:

‒ проход или проезд, в том числе для доступа к водному объекту общего пользования;

‒ использование земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических линий и сетей, транспортной инфраструктуры;

‒ размещение межевых и геодезических знаков;

‒ проведение дренажных работ;

‒ забор водных ресурсов;

‒ прогон скота;

‒ сенокошение, выпас скота;

‒ использование для охоты, рыболовства;

‒ проведение изыскательских, исследовательских работ [5, ст.23].

Совсем недавно, в земельном законодательстве содержалось еще одно самостоятельное основание — это свободный доступ к прибрежной полосе, в действующей редакции его включают в состав первого случая установления сервитута.

Следующая классификация делит земельные сервитуты по сроку действия на срочные и бессрочные. То есть на сервитуты с установленным временем действия или без его установления.

В 2015 году в Земельный кодекс были внесены изменения и в области земельного сервитута, которые коснулись и его видов. Из статьи 23 Земельного кодекса было исключено понятие «частный» сервитут. И таким образом, с 1 марта 2015 года институт частного сервитута как такового продолжает свое существование, но называется он уже просто сервитутом [6].

Что касается публичного сервитута, то из статьи 23 Кодекса было исключено положение о возможности собственника земельного участка, в случае невозможности использования обремененного земельного участка, требовать его выкупа, либо предоставления равноценного возмещения убытков.

Законодатель сохранил собственникам лишь возможность требовать от органов государственной власти или местного самоуправления соразмерную плату, если возникли какие-либо трудности в использовании земельного участка после установления публичного сервитута.

Более важным изменением по рассматриваемому нами вопросу является введение в Земельный кодекс новой главы под названием: «установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Остановимся более подробно на данном нововведении.

Сервитут на землях государственной или муниципальной собственности устанавливается в случаях:

‒ размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений;

‒ проведения изыскательских работ;

‒ ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Глава содержит перечень лиц, которые могут заключить соглашение об установлении данного сервитута, ими могут быть: землепользователь (если земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование на срок более чем один год), землевладелец (если участок предоставлен в пожизненное наследуемое владение), арендатор (если земельный участок предоставлен в аренду),государственное или муниципальное унитарное предприятие, государственное или муниципальное учреждение. Закреплено подробное содержание соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также порядок его заключения.

Введение новой главы в Земельный кодекс, по сути, заложило новый вид земельных правоотношений, ведь раннее законом не предусматривалась возможность установления сервитута на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, хотя, это и не было запрещено. Таким образом, можно сделать вывод, что данное изменение требует особого внимания, так как на данном этапе развития земельных отношений, оно является актуальным и необходимым.

В судебной практике споры, связанныес установлением сервитута, встречаются редко. Поэтому пока не представляется возможным оценить, приживутся ли данные изменения, и помогут ли они судам в урегулировании земельных споров. Понятно лишь одно: земельное законодательство ждет еще ни одно совершенствование, ведь отношения в сфере распределения, использования и распоряжения землей активно развиваются.

Литература:

  1. Копылов А. В. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном современном российском гражданском праве. / М.: «Статут».2000.
  2. Диозди Г. Право собственности в древнем и доклассическом римском праве. / Будапешт. 1949.
  3. Нечаев В. Сервитуты. / Энциклопедия Брокгауз и Эфрон.Т.29. М., 1916. С.41.
  4. «Основные положения государственной приватизации государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г»., утвержденные Указом Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1535
  5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136 — ФЗ (ред. от 01.05.2016)
  6. Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»/Российская газета от 12.01.2015, № 6572.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51 — ФЗ
  8. Бирюков А. А. Сервитуты в российском гражданском законодательстве. / Ставрополь, 2004.
  9. Ерофеев Б. В. Земельное право России. / М., 2000.
  10. Калиничев А. В. Правовая природа публичного сервитута. / Актуальные проблемы права в современной России. Выпуск 4. М.: Готика, 2006.
  11. Овчинникова А. Т. Право ограниченного пользования чужим земельным участком. / СПб.: Питер, 2007.
  12. Тимонина Ю. В. Ограничение вещных прав на землю. / М.: 2008. № 1.
  13. Харьков. В. Правовое регулирование земельных сервитутов// Хозяйство и право. — 2006. — № 9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle